Экономическая эффективность олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Анализ преобразований, вызванных трансформацией экономики России, все острее поднимает вопрос о месте и роли экономических субъектов в обществе. Переход российской экономики от административно-командной к рыночной не может не сказаться на основных субъектах экономики, какими являются предприятия и фирмы. Ведь именно они выступают ключевыми структурными единицами современного рыночного процесса. В экономике отчетливо проявляются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием трансформации экономического пространства. Буквально за считанные годы российская промышленность стала сферой доминирования отраслевых олигопольных рынков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Основные признаки олигополии………………………………………..5-9
Модели олигополии…………………………………………………...10-13
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии……………………...14-21
Экономическая эффективность олигополии…………………...……22-26
Заключение…………………………………………………..………………27-28
Список использованной литературы………………...

Файлы: 1 файл

олигополия.docx

— 296.50 Кб (Скачать файл)

Подобное рациональное равновесие характерно для частично усовершенствованной игры, которая заведомо исключает абсурдные ходы. Такие равновесные состояния на практике в принципе довольно просто найти. Равновесные конфигурации могут быть выявлены с помощью специального алгоритма из области исследования операций для любой конечной игры. Игрок, принимающий решение, поступает следующим образом: вначале делается выбор лучшего хода на последнем этапе игры, затем выбирается лучший ход на предшествующем этапе с учетом выбора на последнем этапе и так далее, до тех пор пока не будет достигнут начальный узел дерева игры.

Какую пользу могут извлечь компании из анализа на базе теории игр? Известен, например, случай столкновения интересов компаний IВМ и Telex. В связи с объявлением о подготовительных планах последней к вступлению на рынок состоялось кризисное совещание руководства IВМ, на котором были проанализированы мероприятия, направленные на то, чтобы заставить нового конкурента отказаться от намерения проникнуть на новый рынок.

Компании Telex, видимо, стало известно об этих мероприятиях. Анализ на базе теории игр показал, что угрозы IВМ из-за высоких затрат безосновательны.

Это свидетельствует, что компаниям полезно в эксплицитном виде обдумывать возможные реакции партнеров по игре. Изолированные хозяйственные расчеты, даже опирающиеся на теорию принятия решений, часто носят, как в изложенной ситуации, ограниченный характер. Так, компания-аутсайдер могла бы и выбрать ход невступление, если бы предварительный анализ убедил ее в том, что проникновение на рынок вызовет агрессивную реакцию монополиста. В этом случае в соответствии с критерием ожидаемой стоимости разумно выбрать ход невступление при вероятности агрессивного ответа 0,5.

Следует, однако, указать и на наличие определенных границ применения аналитического инструментария теории игр. В следующих случаях он может быть использован лишь при условии получения дополнительной информации.

Во-первых, это тот случай, когда у предприятий сложились разные представления об игре, в которой они участвуют, или когда они недостаточно информированы о возможностях друг друга. Например, может иметь место неясная информация о платежах конкурента (структуре издержек). Если неполнотой характеризуется не слишком сложная информация, то можно оперировать сопоставлением подобных случаев с учетом определенных различий.

Во-вторых, теорию игр трудно применять при множестве ситуаций равновесия. Эта проблема может возникнуть даже в ходе простых игр с одновременным выбором стратегических решений.

В-третьих, если ситуация принятия стратегических решений очень сложна, то игроки часто не могут выбрать лучшие для себя варианты. Легко представить более сложную ситуацию проникновения на рынок, чем та, которая рассмотрена выше. Например, на рынок в разные сроки могут вступить несколько предприятий или реакция уже действующих там предприятий может оказаться более сложной, нежели быть агрессивной или дружественной.

Экспериментально доказано, что при расширении игры до десяти и более этапов игроки уже не в состоянии пользоваться соответствующими алгоритмами и продолжать игру с равновесными стратегиями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Эффективность  олигополии

 

Экономическая эффективность олигополии. Как известно, производственная эффективность достигается каждый раз, когда фирма, в какой бы рыночной структуре она ни функционировала, максимизирует свою прибыль. Значит и для фирмы-олигополиста стремление максимизировать прибыль явится достаточным условием для достижения производственной эффективности.

Рассмотрим теперь эффективность распределения ресурсов при олигополии. Мы знаем, что в условиях совершенной конкуренции цены на товар устанавливаются под воздействием спроса и предложения; отдельная фирма не в состоянии влиять на цену товара, и когда фирмы выпускают продукцию в объемах, соответствующих рыночной цене, достигается эффективное распределение ресурсов. Изменения в рыночных условиях на ресурсном рынке и рынке товаров отражаются при совершенной конкуренции в форме изменений цен как вводимых факторов производства, так и выпускаемых товаров. При олигополии фирмы в состоянии воздействовать на цену товара, поэтому фирмаолигополист получает сигналы об изменении рыночных условий не так, как это происходит при совершенной конкуренции. Перемены на ресурсном рынке также выражаются в изменениях цен используемых ресурсов. А вот перемены на рынке товаров олигополист ощущает в виде изменения объемов продаж при неизменной цене. Повышение цен ресурсов вызовет сдвиг кривых издержек вверх, и фирма-олигополист в этих условиях повысит цену товара и снизит объемы производства. Увеличение спроса на товар стимулирует расширение количества реализуемого товара. Следовательно, при олигополии рыночная система перераспределения ресурсов в ответ на изменения спроса и издержек производства работает в целом как и при совершенной конкуренции.

Однако очень часто фирмы-олигоплисты действуют сообща, что приближает олигополию к чистой монополии. Это и определяет сложность однозначной оценки эффективности распределения ресурсов. Все же большинство олигополий устанавливают цены товаров, превосходящие предельные издержки, поэтому условия совершенного распределения ресурсов не достигаются.

Хотя при олигополии и не наблюдается эффективное распределение ресурсов, для экономистов остается открытым вопрос о степени эффективности олигополии с точки зрения чувствительности к техническому прогрессу и внедрению новаций. Ряд экономистов (Шумпетер, Гэлбрейт) считают, что только крупные фирмы-олигополисты, располагающие значительными финансовыми, техническими и интеллектуальными ресурсами, способны обеспечить технический прогресс. При этом они ссылаются на конкретные примеры из реальной жизни. Однако их оппоненты также на примерах из жизни доказывают обратное: очень многие изобретения, определяющие прогресс отраслей, были сделаны на мелких фирмах или даже изобретателями-одиночками.

Существует две точки зрения на экономические последствия олигополии. Они сосредоточиваются на вопросе динамической эффективности. Традиционная точка зрения исходит из того, что олигополия по структуре близка к монополии. Следовательно, она будет действовать аналогичным образом. Согласно этой точке зрения, можно надеяться, что олигополия, которой присущи барьеры для вступления, ведет к ограничению выпуска объема продукции и установления рыночной цены, которая приносит значительные, если не максимальные, экономические прибыли. Неофициальные тайные соглашения между олигополистами могут дать в результате цены и объемы производства, подобные тем, к которым ведет чистая монополия, хотя при этом сохраняется внешняя видимость конкуренции нескольких независимых предприятий.

Традиционной точке зрения противоречит точка зрения Шумпетера-Гэлбрейта, согласно которой крупные олигопольные фирмы, имеющие рыночную власть, необходимые для ускорения темпов научно-технического прогресса. Современная научно-исследовательская деятельность, разработка новых товаров и производственных технологий - чрезвычайно дорогие, поэтому только большие олигопольные фирмы способны финансировать научные исследования и поисково-конструкторские разработки. Существование барьеров для вступления также дает Олигополист уверенность в том, что он будет получать прибыль, определенная часть которых может вкладываться в научно-исследовательские и конструкторские работы. Итак, олигополия, способствуя научно-техническому прогрессу, имеет возможность производить лучшую продукцию, реализовать ее по более низким ценам и обеспечивать высокий уровень производства и занятости, чем тогда, когда отрасль имела бы более конкурентный характер.

Она затруднена из-за отсутствия единой модели и действия двух сил.

