Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:43, реферат

Описание работы

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.
Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

Содержание работы

Введение
Положение Республики Беларусь в Мире
Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
Региональные приоритеты РБ.
Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии
Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии
Заключение

Файлы: 1 файл

Реферат.doc

— 167.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования Республики Беларусь

Белорусский национальный технический университет

Кафедра «Экономические теории»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему: Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка группы 103212

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2013

 

Содержание:

Введение

    1. Положение Республики Беларусь в Мире
    2. Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь
    3. Региональные приоритеты РБ.
    4. Сотрудничество Республики Беларусь и стран Балтии
    5. Место и роль Беларуси во внешней политике стран Балтии

Заключение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Развитие цивилизации вызывает постоянное вовлечение отдельных государств в международные хозяйственные связи, что ведет к созданию единой мировой экономики. Все страны мира развиваются по общим экономическим законам, что обусловливает приоритет экономического характера международных отношений.

Постоянно усложняющаяся структура потребностей, редкость и удаленность ресурсов требуют все более эффективных средств обмена не только между регионами внутри отдельного государства, но и между самими государствами и мировыми регионами.

Экономическое развитие и прирост населения в разных регионах мира происходят неравномерно, что также вызывает необходимость расширять международные обмены, которые содействуют развитию новых рынков (товаров, услуг, труда, информационных, финансовых и др.), импорту сырья, технологическому и информационному обмену, научным, научно-техническим, производственным, культурным и прочим внешнеэкономическим связям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Положение Республики Беларусь в Мире

 

Республика Беларусь является полноправным членом международного сообщества. Ее открытость и вовлеченность в мировые хозяйственные связи в значительной степени предопределяют зависимость экономики страны от конъюнктуры и тенденций, складывающихся на внешних рынках.

Так, в 2010 году доля экспорта товаров и услуг в ВВП составила 54,6 процента (по данным 2009 года этот показатель в России составил 28 процентов, Польше – 40, Украине – 46, Германии – 41, Франции – 23, Италии – 19 процентов).

Республика Беларусь превышает объемы мирового производства на душу населения таких стратегически важных продуктов, как минеральные удобрения в 10,3 раза, сталь – в 1,3, цемент – в 1,2, электроэнергия – в 1,1 раза. По производству минеральных удобрений на душу населения Беларусь опережает страны Европейского союза почти в 9,5 раза, страны СНГ – в 3,6 раза.

Производство молока на душу населения в Республике Беларусь в 2,3 раза больше, чем в странах Европейского союза, и в 8,4 раза – чем в мире в целом, мяса – соответственно в 1,1 и 2,2 раза, зерна – в 1,6 и 2,5 раза.

Вместе с тем по объему производства ВВП на душу населения, оплате труда, материало- и энергоемкости производства, производительности труда Беларусь пока отстает от стран Европейского союза.

Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.

В связи с этим на экономику Беларуси в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.

Учитывая высокую экспортную ориентированность белорусской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: России, Германии, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта белорусских товаров.

Беларуси необходимо расширить присутствие на традиционных для страны рынках, активно осваивать относительно новые рынки Южной Америки, Азии и других стран.

По прогнозу МВФ, в 2011–2015 годах предусматривается увеличение ВВП в странах Европейского союза на 10,6 процента, в том числе Польше – на 20,7, Нидерландах – 7,2, Германии – 9,4, России – на 24,4, Великобритании – 10,4, Украине – 28,8, Казахстане – на 31,5 процента.

Наиболее тесно социально-экономическое развитие Беларуси будет связано с Россией и Казахстаном в рамках Таможенного союза и формирующегося Единого экономического пространства. Создание общего рынка позволит устойчиво развиваться экономикам названных стран.

 

 

 

 

 

 

2. Принципы внешнеполитической доктрины Республики Беларусь

 

Для такой небольшой страны, как Республика Беларусь, внешняя политика -

по-настоящему ключевой элемент,  обеспечивающий  ее  выживание  и  развитие.

Поэтому   отправной    точкой    для    определения    базового    постулата

внешнеполитической  доктрины  Беларуси  должна  выступать  оценка   основных

геополитических тенденций так или иначе оказывающих влияние на республику.

В этих условиях смысл внешнеполитической деятельности РБ  на  ближайший

период может состоять в уклонении от участия во внешних  конфликтах,  поиске

и привлечении в республику тех крох иностранных  инвестиций,  которые  можно

найти при сегодняшнем дефиците капиталов. Западные  инвестиции  и  небольшие

собственные ресурсы будут  направляться  на  структурную  перестройку  части

белорусской экономики в  сторону  ее  интеграции  в  сферу  геополитического

притяжения ЕС.

Доктрина С. Шушкевича о государственном нейтралитете Беларуси, отказ от

ядерного оружия, стремление до конца сохранять близкие отношения с  Россией,

 уклонение от  идеологизации  своей  внешней  и  внутренней  политики  и  от

конфликтов с соседями, поиск политических партнеров и инвестиций  на  Западе - все это составляло основу  внешнеполитической  линии  Беларуси  от  самого

момента ее провозглашения.

В своей деятельности на международной  арене  Беларусь  руководствуется

принципом многовекторности. Интересы страны естественным образом  охватывают

как западный, так  и  восточный  векторы  в  связи  с  тем,  что  республика

расположена в центре Европы, на перекрестке путей с Запада на Восток.

