Экономическая теория как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 00:09, курсовая работа

Описание работы

Изучив изрядное количество различного теоретического материала, осмыслив и проработав его, в своей работе я попытаюсь раскрыть тему экономической теории, её роли и функций в обществе.
Понятие экономики двойственно. С одной стороны, под экономикой подразумевается вся система многофункционального хозяйства отдельной страны (или всего мира) с ее многочисленными отраслями, подотраслями, производствами, с системой развитых связей и отношений. С другой стороны, под экономикой часто понимают систему знаний об этом хозяйстве. Хотя, если сказать точнее, то в последнем случае речь идет скорее о системе экономических наук.

Файлы: 1 файл

Курсач1.docx

— 78.61 Кб (Скачать файл)

Современное состояние российской экономической науки связано с поиском и обоснованием новой парадигмы отечественной экономической теории.

Новая российская экономическая теория должна учитывать и включать в свой методологический арсенал принцип экономического психологизма. При этом значение субъективного фактора не должно абсолютизироваться. Сознание, психология вторичны.

Успешное использование  принципа экономического психологизма в теоретических изысканиях и практических рекомендациях свидетельствует о его важности. Сегодня совершенно очевидно, что анализ и оценка социально-экономических проблем будут неполными, усеченными без учета такого фактора, как психология людей.

современное состояние российской экономической науки можно охарактеризовать как кризисное в силу двух причин:

во-первых, она не смогла до настоящего момента разработать самостоятельную, научно обоснованную концепцию формирования такой экономической модели, которая бы учитывала и национальную специфику, и направленность на интеграцию отечественного хозяйства в мировое экономическое сообщество;

во-вторых, российская экономическая наука, продолжая поиск путей выхода из социально-экономического кризиса, пока не может дать ответа на вопросы, с которыми столкнулись государственная экономическая политика и хозяйственная практика в процессе осуществления рыночных преобразований.

Однако кризис российской экономической науки не означает ее полного краха: это постоянно развивающаяся наука со свойственными ей взлетами и падениями.

Важно всесторонне и объективно раскрывать историю отечественной  мысли, давать научное обоснование  особенностям российской цивилизации и путям ее эволюции. Мы убеждены, что в современных условиях российская школа экономической мысли сохранит свою силу, самобытность и станет прочной опорой для возрождения России.

Российская экономическая  наука по своему развитию и влиянию на хозяйственную практику отличается от американской экономической науки примерно так же, как экономика России – от экономики США. Тяжелый груз идеологических постулатов и особенно ее неспособность компетентно помочь при решении проблем, поставленных переходом экономики страны к рынку, привели к тому, что рейтинг российской экономической науки в глазах бизнеса, власти и общества снова оказался на низком уровне.

 

                                 Заключение

 

Экономическая теория – древнейшая наука. Она утверждает, что, действуя в своих собственных интересах, люди создают возможности выбора для других и что общественная координация есть процесс непрерывного взаимного приспособления к изменениям в чистой выгоде, возникающим в результате их взаимодействия. Экономика делится на экономическую теорию и практическую экономику.

В современной экономике  человек выполняет многообразные  экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил  человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью  разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект  отношений в системе современной  экономики человек играет полифункциональную роль.

В настоящее время у  многих исследователей возникает ощущение, что наука подошла к своему естественному рубежу, за которым  ничего конструктивного нет; дальше начинается своего рода метанаука. Не является исключением из общего правила и экономика.

Любая наука – это не только совокупность знаний, но и  школы, традиции (в том числе и способы  ведения научных дискуссий, распространения  знаний и т.д.), и перерыв в несколько  десятилетий здесь фатален. Кроме  того, сама экономическая наука за более чем полувековой период  настолько изменились, что знание, накопленное, скажем, к середине 1990-х  гг., сегодня, как правило, представляет интерес скорее исторический, чем  теоретический или практический.

Реформаторская деятельность по преобразованию тоталитарной, сверхмонополизированной, милитаризированной и неэффективной  экономики в саморегулирующуюся рыночную систему наталкивается, помимо прочих, на трудности, связанные с  крайне слабой подготовленностью подавляющего большинства членов общества к работе в новых рыночных условиях.

В современной экономической  теории возникают все новые вопросы, появляются новые проблемы. Так, перед  экономической теорией встал  вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо. Глобальные экономические  проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой.

