Бюджеты как средство реализации планов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

В условиях развивающихся рыночных отношений в нашей стране предприятие получило юридическую и экономическую самостоятельность. Эффективное управление производственной деятельностью предприятия все более зависит от уровня информационного обеспечения его отдельных подразделений и служб

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. БЮДЖЕТЫ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ПЛАНОВ ПРЕДПРИЯТИЯ………………............................................................................7
1.1. Бюджетное планирование……………………………………………….….7
1.2. Формирование бюджетов………………………………………………..…16
1.3. Анализ и контроль выполнения бюджета……………................................23
3. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВС»…………………………………………………………………………….27
2.1. Положение о финансовой структуре………………………………………27
2.2. Налоговый аспект………………………………………………………...…30
3. СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………32
3.1. Технология составление бюджета…………………………………………32
3.2. Системы бюджетов предприятия и их планирование…………………….35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….57

Файлы: 1 файл

Kursovik.docx

— 152.80 Кб (Скачать файл)

Изменение структуры  баланса сказывается на итоге  денежных средств.

Составление бюджета  потока денежных средств – один из самых

важных и сложных  шагов в бюджетировании. Основой  для его составления служат составленные (ранее изложенные) бюджеты и в  первую очередь прогноз объема продаж.

Поступление средств  от основной деятельности рассчитывается с учетом изменений в дебиторской  задолженности, расходы (оттоки денежных средств) – с учетом изменений  в кредиторской задолженности.

Прогноз отчета о движении денежных средств рассчитывается отдельно по видам деятельности (основной, инвестиционной, финансовой). В расчетах может использоваться как прямой метод, так и косвенный  метод.

Прямой метод расчета  потока денежных средств основан  на анализе движения денежных средств  по счетам предприятия.

Косвенный метод основан  на анализе статей баланса и отчета о финансовых результатах.

Обычно бюджет потока денежных средств составляется на год  или полгода вперед с разбивкой  по месяцам. В реальной практике нередки  случаи определения понедельных (на неделю вперед) бюджетов потока денежных средств.

 

1.3. Анализ и контроль выполнения бюджета

 

Контроль – продолжение  планирования, сопровождающее процесс  реализации планов. Контроль в экономическом  смысле – это наблюдение и управление, но поскольку эффективное управление и наблюдение невозможны без постановки целей и планирования мероприятий  по реализации этих целей, то контроль содержит комплекс задач по планированию, регулированию и наблюдению. Задачи контроля состоят в том, чтобы  путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимых действий (принципиальная схема осуществления контроля в области бюджетирования представлена ниже на рис. 5.).

Контроль – это инструмент для руководства предприятием, охватывающий всю деятельность и обеспечивающий достижение цели, намеченной перспективными планами. Контроль предполагает достаточную, оперативную и надежную информацию об исполнении бюджета предприятия в части как доходов, так и расходов, анализ выявленных отклонений от запланированных показателей.

Контроль за исполнения бюджета предприятия осуществляется посредством сопоставления плановых показателей с фактическими на протяжении всего финансового года и после его завершения. Критерием оценки достигнутых значений показателей являются данные принятого бюджета. Для выявления отклонений фактических показателей от запланированных в бюджете на предприятии осуществляется оперативный и периодический контроль финансово-хозяйственной деятельности.

Оперативный контроль достигается посредством запроса необходимой информации от подразделений предприятия и направлен на скорейшее выявление изменений жизненно важных показателей деятельности предприятия (объем реализации, прибыль).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5. Схема осуществления контроля в  области бюджетирования

Оперативный контроль осуществляется на основе ежемесячных  планов доходов и расходов, которые  разрабатываются на основе утвержденного  бюджета предприятия на год с  конкретизацией основных статей.

В ежемесячном плане  доходов и расходов уточняются как  доходная, так и расходная части  исходя из информации, поступившей  от подразделений предприятия на последнее число, и устанавливается  баланс этих частей. Методика его формирования аналогична методике формирования бюджета. Ежемесячный план разрабатывается за 1 – 2 дня до начала планируемого месяца и утверждается директором предприятия. Утверждение плана доходов и расходов – основание для осуществления платежей и обязательств для всех служб предприятия. Ежедневный контроль за исполнением плана доходов – расходов ведется по данным финансовой службы, представленным в информационном массиве, посредством которого оперативно доводятся сведения до руководителей предприятия о фактическом финансовом состоянии на текущую дату.

