Бюджеты как средство реализации планов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. БЮДЖЕТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………............................................................................7
1.1. Бюджетное планирование……………………………………………….….7
1.2. Формирование бюджетов………………………………………………..…16
1.3. Анализ и контроль выполнения бюджета……………................................23
3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВС»…………………………………………………………………………….27
2.1. Положение о финансовой структуре………………………………………27
2.2. Налоговый аспект………………………………………………………...…30
3. СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………32
3.1. Технология составление бюджета…………………………………………32
3.2. Системы бюджетов предприятия и их планирование…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….57

Файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 152.80 Кб (Скачать файл)

Бюджет денежных средств  является итоговым и наиболее важным во всей схеме бюджетирования. В  нем собираются вместе итоговые числовые финансовые показатели каждого частного бюджета. Бюджет денежных средств отражает все “хорошие и плохие новости” предприятия. Хорошие новости –  это поступления денег, плохие –  уплаты денег. Итог есть денежное сальдо, которое может быть положительным и отрицательным. В табл. 3.2.9. приведен бюджет денежных средств для рассматриваемого примера. Здесь предоставляется возможность проследить и проверить, как данные каждого отдельного бюджета попадают в итоговый бюджет денежных средств.

Отметим ряд особенностей данного бюджета. Это, во-первых, упрощенный характер схемы уплаты налога на прибыль, принятый в данном примере. Величина налога на прибыль, определенная в рамках планового отчета о прибыли, делятся  на четыре равные части, каждая часть  учитывается в бюджете денежных средств каждого квартала. Во-вторых, заявленный в общей процедуре  бюджетирования инвестиционный бюджет, представлен в табл. 3.2.9. одной строкой затрат на покупку оборудования.

Таблица 3.2.9.

Бюджет  денежных средств (без дополнительного финансирования), руб.

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

Год

Денежные средства на начало периода

284750

(496905.5)

(859811)

(97116.5)

284750

Поступление денежных средств:

от потребителей

1541000

3216000

4958000

3484000

13199000

Денежные средства в распоряжении

1825750

2719095

4098189

2286884

13483750

Расходование денежных средств:

на основные материалы

331650

484410

670335

531645

2018040

на оплату труда основного персонала

562800

1286400

1447200

763800

4060200

производственные накладные затраты

455600

648560

691440

509200

2304800

затраты на сбыт и управление

623100

877030

1237825

865305

3603260

налог на прибыль

         

покупка оборудования

201000

134000

-

-

335000

дивиденды

67000

67000

67000

67000

268000

Всего денежных выплат

2322655.5

3578905.5

4195305.5

2818455.5

12915322

Избыток (дефицит) денег

(496905.5)

(859811)

(97116.5)

568428

568428


 

Как видно из анализа данных табл. 3.2.9., полученный бюджет является дефицитным. Таким образом, необходимо предусмотреть дополнительные источники финансирования, которые в рамках рассматриваемого примера сводятся к банковскому кредитованию. Технологически, в таблицу бюджета вводится дополнительный блок – “финансирование”, в котором финансовый менеджер должен предусмотреть получение кредита и его возврат, а также выплату банку процентного вознаграждения. В табл. 3.2.10. приведен бюджет денежных средств, предусматривающий дополнительное финансирование.

Работа финансового  менеджера по обоснованию суммы  кредитования предусматривает подбор данных в блоке “финансирование” так, чтобы реализовать принцип  разумного избытка денежных средств, т.е. планировать денежный счет на некотором  допустимом уровне, который в рамках рассматриваемого примера не должен быть ниже 201000 руб. Особенностью этой работы является необходимость обеспечить согласование данных бюджета денежных средств с плановым отчетом о  прибыли. Эта необходимость связана с тем, что сумма процентных платежей оценивается в бюджете денежных средств и подставляется в отчет о прибыли. В то же время, сумма налоговых платежей оценивается в отчете о прибыли и подставляется в бюджет денежных средств.

В табл. 3.2.10. и 3.2.11. приведены согласованные плановый отчет о прибыли и бюджет денежных средств, как результат работы финансового менеджера по подбору бюджетных показателей.

Таблица 3.2.10.

Плановый  отчет о прибыли (окончательный  вариант), руб.

