Функции управления на примере компании ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических знаний и рассмотрение основных функций управления в компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии» – планирование, организация, мотивация, контроль.
Задачи работы:
Дать определение понятию и сущности управления
Рассмотреть основные функции и процессы управления
Рассмотреть, как осуществляются функции управления в компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
Оптимизация функций управления

Содержание работы

Введение 3
ⅠГлава «Теоретическая часть» 5
Ⅱ Глава «Функции управления на примере компании ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» 18
Заключение 31
Список использованной литературы 33

Файлы: 1 файл

Процесс управления.docx

— 479.40 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

Оглавление

Введение 3

ⅠГлава «Теоретическая часть» 5

Ⅱ Глава «Функции управления на примере компании ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии» 18

Заключение 31

Список использованной литературы 33

Приложение 35

 

 

 

Введение

Управление - искусство, подобно  медицине или инженерному делу, которое  должно полагаться на лежащую в его  основе науку - концепции, теории, принципы и методы.

Теория управления фирмой имеет большое значение для правильной организации функционирования предприятия.

 Управление предприятием  требует разносторонних знаний, научно-исследовательского подхода,  стратегического и вариантного  мышления, организаторских способностей, коммуникабельности, самостоятельности,  новаторства, предприимчивости. Теория  управления интересна тем, что  она постоянно развивается. Не  существует двух предприятий  с абсолютно одинаковыми моделями  управления, так как методы управления  постоянно корректируются с учетом  изменений, происходящих на рынке.  Профессионализм и интуиция менеджера  являются немаловажными элементами  успешного управления, также как  и участие коллектива в делах  предприятия. 

Основными задачами науки  управления являются изучение и практическое применение принципов развития всей совокупности управленческих целей, разработке планов, создании экономических и  организационных условий для  эффективной деятельности трудовых коллективов. Изучение и овладение  этими закономерностями является необходимым  условием совершенствования управления общественным и частным производством, улучшения экономической инфраструктуры и подъема народного хозяйства  страны.

Принципы управления объективны, т.е. не зависят от воли и желаний  отдельных личностей, хотя любая  истина познается через сложнейшую систему субъективно-объектных отношений, и в этом основная трудность управления социумом и отдельной личностью. Эти принципы нельзя считать абсолютной истиной, а только лишь инструментом, позволяющим хоть немного поднять завесу над сверхсложным миром личности и коллектива и лишь подсказать руководителю, как разумнее воздействовать на контролируемую систему и какую реакцию следует, вероятно, ожидать на управляющее воздействие.

Целью данной курсовой работы является закрепление теоретических  знаний и рассмотрение основных функций управления в компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»  – планирование, организация, мотивация, контроль.

Задачи работы:

  1. Дать определение понятию и сущности управления
  2. Рассмотреть основные функции и процессы управления
  3. Рассмотреть, как осуществляются функции управления в компании ОАО «Аэрофлот – российские авиалинии»
  4. Оптимизация функций управления

 

ⅠГлава «Теоретическая часть»

1.1 Понятие и сущность управления

Понятие «управление» имеет следующие основные формулировки:

1) функция организованных систем разнообразной природы, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание процесса деятельности, выполнение их программ и целей деятельности;

2) установление цели и результата ее достижения при помощи необходимых способов и средств;

3) исполнение мероприятий, обеспечивающих желаемое функционирование объекта, приводящее к определенной цели;

4) процесс формирования целей и способов их достижения;

5) применение причинно-следственных отношений, в результате которых поведение системы приводит к желаемому результату (система достигает цели или решает задачу);

6) воздействие на объект, улучшающее функционирование или развитие данного объекта;

7) процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов деятельности.

Субъект управления – физическое или юридическое лицо, которое осуществляет властное воздействие.

Объект управления – то, на что направлено воздействие объекта управления. Объектом управления могут быть физические и юридические лица, социальные, социально-экономические системы и процессы.

Механизм управления – это среда, в которой реализовывается управленческая деятельность. Такой средой для управления является система управления и техника управления.

Две интерпретации  понятия «управление»:

1) как процесс управления организацией – управленческая деятельность;

2) как механизм управления.

Процесс управления и механизм управления должны соответствовать  друг другу и цели управления как  виду деятельности.