В течение месяца отслеживается  выполнение плановых заданий (лимитов) по статьям доходов и расходов с расчетом отклонений. При невыполнении доходной части бюджета особое внимание уделяется очередности расходов: своевременному внесению платежей в бюджет, во внебюджетные фонды, погашению банковских ссуд и процентов по ним, оплате энергоносителей, выплате заработной платы.

Для эффективного управления ежеквартально составляется прогноз  выполнения бюджета предприятия, чтобы  информировать руководство в  течение финансового года о том, какое воздействие на ключевые показатели оказывают последние события, не предусмотренные бюджетом.

При необходимости  руководство предприятия принимает  решение о корректировке годового бюджета предприятия по статьям  в соответствии с создавшейся  ситуацией.

Менеджеры предприятия  при оценке результатов и совершенствовании  процесса производства используют анализ отклонений фактических результатов (издержек) от нормативных. Контроль и корректировка исполнения бюджетов могут осуществляются с использованием методики много уровневого анализа отклонений. Уровень отражает степень детализации показателей.

Своевременный контроль и корректировка исполнения бюджета  возможны лишь при эффективной организации  системы управления бюджетированием.

Управление бюджетированием  начинается с назначения директора  по бюджету. Он отвечает за подготовительный процесс, стандартизацию проектных  форм, сбор и сопоставление данных, проверку информации и предоставление отчетов. Директором по бюджету обычно назначается финансовый директор (вице–президент по финансам). Он выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.

Комитет по бюджету  – это составленная из руководителей  верхнего звена консультативная  группа, которая может включать и  внешних консультантов. Комитет  по бюджету – это постоянно  действующий орган, который занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельности компании.

Руководство по бюджету  – это набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру  предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей; они выполняют роль свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ. В инструкциях должно излагаться, что, когда, как, и в какой форме нужно делать.

 

 

2. ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «АВС»

 

2.1. Положение о финансовой структуре

 

ООО «АВС» было создано  и учреждено на основе действующего законодательства и в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «Об обществах с ограниченной ответственностью», устава организации.

«АВС» является обществом, созданным на основе добровольного  соглашения юридических лиц, объединяющих свои средства и имеющих целью удовлетворение общественных потребностей и извлечения прибыли.

Общество относится к субъектам малого предпринимательства и является юридическим лицом, имеет гражданские права и несет обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральным законом, может от своего имени приобретать и осуществлять личные неимущественные права.

Общество имеет  самостоятельный баланс, расчетный  счет, печать, штамп со своим полным фирменным наименованием и указанием  местонахождения фирмы. В соответствии с законом к учредительным  документам относятся учредительный  договор и устав.

Предприятие создано  на неограниченный срок и приобретает  права юридического лица с момента  ее государственной регистрации.

Основной целью  ООО «АВС» является удовлетворение потребностей в продукции, производимой обществом и получение прибыли.


Бюджетный процесс предполагает формирование, согласование и утверждение бюджетов, а также контроль их исполнения и возможность оперативного внесения необходимых корректировок. Бюджетирование включает два аспекта: организационный и методологический. С организационной точки зрения процесс бюджетирования на предприятии представляет собой систему организационного взаимодействия, в которую входят центр планирования (ЦП), центр финансовой ответственности (ЦФО) и центр затрат (ЦЗ). Она направлена на составление обоснованных бизнес-прогнозов функциональным областям деятельности предприятия и дальнейшее получение на их основе бизнес-заданий посредством финансово-хозяйственного моделирования.

 

Рис. 7. Организационная структура предприятия ООО «ABC»

Центр финансовой ответственности (ЦФО) - структурное подразделение, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/или доходы от этих операций и отвечающее за величину данных расходов и/или доходов.

Центр финансового  учета (ЦФУ) - структурное подразделение, которое ведет учет установленных для него показателей доходов и/или расходов, но не отвечает за их величину.