Выручка от реализации продукции

13400000

Себестоимость реализованной продукции

8710000

Валовая прибыль

4690000

Общие и маркетинговые затраты

3603260

Прибыль до процентов и налога на прибыль

1086740

Проценты за кредит

82075

Прибыль до выплаты налогов

1004665

Налог на прибыль

301400

Чистая прибыль

703266


 

 

 

 

 

 

Таблица 3.2.11.

Бюджет  денежных средств (окончательный вариант), руб.

 

 

Квартал 1

Квартал 2

Квартал 3

Квартал 4

Год

Денежные средства на начало периода

284750

246251.8

224503.6

273098.7

284750

Поступление денежных средств

         

от потребителей

1541000

3216000

4958000

3484000

13199000

Денежные средства в распоряжении

1825750

2719095

4098189

2286884

13483750

Расходование денежных средств

         

на основные материалы

331650

484410

670335

531645

2018040

на оплату труда основного персонала

562800

1286400

1447200

763800

4060200

производственные накладные затраты

455600

648560

691440

509200

2304800

затраты на сбыт и управление

623100

877030

1237825

865305

3603260

налог на прибыль

75349.8

75348.8

75348.8

75348.8

301399.5

покупка оборудования

201000

134000

-

-

335000

дивиденды

67000

67000

67000

67000

268000

Всего денежных выплат

2316498.2

3572748.2

4189148.2

2812298.2

12890699.5

Избыток (дефицит) денег

(490748.2)

(110503.1)

993348.7

944800.5

593050.5

Финансирование:

Получение ссуды

737000

335000

   

1072000

Погашение ссуды

   

(670000)

(402000)

(1072000)

Выплата процентов

   

(50250)

(31825)

(82075)

Итого, денежный поток 

737000

335000

(720250)

(433825)

(82075)

Денежные средства на конец периода

246251.8

224503.6

273098.7

510975.5

510975.5


 

Завершает систему  бюджетов плановый баланс предприятия. Он представляет собой описания состояния  активов и пассивов компании на конец планового периода. Таблица 3.2.12. иллюстрирует плановый баланс предприятия.

Таблица 3.2.12.

Баланс  предприятия на начало и конец  планового периода, руб.

Активы:

1 января

31 декабря

Оборотные активы:

   

Денежные средства

284750

510976

Счета дебиторов

603000

804000

Запасы сырья

28140

30150

Запасы готовой продукции

174200

261300

Всего оборотные активы

1090090

1606426

Основные средства

   

Земля

536000

536000

Сооружения и оборудование

4690000

5025000

Накопленная амортизация

-1956400

(2358400)

Сооружения и оборудования нетто

2733600

2666600

Итого активы

4359690

4809026

Обязательства:

   

Текущие обязательства

   

Счета к оплате

172860

186930

Банковский кредит

 

-

Акционерный капитал:

1172500

 

Обыкновенные акции, без номинала

284750

1172500

Нераспределенная прибыль

3014330

3449596

Всего акционерный капитал

4186830

4622096

Итого обязательства и капитал

4359690

4809026

Проверка баланса

OK

OK


 

Опишем формирование каждой статьи баланса. Статья денежные средства берется в виде итогового  значения бюджета денежных средств. Дебиторская задолженность определяется как 30% выручки четвертого квартала, на которую предприятие планирует предоставить отсрочку платежа. Запасы сырья определяются как величина остатков сырья из табл. 3.2.3. в размере 7500 кг. по цене сырья 4,02 руб., что составляет 30150 руб. Запасы готовой продукции определяются как произведение остатков готовой продукции на конец года (см. табл. 3.2.2.) на себестоимость готовой продукции: 3000х87,1=261300 руб. Статья “сооружения и оборудование” рассчитывается путем прибавления к начальному значению этой статьи суммы закупок оборудования. Амортизация в соответствии с исходными данными составляет 100500 в квартал, т.е.402000 в год. Это значение следует добавить к накопленной амортизации на начало периода.

Величина кредиторской задолженности получается в виде 50% от стоимости закупок четвертого квартала, которая рассчитана в таблице 3.2.3.. Наконец, сумма нераспределенной прибыли на конец года получается с помощью следующей формулы:

Нераспределенная  прибыль на начало года + Чистая прибыль  за год – Выплаченные дивиденды.