Минусы:

Олигополия на сговоре приводит к ограничению выпуска и увеличению цены аналогично монополии (все последствия аналогичны).

олигополии на молчаливом сговоре находятся вне регулирующего воздействия государства в отличие от монополии, давая те же результаты, но создавая видимость конкуренции

Плюсы:

Ценовые войны. Рыночные цена и количество устанавливаются на конкурентном уровне.

Научно-технический прогресс. Только крупные фирмы способны финансировать значительные затраты на создание новых продуктов и технологий.

Влияние олигополистических структур на развитие национальной экономики (региональный аспект)

Анализируются преимущества олигополий, связанные с концентрацией финансовых, трудовых, материальных ресурсов и наличием мощного научно-технического потенциала. Выявляются особенности стратегий российских олигополистов в сфере сырьевых и базовых отраслей на фоне кризисных явлений в мировой экономике и ужесточения условий конкуренции на сырьевом рынке

Развитие национальной экономики, повышение уровня и качества жизни населения во многом определяются масштабами и эффективностью инновационной деятельности в стране. Основанная на широкомасштабном внедрении достижений НТП, инновационная деятельность становится определяющим фактором роста ВВП. При этом, если прирост ВВП в большей степени обеспечивается внедрением нововведений, то можно говорить о преимущественно инновационном пути развития социально-экономической системы.

В последние десятилетия мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, где отдельные национальные экономические системы оказываются составными элементами единого всемирного экономического организма, связанными глобальными транснациональными корпорациями, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью. Одна из ключевых характеристик современной мировой экономической модели заключается в нарастании и закреплении качественного разрыва между странами-лидерами и периферией, который приобретает труднопреодолимых характер и принимает форму «технологических барьеров развития». Так, если уровень доходов в развитых и развивающихся странах в середине 60-х гг. ХХ в. различался в 17–24 раза, то сегодня — в 60–70 раз.

Развитые страны все больше выступают поставщиками безграничного ресурса — информации, получая взамен ограниченные невозобновляемые материальные ресурсы из стран периферии. Передовые страны, используя механизм внешнеэкономического обмена, получают растущую интеллектуальную ренту, которую они реинвестируют в новые технологии, образование. Доля интеллектуальной составляющей в цене товара, в мировом валовом продукте постоянно растет, доля природной (ресурсной) составляющей постоянно сокращается.

В условиях глобализации экономики и перехода к постиндустриальной стадии общественного развития долгосрочный устойчивый рост экономики России возможен только при условии перехода от сырьевой ориентации к развитию перерабатывающей промышленности. В этой связи стратегическим направлением развития промышленного комплекса страны является его технологическая перестройка, направленная на свертывание незагруженных, структурно-депрессивных производств, перепрофилирование существующих устаревших мощностей на выпуск высокотехнологичной, инновационной, конкурентоспособной продукции.

Теоретически необходимость перехода к инновационной модели развития страны не вызывает сомнения ни у ученых, ни у практиков. Однако развитие экономики России в последние годы характеризуется дальнейшим утяжелением структуры производства, усилением моноотраслевой специализации в экспортоориентированных регионах. Многочисленные исследования говорят, что и в ближайшие годы Россия сохранит сырьевую ориентацию производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Оценивая значение олигополистических структур, необходимо  отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.

Положительная оценка олигополистических структур связывается, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Действительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополистическими структурами достигнуты значительные успехи в развитии науки и техники. Олигополия обладает огромными финансовыми ресурсами, а также заметным влиянием в политических и экономических кругах общества, что позволяет им с той или иной степенью доступности участвовать в реализации выгодных проектов и программ, финансируемых нередко из общественных фондов.

Негативная оценка олигополий определяется следующими моментами.: это прежде всего то, что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно можно ожидать таких же отрицательных последствий, как и при рыночной власти монополиста. Олигополии путем заключения тайных соглашений уходят из-под контроля государства и создают видимость конкуренции, тогда как на самом деле стремятся извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывается на снижении эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества.

Информация о работе Экономическая эффективность олигополии