В финансовой структуре  выделяются следующие типы ЦФО:

- Центр инвестиций (ЦИ)

- Центр прибыли  (ЦП)

- Центр маржинального  дохода (ЦМД)

- Центр дохода (ЦД)

- Центр затрат (ЦЗ)

Данная классификация  основана на разделении ЦФО по видам  доходов/затрат, которые определяются, исходя из функциональной деятельности центра.

Каждый ЦФО осуществляет свою деятельность в соответствии с  бюджетом доходов и/или расходов, спланированных на текущий период.

Основной задачей  ЦФО является выполнение своих производственных заданий в рамках установленных  бюджетом показателей.


 







 

 

 

 

 

 

Права и обязанности  руководителей ЦФО

 

Руководители ЦФО  имеют право:

- в пределах своих полномочий участвовать в процессах планирования, учета и анализа бюджетных показателей;

- требовать предоставления  необходимой информации для составления  операционных бюджетов своих  ЦФО у руководителей нижестоящих  ЦФО;

- получать информацию  об изменениях в системе бюджетного  управления Предприятия и в  соответствующих регламентных документах.

Руководители ЦФО  обязаны:

- соблюдать установленные  для их ЦФО лимиты по статьям  бюджетов;

- своевременно предоставлять  плановые и фактические данные  по статьям бюджетов их ЦФО  руководству Предприятия и вышестоящих  ЦФО.

 

2.2. Налоговый аспект

 

Учет расчетов по налогам  и сборам в ООО «АВС» ведется  на счетах бухгалтерского учета непрерывно нарастающим итогом раздельно по каждому налогу и сбору, в разрезе  уровней бюджетов (федеральный, бюджет субъекта РФ, местный бюджет), а также  по видам задолженности (недоимка по основной сумме налога или сбора, пени, штрафы, недоимка по реструктуризированной сумме налога или сбора, пени, штрафы).

Формирование в  бухгалтерском учете и порядок  раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль устанавливаются в соответствии с ПБУ 18/02 « Учет расчетов по налогу на прибыль».

ОOO «АВС» применяет единую систему организации, налог на прибыль рассчитывается по упрощенной схеме – прибыль оценивается по итогам работы компании за год, а затем равномерно делится на четыре части.

Все непрямые налоги, которые включаются в валовые  издержки, автоматически учитываются  в составе тех базовых показателей, исходя из которых они определяются (например, заработная плата планируется вместе с начислениями). Предприятие не является плательщиком налога на добавленную стоимость.

Под основными средствами в целях налогообложения принимается  часть имущества, используемого  для производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) или  для управления организацией. Для  целей налогового учета основные средства, принятые к учету, включаются в соответствующую амортизационную  группу, исходя из срока полезного  использования, определенного самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 г. №1 (ред. 10.12.2010) «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». По всем объектам основных средств, применяется линейный метод начисления амортизации.

Сумма переоценки (уценки) стоимости объектов ОС не признается доходом (расходом) учитываемым для  целей налогообложения, и не принимается  при определении восстановительной  стоимости амортизируемого имущества  и при начислении амортизации  учитываемой для целей налогообложения (в соответствии со ст.257 НК РФ) в случае проведения переоценки ежегодно или  с определенной периодичностью.

При выбытии основных средств оставшиеся суммы отложенных активов и обязательств подлежат списанию на счет 99 «Прибыли и убытки».

 

 

 

 

 

 

3. СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

3.1. Технология составления бюджета

 

Технология составления  бюджета предприятия демонстрируется  ниже с помощью очень простого примера, который описывает соотношения  между отдельными показателями внутри бюджетных таблиц и соотношение  итоговых показателей отдельных бюджетных таблиц как единого целого бюджета.

Пусть на предприятии  начата подготовка краткосрочного финансового  плана на следующий плановый год. В соответствии со сложившейся традицией  финансовый менеджер составляет систему  бюджетов на ежеквартальной основе, получив  из отдела маркетинга данные о прогнозных объемах сбыта. Совокупность собранной  информации представлена ниже. Следует  отметить, что исходные данные обычно представляются по блокам в соответствии со списком бюджетов, которые разрабатываются  финансовым менеджером предприятия.

В качестве первого  блока исходных данных используется прогноз объемов продаж и цен (табл. 3.1.1.):

Информация о работе Бюджеты как средство реализации планов предприятия