Сущность управления на протяжении десятилетий остается неизменной. Так, определяя понятие управления классик-менеджмента А. Файоль приводит шесть следующих функций:

1) технические операции (производство, обработка);

2) коммерческие операции (закупка, продажа, обмен);

3) финансовые операции (распоряжение  средствами);

4) страховые операции (страхование,  охрана имущества и лиц);

5) учетные операции (бухгалтерия,  учет, статистика и др.);

6) административные операции (предвидение, организация, распорядительство,  координация и контроль).

Управлять — это означает предвидеть (учитывать будущее и разрабатывать программу действий), организовывать (создавать двойной — материальный и социальный — организм учреждения), распоряжаться (принуждать коллектив работать надлежащим образом), координировать (взаимосвязывать, объединять, гармонизировать все действия и усилия) и контролировать (обеспечивать, чтобы все происходило в соответствии с установленными правилами).

 

 

1.2 Основные функции и процессы  управления

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.1

Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны , многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1.1).

Рис.1.1 Цикл управления

 

В самом общем виде управление предстает как определенный тип  взаимодействия, существующий между  двумя субъектами, один из которых  в этом взаимодействии находится в позиции субъекта управления, а второй – в позиции объекта управления. Данное взаимодействие характеризуется следующими моментами 2:

- субъект управления направляет  объекту управления импульсы  воздействия, которые содержат  в себе в явном или косвенном  виде информацию относительно  того, как должен функционировать  в дальнейшем объект управления (регламентируются те аспекты  функционирования объекта управления, которые входят в сферу управленческого  воздействия субъекта управления). Данные импульсы будем называть  управленческими командами;

- объект управления получает  управленческие команды и функционирует  в соответствии с содержанием  данных команд.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.

Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций:

  • планирования;
  • организации;
  • мотивации сотрудников;
  • контроль;

Планирование.

  Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений.  Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или другого структурного подразделения.

В зависимости от содержания целей и задач можно выделить следующие формы планирования и  виды планов:

Формы планирования:

- перспективное                       

-среднесрочное                                  

- текущее (бюджетное,  оперативное)

Виды планов:

1. В зависимости от  содержания хозяйственной деятельности: планы производства, планы сбыта,  материально-технического снабжения,  финансовый план, план рекламной  работы, план по НОТ и др.

2. В зависимости от  структуры фирмы: план работы  предприятия, секции, филиала, отдела.

Планирование предполагает обоснованный выбор целей, определение  политики, разработку мер и мероприятий, выбор методов достижения целей.

В зависимости от направленности и характера рассматриваемых  задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное и тактическое  или текущее.

 

 

Организация.

Важной функцией управления является функция организации, которая  заключается в установлении постоянных и временных взаимоотношений  между всеми подразделениями  фирмы, определении порядка и  условий функционирования фирм. Организация  как процесс представляет собой  функцию по координации многих задач.

Функция организации реализуется  двумя  путями:  через  административно-организационное  управление и через оперативное  управление.

Административно-организационное  управление предполагает определение  структуры фирмы, установление взаимосвязей и распределение функций между  всеми подразделениями, предоставление прав и установление ответственности  между работниками аппарата управления.

 Оперативное управление  обеспечивает функционирование  фирмы в соответствии с утвержденным  планом. Оно заключается в периодическом  или непрерывном сравнении фактически  полученных результатов с результатами, намеченными планом, и последующей  их корректировке. Оперативное  управление тесно связано с текущим планированием.

Существует два основных аспекта организационного процесса:

1. Деление организации  на подразделения соответственно  целям и стратегиям.

2.  Делегирование полномочий.

Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Под организационной структурой фирмы понимается ее организация из отдельных подразделений с их взаимосвязями, которые определяются поставленными перед фирмой и ее подразделениями целями и распределением между ними функций. Организационная структура предусматривает распределение функций и полномочий на принятие решений между руководящими работниками фирмы, ответственными за деятельность структурных подразделений, составляющих организацию фирмы.

Основные проблемы, возникающие  при разработке структур управления: установление правильных взаимоотношений между отдельными подразделениями, что связано с определением их целей, условий работы и стимулирования; распределение ответственности между руководителями; выбор конкретных схем управления и последовательности процедур при принятии решений; организация информационных потоков; выбор соответствующих технических средств.

Проблема совершенствования  организационной структуры управления предполагает уточнение функций подразделении, определение прав и обязанностей каждого руководителя  и сотрудника, устранение многоступенчатости, дублирования функций и информационных потоков. Основной задачей здесь является повышение эффективности управления.

Организационная структура  направлена прежде всего на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности. В ней реализуются различные требования к совершенствованию систем управления, выражающиеся в тех или иных принципах.

Информация о работе Функции управления на примере компании ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии»