Экономическая мысль Древней Греции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 20:38, доклад

Описание работы

По словам Ксенофонта, "земледелие— мать и кормилица всех искусств" Основную цель хозяйственной деятельности он видел в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей. К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

Файлы: 1 файл

Экономическая мысль Древней Греции.docx

— 25.69 Кб (Скачать файл)

Экономическая мысль Древней  Греции

Наибольшую роль в истории экономических учений Древней Греции сыграли произведения известных мыслителей Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

 

Ксенофонт

Экономические взгляды  Ксенофонта изложены в работе "Домострой", подготовленной как руководство для ведения рабовладельческого хозяйства.

Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку  о ведении и обогащении хозяйства.

Основной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт считал земледелие, которое он квалифицировал как наиболее достойный вид занятия.

По словам Ксенофонта, "земледелие— мать и кормилица всех искусств"

Основную цель хозяйственной деятельности он видел  в обеспечении производства полезных вещей, т.е. потребительных стоимостей.

К ремеслам Ксенофонт относился отрицательно, считал их занятием, пригодным только для рабов. Не включалась в разряд достойных видов деятельности свободного грека и торговля. Вместе с тем в интересах рабовладельческого хозяйства Ксенофонт допускал использование товарно-денежных отношений.

"Домострой" содержал  многочисленные советы рабовладельцам  в области хозяйственной деятельности. Их уделом являлось руководство  хозяйством, эксплуатация рабов,  но ни в коем случае не  физический труд Ксенофонт выражал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное только для рабов. Давая советы по рациональному ведению хозяйства и эксплуатации рабов, он учил обращаться с рабами как с животными.

Ксенофонт одним из первых ,кто уделил большое внимание вопросам разделения труда, рассматривая его как естественное явление, как важное условие увеличения производства потребительных стоимостей.

У Ксенофонта различал двоякое назначения вещи: как потребительной стоимости, и меновой стоимости — с другой.

Вещь, по мнению Ксенофонта, с одной стороны, представляет собой полезность, а с другой стороны, обладает способностью обмениваться на другую вещь.

Будучи идеологом  натурального хозяйства, он не придавал особого значения меновой стоимости.

Ценность вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена непосредственно объяснялась  движением спроса и предложения.

Он близко подошёл к  принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт впервые указал на взаимосвязь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, от объема рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог прежде всего натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал полезным для этого хозяйства развитие торговли, денежного обращения. В них видел один из источников обогащения и советовал использовать в своих интересах

Рассматривая  торговлю, Ксенофонт касался и роли денег. Он отмечал, что деньги служат орудием накопления сокровища и средством обращения. Наибольшее значение он придавал функции накопления, сокровища. Ксенофонт отмечал также, что серебро как денежный материал никогда не может быть в избытке, а поэтому в стремлении людей к его приобретению нет границ.

Ксенофонт признавал деньги как необходимое средство обращения и концентрированную форму богатства. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он рекомендовал накапливать их в качестве сокровищ.

 Он считал, что накопленные деньги (серебро) всегда можно превратить в любые предметы потребления ., в то время как при накоплении других вещей такой возможности нет

Платон

Наиболее известна его  работа "Политика или государство".

Социально-экономическая  концепция Платона получила выражение  в проекте идеального государства. Где свободные люди делились на три сословия :

  1. Философы ,призванные управлять государством
  2. Воины
  3. Землевладельцы ,ремесленники и мелкие торговцы

Рабы не включались ни в одно сословие. Они приравнивались к инвентарю ,служили орудием производства.

Философы и  воины составляли высшую часть общества, о которой Платон проявлял особую заботу. Он предполагал обеспечить им обобществленное потребление, что дало повод толковать это как некий "аристократический коммунизм".

Платон рассматривал государство  как сообщество людей, порожденное  самой природой, впервые высказав мысль о неизбежности деления  государства (города) на две части: на богатых и бедных.

Платон уделял большое внимание проблеме разделения труда, рассматривая его как естественное явление. В его концепции обосновывалось прирожденное неравенство людей. Деление на свободных и рабов он толковал как нормальное состояние, данное самой природой. Рабы рассматривались в качестве основной производительной силы, а их эксплуатация — как средство обогащения рабовладельцев. Свободными гражданами могли быть только греки. В рабов превращались варвары, иностранцы.

Главной отраслью хозяйства Платон считал земледелие, но одобрительно относился и к  ремёслам. Экономическую основу государства он видел в натуральном хозяйстве, базирующемся на эксплуатации рабов. С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена .

 Он допускал мелкую торговлю, которая призвана была обслуживать разделение труда. Однако в целом к торговле, особенно крупной, к торговой прибыли Платон относился весьма отрицательно. По его мнению, торговлей должны заниматься в основном иностранцы, рабы. Для свободного грека занятие торговлей он считал недостойным и даже постыдным.

 

 

Аристотель

Наибольший вклад в  развитие экономической мысли Древней Греции внес Аристотель.

Он родился в 384 г . до н.э. в семье врача (умер в 322 г . до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. Его политические взгляды изложены в работе "Политика" и других произведениях.

Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник  рабовладельческой демократии. Аристотель оправдывал деление людей на рабов  и свободных, воспринимая его  как естественное. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов.

Что касается иностранцев (варваров), то они по своей природе могли  быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп (классов): 1) земледельческий  класс, 2) класс ремесленников, 3) торговый класс, 4) наёмные рабочие, 5) военные. Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому  труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался  в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности.

В этом Аристотель существенно отличался от своих  предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета ЭКОНОМИЧЕСКОЙ науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Являясь сторонником  натурального хозяйства, основанного  на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки  зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных.

С этой точки зрения оценивалось богатство и его  источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники "истинного богатства", состоящего из потребительных стоимостей. экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п.

Он отверг утопию Платона  об «идеальном государств», строившемся  на господстве рабовладельческой аристократии, и разработал теорию «лучшего государства», которое должно было основываться на господстве класса рабовладельцев среднего достатка.

Но и это «лучшее  государство» по своей природе рабовладельческое, поскольку там сохранялось рабство и власть в нем принадлежала рабовладельцам.

Он допускал меновую  торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления  Аристотель связывал с чрезмерным развитием  сферы обращения и включал  в хрематистику, которая рассматривалась как искусство "делать деньги", создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Гениальные догадки высказал Аристотель по поводу обмена, меновой  стоимости. Он понимал, что обмениваемые товары без тождества их сущностей  не могли бы относиться друг к другу  как соизмеримые величины. По его  мнению, обмен не может иметь места  без равенства, а равенство —  без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремёсла и искусства, а  участвующие в нём потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание Аристотель не мог объяснить. Гений Аристотеля проявился в том, что в выражении  стоимости товара он открывает отношение  равенства. Лишь исторические границы  общества, в котором он жил, помешали ему раскрыть, в чём же состоит "в действительности" это отношение  равенства.

Анализируя обмен, Аристотель первый заметил, что для  совершения обмена требуется, чтобы  различные вещи были бы однородными  и равными. Основу равенства, проявляющегося в обмене, он увидел в деньгах, считая, что товары становятся равными друг другу вследствие того, что все  они выражаются в деньгах.

Аристотель не вскрыл истинную основу равенства обмениваемых товаров.

Но его заслуга  в том, что в основе обмена различных  вещей он увидел равенство

Представляет интерес  и то, как Аристотель рассматривал форму стоимости. Денежная форма товара принималась как развитие простой формы стоимости. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

«В истории экономических учений древнегреческие мыслители обнаруживают такую же гениальность и оригинальность, — отмечал К. Маркс, — как и во всех других областях. Исторически их воззрения образуют поэтому теоретические исходные пункты современной науки».*

* Маркс К., Энгельс Ф.  Соч. Т. 20. С. 238. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Экономическая мысль Древней Греции