Основными направлениями политики на международной арене являются:

  • вхождение в мировое  сообщество  в  качестве  равноправного  суверенного

   независимого государства;

  • активное взаимодействие  с  международными,  прежде  всего  европейскими,

   структурами и  организациями;

  • способствование  строительству  новой  мировой  и   европейской   систем

   безопасности, свободных  от «разделительных линий»;

  • участие в многостороннем международном экономическом сотрудничестве;
  • энергичное сотрудничество  в  международных  организациях,  прежде  всего

   системы ООН.

Республика Беларусь - одно из немногих  на  постсоветском  пространстве

государств, которое не имеет пограничных споров с  соседями,  межрелигиозных

конфликтов, дискриминации граждан по языковому признаку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Региональные приоритеты РБ.

 

Надо признать,  решение  большинства  белорусских  проблем

невозможно силами одной лишь  Беларуси.  Слишком  масштабны  и  дорогостоящи

алгоритмы их решения для небольшой страны.

Решение наиболее важных белорусских проблем лежит вне Беларуси, ибо:

  • Беларусь живет в условиях экологической катастрофы, выживание  крупных

белорусских предприятий возможно только путем их успешной деятельности вне национального экономического пространства;

  • новый виток научно-технической революции в развитых странах ставит под

вопрос  судьбу  белорусской  промышленности  в  случае  промедления  с модернизацией производственных технологий;

  • приближение к границам Беларуси НАТО и ЕС создаёт принципиально  новую геополитическую ситуацию, к которой  Беларусь  должна  адаптироваться.

Региональные приоритеты Республики Беларусь выстраиваются  в  следующем

порядке: Россия и СНГ, страны Балтии, Украина, Польша,  Европа,  США,  Азия.

Прежний курс на однозначную ориентацию  на  Россию  имел  свои  сильные

стороны для решения злободневных экстренных задач по стабилизации  экономики

и политической ситуации в стране.  В  критический  момент  именно  восточная

ориентация Беларуси помогла:

  • сохранить рынок для продукции крупных промышленных предприятий;
  • сохранить социальную стабильность;
  • укрепить государственные институты;
  • закрепить именно белорусское направление  для  реализации  крупнейших

   проектов  Европейского Союза на Востоке континента.

Однако  восточная  ориентация  имеет   отрицательные   черты,   которые

постепенно начинают перевешивать имеющиеся плюсы:

  • идеологическая ориентация на русскую антизападную оппозицию привела  к идеологической конфронтации с Западом в  условиях,  когда  Беларусь  в геополитическом отношении вела в целом прозападную политику;
  • Запад создал значительные проблемы для получения Беларусью  доступа  к западным рынкам, технологиям, инвестициям;
  • европейская  интеграция  вышла  на  новый  уровень  своей  глубины  и приблизилась    к    границам    Беларуси,    Европа    активизировала самостоятельную политику на Востоке;
  • антизападные силы, на которые ранее опиралась Беларусь, в значительной

мере пришли к власти в России, усилив проевропейский вектор ориентации

России,   потому   Беларусь   нуждается   в   изменении    однозначной

идеологической ориентации на русскую оппозицию;

  • русский рынок слишком узок  для  белорусской  крупной  промышленности,

несмотря на начавшийся в России экономический рост;

  • в  России  отсутствуют  технологии  и  геополитический  потенциал  для

развертывания глобальных экономических проектов, в  которых  нуждается для свой модернизации белорусская промышленность, то есть в России нет  и, вероятно, в ближайшее время не  появится  необходимых   белорусским гигантам технологий;

  • замалчивание последствий аварии на  ЧАЭС  ради  успеха  интеграции  на  Востоке влечет за собою нарастание постчернобыльских проблем.

Зоной  внешнеполитической  активности  Беларуси   объявлены   Германия,

Польша, Прибалтика. Вместе с тем практика показывает, что в последнее  время

внешнеполитические ориентации  республики  претерпели  серьезные  изменения.

Зоной белорусской внешнеполитической  активности  стали  такие  государства,

как Иран, Индия, Китай, Северная Корея, Сирия.

Из двусторонних отношений в рамках СНГ необходимо выделить отношения  с

Украиной как с крупной европейской страной, обладающей мощным  человеческим,

экономическим и научным потенциалом.  Сотрудничество  с  Украиной  не  имеет

каких-либо препятствий как в политической, так и в  экономической  областях.

Украина также объективно заинтересована в хороших отношениях с Беларусью.

В основу отношений с  Украиной  на  перспективу  Беларусь  закладывает

всемерное   развитие   торгово-экономического    сотрудничества.    Беларусь

заинтересована в поддержании того уровня отношений, который сложился  у  нас

с Литвой и Латвией. Политика этих стран по отношению к  Беларуси  отличается

прагматизмом: есть контакты на политическом уровне,  основное  внимание  они

уделяют развитию экономических отношений.

Однозначно восточная внешнеполитическая ориентация исчерпывает  себя  в

качестве главной доминанты белорусской внешней политики. По  мере  сближения

России и европейского Союза Беларусь все более  очевидно  рискует  оказаться

под очень резким давлением с обеих  сторон  в  условиях  потери  однозначной

поддержки со стороны своих прежних союзников в России. Беларусь нуждается  в

идеологической трансформации и резком улучшении отношений  прежде  всего  со

странами Европейского  Союза.  При  этом  Беларусь  не  должна  и  не  может

отказаться  от  союзнических  отношений  с  Россией.  Выходом  из  возникшей

Информация о работе Характеристика внешнеэкономических связей Республики Беларусь и стран Балтийского региона