Экономическая эффективность олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 19:32, курсовая работа

Описание работы

Анализ преобразований, вызванных трансформацией экономики России, все острее поднимает вопрос о месте и роли экономических субъектов в обществе. Переход российской экономики от административно-командной к рыночной не может не сказаться на основных субъектах экономики, какими являются предприятия и фирмы. Ведь именно они выступают ключевыми структурными единицами современного рыночного процесса. В экономике отчетливо проявляются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием трансформации экономического пространства. Буквально за считанные годы российская промышленность стала сферой доминирования отраслевых олигопольных рынков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
Основные признаки олигополии………………………………………..5-9
Модели олигополии…………………………………………………...10-13
Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии……………………...14-21
Экономическая эффективность олигополии…………………...……22-26
Заключение…………………………………………………..………………27-28
Список использованной литературы………………...

Файлы: 1 файл

олигополия.docx

— 296.50 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

   Введение…………………………………………………………………………...4

  1. Основные признаки олигополии………………………………………..5-9
  2. Модели олигополии…………………………………………………...10-13
  3. Использование теории игр при моделировании стратегического взаимодействия фирм в условиях олигополии……………………...14-21
  4. Экономическая эффективность олигополии…………………...……22-26

 Заключение…………………………………………………..………………27-28

Список использованной литературы………………...…………………………29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Анализ преобразований, вызванных трансформацией экономики России, все острее поднимает вопрос о месте и роли экономических субъектов в обществе. Переход российской экономики от административно-командной к рыночной не может не сказаться на основных субъектах экономики, какими являются предприятия и фирмы. Ведь именно они выступают ключевыми структурными единицами современного рыночного процесса. В экономике отчетливо проявляются тенденции укрупнения участников рынка, являющиеся следствием трансформации экономического пространства. Буквально за считанные годы российская промышленность стала сферой доминирования отраслевых олигопольных рынков. Это ситуация, при которой в каждой ведущей отрасли присутствует несколько крупных компаний, которые контролируют рынок, качество выпускаемых продуктов, издержки производства и прибыль, устанавливают цены и объемы выпуска. 
Особую роль в современном экономическом процессе начинает играть среда, в которой функционируют олигополии. Тем самым подчеркивается тот факт, что функционирование олигополий во многом оказывается зависимым от микро- и макросреды их существования, от специфических отношений, складывающихся на конкретном отраслевом рынке.

Выбранная тема несомненно актуальна. В современной экономике олигополия является одним из самых распространенных типов рынка. Одной из характерных черт олигополии является то, что решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение фирма учитывает возможную реакцию участников рынка. Для того, чтобы рассчитать оптимальное решение фирма использует теорию игр. Теория игр - раздел математики, изучающий формальные модели принятия оптимальных решений в условиях конфликта. При этом под конфликтом понимается явление, в котором участвуют различные стороны, наделенные различными интересами и возможностями выбирать доступные для них действия в соответствии с этими интересами.

Цель данной работы - изучение признаков, моделей олигополии и теории игр.

Объектом исследования будут являться модели олигополистического рынка и модели принятия оптимальных решений, а предметом - стратегии фирм-олигополистов в зависимости от выбранной модели действий и оптимальные стратегии фирм при принятии решений.

Анализу олигополии посвящена обширная литература. Термин «олигополия» был введен в экономическую науку Т. Мором, который рассматривал олигополию как частный случай монополии.

Из работ российских экономистов необходимо отметить фундаментальные труды С.Б. Авдашевой, Н.М. Розанова, А.В. Вурос, А.В. Аникина, В.Е. Дементьева, P.M. Нуреева, Т.А. Попова, Э.А. Уткина, В.И. Бархатова, Г.П. Журавлевой, А.В. Горшкова, которые посвящены преимущественно развитию отраслевых рынков в условиях трансформации российской экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Основные признаки  олигополии

 

Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

"Олиго" в переводе  с греческого означает "несколько", поэтому, когда на рынке присутствует  небольшое количество фирм, их  называют олигополиями. В некоторых  случаях олигополиями могут называть  наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на  рынок олигополия идентична продукции  конкурентов (например мобильная  связь и т.п), либо имеет дифференциацию(например стиральные порошки). При этом, на олигополистических рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. возможности получения прибыли фирмы видят в развитии неценовой конкуренции. Как правило вход на олигополистический рынок новых фирм очень затруднен. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес. Особое значение функционирования олигополий имеет информированность их о рынке. С учетом возможностей конкурентов по расширению производства, каждая фирма опасается необдуманных действий, снижающих долю ее на рынке. Поэтому информированность и входит в число обязательных условий существования. Поведение каждой фирмы на рынке имеет четко-обоснованную логику действий и поэтому называется стратегическим. В течении времени стратегии могут корректироваться, но такие изменения имеют среднесрочный, либо долгосрочный характер.

