Экономическая мысль Древнего Египта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 00:20, реферат

Описание работы

Экономико-специфическая сфера человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого общества. В процессе своей хозяйственной деятельности первобытные люди накапливали производственный опыт, приобретали навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена экономические представления людей являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические представления древних народов облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4
Экономическая мысль Древнего Египта…………………………………………………………..4
• особенность……………………………………………………………………………………………..4-5
• памятники экономической мысли………………………………………………………....5-8
• экономическая основа……………………………………………………………………………….8
Заключение……………………………………………………………………………………………………….9
Список используемой литературы…………………………………………………………………10

Файлы: 1 файл

реферат история эк учений.docx

— 20.62 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………………………………………3-4

Экономическая мысль Древнего Египта…………………………………………………………..4

    • особенность……………………………………………………………………………………………..4-5

    • памятники экономической мысли………………………………………………………....5-8

    • экономическая основа……………………………………………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………………………………………….9

Список используемой литературы…………………………………………………………………10

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Введение

 

Экономико-специфическая сфера  человеческой деятельности родилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В процессе своей хозяйственной  деятельности первобытные люди накапливали  производственный опыт, приобретали  навыки решения проблем экономического характера. Все это закреплялось в родовой памяти поколений. Однако в те отдаленные от нас времена  экономические представления людей  являлись составной частью их архаического мышления. Поэтому ошибочно утверждать, что члены первобытного общества умели мыслить экономически. Экономические  представления древних народов  облеклись в форму экономического мышления лишь с появлением письменности, которая является одним из атрибутов  цивилизации. Процесс его формирования нашел свое отражение в письменных памятниках древневосточных цивилизаций.

Наиболее ранние проявления экономической  мысли следует искать в истории стран Древнего Востока. Основа экономики того периода - земледелие, в дальнейшем географические условия теряют свои приоритеты и экономика опирается только на земледелие. Совершенствуются методы агрокультуры, повышаются урожаи, строятся ирригационные системы, становится возможным накопление материального богатства.

Это и послужило основой раннего развития экономической мысли Древнего Востока. Оно происходит на основе обострения экономических противоречий вместе с развитием рабства и образованием деспотических государств. Одним из важнейших противоречий экономического строя Древнего Востока была незавершенность процесса разрушения крестьянской общины. Община удерживала свои позиции в области сельского хозяйства: распределение воды, ремонт каналов. Были сделаны и попытки ее решения. Об этом свидетельствуют "Речения Ипувера", законы Ману, учение Конфуция и другие проявления экономической мысли.

                                                                                                                                                 3

Расширение долгового рабства  вело к сокращению социальных резервов деспотии и к накалу народных восстаний, часто рабовладельческие государства  распадались. Например, в Египте централизованное государство распадалось несколько  раз.

В странах Древнего Востока, являвшихся обществами азиатского способа производства, экономическая жизнь имела натурально-хозяйственную  основу и регулировалась как первобытнообщинной традицией, так и государственной  регламентацией. Поэтому в письменных источниках той эпохи важное место  отводилось вопросам укрепления натурального хозяйства, организации и управления государственным хозяйством, защите имущественных интересов частных  рабовладельческих хозяйств и регламентации, нарождавшихся товарно-денежных отношении.

 

 

Экономическая мысль Древнего Египта

Древнеегипетская  экономическая мысль представлена в основном различного рода "поучениями" неизвестных авторов. Посвящены  они вопросам государственного управления хозяйственной деятельностью, изложены в форме необязательных для выполнения советов хозяйствующим субъектам  по поводу сооружения и обслуживания ирригационных систем, проведения мелиорационных работ. Всё это требовало централизованного  управления со стороны правительства  и четкой организации производства, на что и делали упор хозяйственные  трактаты.

 

Особенность

Хочется  отметить  особенность  экономики  Египта.  Она  заключалась  в отсутствии денег как таковых.  Египтяне  торговали  на  рынках,  выплачивали жалование, ссужали под проценты и собирали налоги,  не  пользуясь  деньгами, которые переходят из рук в  руки. 

                                                                                                                                                 4

В  то  же время был установлен  эталон относительной стоимости товаров. Во времена Нового  царства  таким  эталоном стоимости стала спираль из медной проволоки, которая называлась  утен.  Он получил  на   столько   широкое   распространение,   что   спираль    стала иероглифическим знаком. На одном  из  изображений  в  храме  Тота  служитель нарисован с податным списком, в котором стоимость каждого  предмета  оценена именно таким способом.

    Другой единицей стоимости был дебен. Первоначально это  слово  означало "кольцо", но со временем оно стало обозначать не сам предмет,  а его вес или   стоимость.

 

 

Памятники экономической мысли

Об экономическом  развитии Древнего Египта нам известно не так много, как хотелось бы. По большому счету до наших дней сохранились  лишь два документа о тех временах: «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII в. до н. э.) и «Речение Ипуреса» (XVIII в. до н. э.).

• «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» (XXII век до н.э.). В этом «Поучении» приводятся «правила» государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как и всякая другая сфера искусства.

• «Речение Ипусера» (нач. XVIII в. до н.э.). Главная идея — недопущение бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране гражданской войны.

В первом документе  говорится о том, что царь оставляет  своему сыну правила управления государством. В те времена для царей было важно освоить какое-нибудь искусство, а еще лучше – несколько  из них. Царь как бы завещает своему сыну овладеть наукой правильного управления хозяйством и государством в целом, поскольку это так же важно, как  самый высокий уровень мастерства в каком-либо искусстве.

                                                                                                                                                 5

 

Произведение  «Поучение гераклеопольского царя своему сыну» датируется XXIIв. до н.э., составлено царем Верхнего и Нижнего Египта Ахтоем Уахкара для своего сына Мерикара.