Так, например, современная  экономическая наука считает  глобальными те проблемы, которые:

- имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;

- создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;

- требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.

В заключение уместно привести высказывание Людвига фон Мизеса о назначении экономической теории: «Проблемы экономической организации общества — совсем не подходящая тема для легкой беседы за коктейлем. Не могут они быть адекватно рассмотрены и демагогами, разглагольствующими на массовых митингах. Это серьезные вещи. Они требуют усердных занятий. К ним нельзя относиться легкомысленно».

 

Список использованных источников

 

 

  1. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).Экономика. Вып. 22. С. 22–25.
  2. Лемещенко П.С. Проблемы развития современной экономической науки / В кн.: Очерки политической экономии / Под ред. П.С. Лемещенко. - Мн.: БГУ, 2007.
  3. Владимиров, С. А. Краткий очерк истории экономической науки / С. А. Владимиров // Экономический анализ: теория и практика, 
    2006. - N 4. - С. 54-64. - Библиогр.: с. 64 (10 назв.).
  4. Будович, Ю. И. Пути повышения эффективности экономико-теоретического исследования / Ю. И. Будович // Экономический анализ: теория и практика, 
    2009. - N 28. - С. 43-50. - Библиогр.: с. 50 (4 назв. ).
  5. Пирогов, С. В. Пути трансформаций современной экономики // Экономические стратегии, 
    2005. - N 2. - С. 100-101. - Рец. на кн.: Кушлин В. И. Траектории экономических трансформаций / В. И. Кушлин.- М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2004.- 310 с.-Ил.: фото.
  6. Некипелов, А. Д. Современная экономическая теория: систематизация накопленного / А. Д. Некипелов, А. И. Татаркин, Е. В. Попов // Вестник Российской академии наук, 
    2004. - Т. 74, N 3. - С. 255-259.
  7. Либман, А. 
          Современная экономическая теория: основные тенденции / А. Либман // Вопросы экономики, 2007. - N 3. - С. 35-54. - графики.- Библиогр. в подстроч. ссылках.
  8. Курс экономики, Учебник, - 3-е издание, под редакцией Б.А. Райзберга, Москва, ИНФРА – М, 2000г. - 716с.
  9. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ Будович Ю.И. Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 6. С. 38-42.
  10. Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 26 (164).Экономика. Вып. 22. С. 22–25. Т. В. Боровикова Проблемы формирования современной российской экономической науки.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: ФОРМИРОВАНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК Попов А.И. Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. 2010. № 4. С. 23-34.

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ СЕГОДНЯ: ДОРОЖНАЯ КАРТА ИЛИ ОТКРЫТОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ Розанова Н.М. Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 3. С. 37-42.

 

  1. Гусейнов Р. М. История экономических учений: Учебное пособие. - Новосибирск:, 2004. – С. 102

 

  1. Экономическая теория: Учеб. пособие / Под ред. Н. Г. Кузнецова - М.: ИКЦ «МарТ», 2004. - С. 99.

 

  1. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. 2-е изд. / Г. Гукасьян, Г. Маховикова, В. Амосова - СПб: Питер, 2004. – С. 202.

 

  1. Самуэльсон П. А. Экономика. -  М., 2007. – С. 355.

 

  1. Самуэльсон П. А. Экономика. -  М., 2007. – С. 403.

 

  1. К современной трактовке предмета и метода экономической науки (Материалы теоретико-методологического семинара, организованного Редакцией журнала «Проблемы современной экономики») // Проблемы современной науки. – 2004. - №1-2. – С. 28-30.

 

  1. Ведин Н. В., Газизуллин Н. Ф., Хасанова А. Ш. Актуальные вопросы разработки методологии современной экономической науки // Проблемы современной экономики. – 2003. - №3-4. – С. 18-20.

 

  1. Ведин Н. В., Газизуллин Н. Ф., Хасанова А. Ш. Актуальные вопросы разработки методологии современной экономической науки // Проблемы современной экономики. – 2003. - №3-4. – С. 18-20.

 

  1. Бартенев С. А. Экономические теории и школы (история и современность), Курс лекций, Москва, Издательство БЕК, 1996г. - 352с.

 

  1. Курс экономики, Учебник, - 3-е издание, под редакцией Б.А. Райзберга, Москва, ИНФРА – М, 2000г. - 716с.

 


Информация о работе Экономическая теория как наука