Олигополия - это такая рыночная структура, при которой доминирует небольшое число продавцов, а вход в отрасль новых производителей ограничен высокими барьерами.

Олигополистическая рыночная структура — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Олигополию характеризуют следующие признаки.

Модели олигополии охватывают большую область рынка, расположенную между чистой монополией и монополистической конкуренцией, поэтому количество фирм, образующих олигополию, не поддается точному определению.

Олигополию характеризуют следующие признаки.

1. В отрасли находится  несколько соперничающих фирм, так  что ее нельзя отнести к  чистой монополии. Точного количественного  определения олигополии не существует  это может быть 2—3 фирмы или 10—12. Тем не менее каждая из фирм-олигополистов  обладает достаточно большой  долей в общеотраслевом выпуске, что обеспечивает олигополистам  значительную степень контроля  над рынком. Если же несколько  олигополистов начнут реализовывать  одинаковую рыночную стратегию, то их совместная рыночная  власть приблизится к случаю  чистой монополии.

2. Кривая спроса каждой  отдельной фирмы имеет падающий  характер, следовательно, отрасль не  может считаться совершенно конкурентной.

3. В отрасли находится  хотя бы одна крупная фирма, считающая, что ее действия и  поведение на рынке не останутся  без ответной реакции со стороны  конкурентов, т. е. эта структура  отличается от монополистической  конкуренции. Особенность олигополистической  рыночной структуры связана с  тем, что фирмы сталкиваются не  только с реакцией потребителей, но и реакцией своих конкурентов. Поэтому, в отличие от уже рассмотренных  типов рынков, каждая фирма-олигополист  ограничена в принятии решений  не только нисходящим характером графика спроса на свою продукцию, но и поведением конкурентов.

4. Продукция может производиться  как стандартизированная (нефть, алюминий) — чистая олигополия, так и  дифференцированная (например, автомобили) — дифференцированная олигополия. Вне зависимости от этого олигополистические  рынки всегда характеризуются  наличием у фирм значительной  рыночной власти.

5. Основной показатель  олигополии — степень концентрации  производства в руках нескольких  фирм. Чем она выше, тем меньшая  степень конкурентности характеризует отрасль. Простейшим показателем степени концентрации может служить индекс концентрации, отражающий процентное соотношение ры­ночных долей одной фирмы или группы фирм. Если значение индекса составит для четырех фирм до 35 %, то рынок считается слабо концентрированным, если до 70 % — средней концентрации, свыше 70 % — высококонцентрированным. Также о степени концентрации рынка дает представление индекс Херфиндаля — Хиршмана:

 

[1.1]

 

где qi - доля продаж фирмы, выраженная в процентах. Чем больше значение индекса, тем более концентрированным является рынок и тем большей рыночной властью обладает отдельный производитель. При абсолютной монополии индекс достигает своего максимального значения — 10 000.

Для характеристики неравномерности распределения долей рынка среди фирм используется коэффициент Джини (мера концентрации), отражающий долю рынка, приходящуюся на процентное число фирм. Этот коэффициент будет равен нулю, когда все фирмы отрасли имеют одинаковые доли рынка, и будет равен единице при абсолютной монополии. Чем больше значение коэффициента Джини, тем выше концентрация данного рынка.

Основные причины существования олигополии:

1. Положительный эффект  масштаба производства. Например, если  технически эффективно производство  в объеме, допустим, 200—250 единиц  продукции, а емкость внутреннего  рынка составляет приблизительно 1000 единиц, то закономерно, что в  рамках отрасли существуют 4 компании, технологически способные производить  указанные 200—250 единиц, т. е. реализовавшие  положительный эффект масштаба  производства. Следует отметить, что  достижение такого результата  предполагает сокращение числа  конкурирующих фирм в результате  их банкротства или слияния.

2. Финансовые барьеры  — огромные расходы на рекламу  и продвижение своей продукции  на рынок; другие барьеры —  владение патентами и лицензиями, контроль над сырьевыми источниками.