Несколько основных положений из этого произведения:

○ «Вредный человек – это подстрекатель. Уничтожь его, убей, сотри имя его, погуби сторонников его. Его подчиненные любят его. Мятежник для горожан – это смута, так как он создает из подданных два отряда молодых воинов. Если ты обнаружишь горожанина и дела его известны тебе, сообщи о нем придворным, и они уничтожат его – он враг. Подавляй толпу, уничтожай пламя, которое исходит от нее. Тот, кто беден, – он враг. Будь враждебен к бедняку. Он дает разъяриться толпе, помещенной в рабочие дома…»

○ «Уважай твоих вельмож, охраняй твоих людей. Укрепляй твои границы и твои округа. Хорошо творить для будущего. Благословляй человека, живущего с открытым лицом, так как доверчивость хуже, чем несчастье…Возвышай твоих вельмож, чтобы они поступали по твоим законам. Не пристрастен тот, кто богат в своем доме, он владыка вещей и не нуждается. Не говорит бедняк правды. Несправедлив говорящий: “О, если б я имел”. Пристрастен он к тому, кто владыка подаяний его. Велик царь своими вельможами. Могуч царь владыка, велик он богатством своих вельмож. Говори правду в твоем доме, и будут бояться тебя вельможи в стране…»

○ «Возвышай молодых воинов, и будет тебя любить столица. Увеличивай из твоих подчиненных воинов. Смотри, среди твоих горожан много молодых, сильных, которым исполнилось 20 лет. Молодым воинам приятно, когда исполняют их желания. Что касается старых воинов, то я возвысился благодаря им при моей коронации…»

○ «Награждай вельмож податными списками, жрецов – участками земли. Работают для тебя, как один отряд. Нe будет мятежников среди них. Не будешь страдать ты из-за Нила, что он не приходит. Подати севера будут в твоей руке…»

 

                                                                                                                                                 6

В целом текст  представляет собой политический трактат, содержащий наставление наследнику о том, как надо управлять государством. В начало поучения, судя по отдельным  фразам и словам, речь шла о подавлении мятежа и борьбе с кочевниками, пришедшими с Востока.

 

Второй документ дает нам понять, что уже тогда  цари старались не допускать бесконтрольности в росте процентов и ссудных  операций, а также образования  долгового рабства с той целью, чтобы не происходило расслоения в обществе, которое впоследствии могло бы привести к гражданской  войне. Цари понимали, что гражданская  война вызовет еще больший  упадок страны в целом, а также  приведет к обнищанию крестьян. Поскольку  они будут считать, что терять им практически нечего, кроме жизни, то истребят последнее, что у них  есть. Это "Речение Ипувера". Впервые в мировой истории автор доказывает, что социальное неравенство вполне естественно, раз люди, как и деревья неравны от природы. Произнося свою речь якобы перед царем Египта, он возмущался тем, что в результате переворота рабы стали "владеть устами", бедняки получили имущество богатых, и последним пришлось работать. Как говорилось в "Речении Ипувера" люди зажиточные "поставлены к работе над ручными мельницами", "дети вельмож выгнаны на улицу", "царь захвачен бедными людьми", вскрыты архивы и "расхищены их податные декларации", чиновники убиты и придворные изгнаны из царских домов. Его возмущало то, что бедняки, не способные построить даже хижины, стали теперь владельцами домов, а крестьянин, который "не мог найти себе быков для распашки, стал собственником большого количества скота" и даже наследственных рабов.

Ипувер упорно доказывал, что участники переворота сами стремились стать рабовладельцами. Цель восстания зависит от того, насколько глубоко укоренилось в сознании самих рабов признание рабовладения, потому что целью переворота в более ранних периодах становилось возвращение общинных отношений, в поздних - возможность для бывшего раба стать самому рабовладельцем.

 

                                                                                                                                                7

Памятники экономической  мысли Древнего Востока – это, как правило, своды, законов и  сочинения по искусству государственного управления, экономическое знание носит  догматический, априорный характер. Периодичное повторение одних и  тех же экономических ситуаций создавало  возможность для успешного ведения  хозяйства путем простого копирования  удачного опыта прежних лет.

 

 

Экономическая основа

Изначально  и в течение очень длительного  времени в силу объективных причин экономической основой являлся  центрально-управляемый тип хозяйства. Рынок (тем более свободный рынок), как производная экономической  деятельности и низовая хозяйственная  единица, зарождался долго и достаточно мучительно.

Для его становления  необходимо было очень много факторов, на первый взгляд не связанных с  экономикой: развитие государственно-правовой сферы, духовно-ментальной среды, в  целом рост цивилизованности личности и общества.

Развитие  рынка, зарождение рыночного хозяйства  и в целом системы свободных  рынков исторически показали прямую взаимозависимость социально-политической и экономической сфер. Развитие демократии и демократической системы невозможно при отсутствии системы свободных  рынков. Там же, где господствовал  центрально-управляемый тип хозяйства, в основе которого лежит отсутствие системы частной собственности (в  первую очередь на землю), всегда социально-политическая система проявлялась в форме  деспотии.

 

 

 

 

                                                                                                                                                 8

Заключение

 

Экономическая жизнь древневосточных обществ  имеет практически полностью  натурально-хозяйственную основу и  регулируется «снизу» унаследованной еще от первобытных времен традиций, «сверху» - государственной регламентацией, еще во многом основанной на той  же традиции.

Из всего вышеизложенного можно выделить общие черты экономической мысли Древнего Востока:

- трактаты древневосточных мыслителей были, прежде всего, источниками сведений о хозяйственном быте, и только во вторую очередь их можно рассматривать как памятники экономической мысли ;

Информация о работе Экономическая мысль Древнего Египта