Отметим, что сумма  активов и пассивов баланса совпадает, что является подтверждением правильности составления бюджета. В рассматриваемом  случае предприятие планирует закончить  год без финансовых долгов. Это условие вовсе не является обязательным. Предприятие может закончить год с частично не погашенным банковским кредитом.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе было проведено исследование различных  подходов к определению «бюджетирование». Установлено, что наличие широкого диапазона мнений относительно сущности бюджетирования чаще всего продиктован  либо не знанием общей методологии  создания данного процесса, его задач  и результатов, которые можно  получить в процессе внедрения этих технологий, либо попыткой внедрить зарубежные методики без адаптации их к российским условиям хозяйствования. Во многих случаях  это приводит к проблемам внедрения  данного инструмента управления в российских организациях.

В ходе рассмотрения организации процесса бюджетирования выявлено, что бюджетный процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего периода. Это позволяет предприятию осуществлять строгий контроль финансовых ресурсов предприятия, что важно для выхода из финансового кризиса.

Исследована технология бюджетирования на предприятии, в ходе чего установлено, что единой модели построения бюджета не существует —  для каждого конкретного предприятия  он будет индивидуален. Это связано  с тем, что его структура зависит  от того, что является предметом  составления бюджета; размера организации; степени, в которой процесс формирования бюджета интегрирован с финансовой структурой организации.

В последнее время  у нас в России значительно  вырос интерес к бюджетированию. Но применение западных методов бюджетного управления для многих российских предприятий  не представляется возможным в силу ряда объективных причин (большие  инвестиционные затраты в программно-технические  средства автоматизации учета и  контроля, отсутствие квалифицированного управленческого персонала, слабая законодательная база и др.).

Жизнедеятельность фирмы  невозможна без планирования, "слепое" стремление к получению прибыли  приведет к быстрому краху. При создании любого предприятия необходимо определить цели и задачи его деятельности, что и обуславливает долгосрочное планирование. Долгосрочное планирование определяет среднесрочное планирование и бюджетирование, которые рассчитаны на меньший срок и поэтому подразумевают большую детализацию и конкретику.

Основой любого бюджета  является бюджет продаж, так как  производство ориентировано в первую очередь на то, что будет продаваться, то есть пользоваться спросом на рынке. Объем сбыта определяет объем  производства, который в свою очередь, определяет планирование всех видов  ресурсов, в том числе трудовые ресурсы, сырьевые запасы и запасы материалов, с составлением соответствующих  бюджетов. Это обуславливает необходимость  финансового планирования, планирование издержек и прибыли.

Бюджетирование должно осуществляться по жесткой схеме, использовать расчеты многих количественных показателей.

Планирование и  моделирование дальнейшей деятельности, конечно же, носит несколько абстрактный  характер из-за непредсказуемости ряда внешних факторов, но дает возможность  учесть те изменения, которые не всегда очевидны на первый взгляд.

В настоящее время  бюджетирование является одной из основополагающих дисциплин, которые необходимо знать  любому менеджеру. Процесс бюджетирования включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и  финансовое планирование (планирование прибыли). Бюджетирование позволяет  предпринимателю так спланировать деятельность фирмы, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка. Конечно, это связано с неизбежным финансовым риском, особенно в современных российских условиях, но правильно проведенное бюджетирование позволит свести риск к минимуму.

Данная курсовая работа имела целью доказать необходимость  бюджетирования деятельности любой  фирмы, рассчитывающей на успех в  современных условиях рынка. В работе рассмотрены методика и приемы составления  бюджета ООО «АВС», приведена пошаговая модель технологии бюджетирования на предприятии. Затронуты проблемы современных предприятий при создании систем управленческого учета и бюджетирования.

Исследования, проведенные  в курсовой работе, обосновывают необходимость  внедрения механизма бюджетного планирования в практику российских предприятий как универсального инструмента управления. Так как  бюджетирование способно обеспечивать долгосрочную конкурентоспособность  компании за счет поддержания функции  лидера в снижении затрат, в принятии оптимальных управленческих решений, повышении качества бизнес-процессов, и достижении стратегических целей  исходя из ограниченного набора средств  и ресурсов.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Волкова  О.Н. Бюджетирование и финансовый  контроль в коммерческих организациях. - М.: "Финансы и статистика", 2005.

Информация о работе Бюджеты как средство реализации планов предприятия