3. Эффект слияния, обусловленный  взаимозависимостью фирм. В условиях  олигополии изменения в производстве  и реализации у одной фирмы  вызовет ответную реакцию у  ее конкурентов, причем реакцию  абсолютно непредсказуемую. Подобные  обстоятельства побуждают фирмы  к слиянию и приводят к картелизации  отрасли, что может обеспечить  увеличение доли рынка участвующих  в сговоре фирм, увеличить рыночную  власть, дать возможность требовать  более низких цен на ресурсы, выступая в роли «крупного  покупателя».

Примеры олигополистического рынка — производство и сбыт стали, автомобилей, сельскохозяйственного инвентаря, многих бытовых электроприборов.

В России отчетливо олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Олигополизированы основные подотрасли химической промышленности (производство удобрений и пр.) и машиностроения (автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). Крупные предприятия, которые однозначно придают рынку олигополистичекий характер, составляют основу современной российской экономики. Исторически производство в нашей стране развивалась на основе крупной промышленности. Такое положение имело место еще в царской России. Для советской промышленности также была свойственна непропорционально большая доля крупных предприятий при весьма заниженной, по сравнению с экономиками развитых стран, доле мелкого и среднего бизнеса. В новой рыночной экономике возникло много мелких предприятий. Но по-прежнему фактически весь производственный потенциал сосредоточен на предприятиях-гигантах. (По некоторым данным в 2003 г. 30,8 % объема реализации продукции всей российской промышленности обеспечивали всего 24 компании, а весь малый бизнес — только 12 %. Для сравнения, в Великобритании малый бизнес производит более 60 % всех создаваемых в обществе материальных благ.) Поэтому одна из проблем современной российской экономики, помимо поощрения и стимулирования развития малого предпринимательства, состоит в обеспечении экономической эффективности российских фирм-олигополистов и их конкурентоспособности в соответствии с международными стандартами.

Основные причины образования олигополии во многом совпадают с причинами существования чистой монополии.

В условиях олигополии каждая из немногих крупных фирм знает, что если она снизит цену для расширения объема продаж, то другие фирмы для сохранения своей доли рынка вынуждены будут сделать то же самое. В результате у каждой фирмы при прочих равных условиях останется прежняя доля продаж при снижении прибыли. Поэтому ценовая конкуренция невыгодна для всех фирм, действующих в условиях олигополии.

 

 

 

 

2.         Модели олигополии

 

Олигополия - это рыночная структура, большая часть производства и продаж которой осуществляется небольшим числом сравнительно крупных предприятий. Иногда ее еще определяют как "рынок немногих" или "конкуренцию немногих". Остановимся на наиболее значимых характеристиках олигопольного рынка.

Господство в отрасли нескольких, относительно (а иногда, и абсолютно) крупных предприятий — характерный признак олигопольного рынка. Крупный размер подавляющей части предприятий-олигополистов — следствие их немногочисленности на рынке. Как правило, от 2-3 до 10-15 компаний удовлетворяют подавляющую часть рыночного спроса.

Принципиальным следствием небольшого количества фирм на рынке являются их особые взаимоотношения, проявляющиеся в тесной взаимозависимости и остром соперничестве между предприятиями. В отличие от совершенной конкуренции или чистой монополии при олигополии деятельность любой из фирм вызывает обязательную ответную реакцию со стороны конкурентов. Подобная взаимозависимость действий и поведения немногочисленных фирм является ключевой характеристикой олигополии и распространяется на все сферы конкуренции: цену, объем продаж, долю рынка, инвестиционную и инновационную деятельности, стратегию стимулирования сбыта, послепродажные услуги и т.д.

На олигополистических рынках фирмы осуществляют контроль над ценами и объемами производства, имеют прибыль и в краткосрочном, и долгосрочном периодах.

Модель ценовой войны (сознательное соперничество). Ценовая война – это последовательное уменьшение цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Названная ситуация возникает, если появляется искушение у конкурента увеличить свои продажи, сокращая цены и захватывая тем самым рынок сбыта. В этот процесс втягиваются все фирмы отрасли. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не падает до уровня средних издержек; экономическая прибыль в этом случае уже равна нулю.

 

Рисунок 2.1.  Модель ценовой войны (равновесие при P=AC)

Информация о работе Экономическая эффективность олигополии