Бюджетно-налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики……………………….......
1.1. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики………
1.2. Эффективность бюджетно-налоговой политики……………….........
Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь………...
2.1. Бюджетно-налоговая политика как элемент стабилизационной политики……………………………………………………………………….
2.2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике
Беларусь на современном этапе……………………………………………..
2.3. Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь……………………….................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая БНП!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

Бюджетно-налоговая  политика позволяет сгладить колебания  совокупного спроса, а значит и  делового цикла. Ее инструменты либо являются составляющими совокупного  спроса (государственные закупки), либо оказывают прямое воздействие на его элементы (налоги, трансферты). Это позволяет в период спада производства увеличивать совокупные расходы, смягчая падение совокупного спроса, а в периоды подъема – сокращать их, т.е. использовать фискальную политику в целях стабилизации экономического развития [новикова, с. 110].

Фискальная  политика также может изменять и структуру совокупного спроса. Стимулирующая фискальная политика приводит к увеличению в его общем объеме доли государственных расходов, потребления и сокращению доли частных инвестиций. Сдерживающая же фискальная политика сопровождается ростом доли частных инвестиций в совокупном спросе и уменьшением доли государственных расходов.

Выполняя  стабилизирующую функцию, фискальная политика способствует решению ряда других задач. Например, увеличение социальных трансфертов и снижение нижней ставки подоходного налога, с одной стороны, приведут к росту совокупного  спроса, а с другой – позволят снизить дифференциацию доходов  в обществе. Рост государственных расходов не только выполняет стимулирующую функцию, но и может быть использован для увеличения степени вмешательства государства в экономику [новикова, с. 111].

Чаще  всего полагают, что фискальная политика оказывает воздействие исключительно  на совокупный спрос. Однако она потенциально может воздействовать и на объем предложения товаров и услуг [Мэнкью, с. 496].

Государство снижает налоги и увеличивает  свои закупки, т.е. проводит стимулирующую  фискальную политику (рис. 1.5). Увеличение государственных закупок приведет к росту совокупного спроса с AD1 до AD2 и совокупного дохода с Y1 до Y2. Снижение ставки налога на прибыль будет способствовать увеличению частных инвестиций; если будет снижена ставка подоходного налога, то повысятся сбережения и стимулы к труду. Эти процессы приведут к росту совокупного предложения и сдвигу кривой AS1 в положение AS2 и росту совокупного дохода с Y2 до Y3 [Мэнкью, с. 496].

Таким образом, стимулирующая фискальная политика может быть использована для стимулирования экономического роста [новикова, с. 111].





 



 

Рис. 1.5. Влияние  стимулирующей фискальной политики

на совокупный спрос и совокупное предложение

 

Но при  высоких налоговых ставках отсутствуют  усилия и инициатива для экономической  деятельности, а так же снижается  потребность в инвестициях. Например, более высокая ставка подоходного налога эквивалентна более высоким издержкам трудовой деятельности. Люди могут предпочитать меньше работать и заменить работу отдыхом. Высокие пособия по безработице могут привести к увеличению равновесной безработице. Высокие пособия по безработице, снижая тяготы жизни без работы, могут подтолкнуть людей к поиску более “хорошей” работы, нежели первой предложенной. Высокие пособия, связанные с доходом, могут породить “ ловушку  бедности”. Какой смысл для безработного искать работу, если в результате они потеряют свои пособия по бедности и окажутся в конечном итоге в ничуть не изменившемся положении. [Экономикс, с. 605.]. Все выше перечисленные факты влияют на снижение совокупного предложения.

Эффективность недискреционной фискальной политики заключается в том, что встроенные стабилизаторы реагируют мгновенно на изменение экономической конъюнктуры и сглаживают циклические колебания экономического развития [новикова, с. 111].

Вместе  с тем реализация фискальной политики связана с решением ряда проблем. Для нее характерны длительные временные  лаги. Особенно значителен внутренний лаг – период времени между возникновением необходимости изменения политики и принятием решения о ее изменении [нов, ясин, с. 109].   Также существует внешний лаг – это время от принятия конкретных мер до получения эффекта  в реальном секторе экономики. Временные лаги лишают бюджетно-налоговую политику гибкости [новикова, с. 112].

Одной из серьезнейших проблем реализации фискальной политики является «эффект вытеснения». Часть совокупного объема производства оказывается «вытесненной» ( недопроизведенной), в результате роста ставки процента, что приводит к сокращению величины совокупных расходов. Это происходит в результате проведения государством стимулирующей фискальной политики. То есть госрасходы вытесняют частные расходы [нов, ясин, с. 109].

Помимо  эффекта вытеснения эффективность  стимулирующей фискальной политики ослабляет и инфляция спроса, которая  может быть следствием увеличения совокупных расходов [новикова, с.113].

Существуют  также проблемы, связанные с действием  автоматической фискальной политикой. Она на определенной стадии делового цикла может служить так называемым фискальным тормозом. В ситуации, когда после серьезного спада производства экономика только начинает выходить из застоя и ей требуются стимулы к развитию, встроенные стабилизаторы начинают действовать в обратном направлении, сокращая совокупные расходы и увеличивая налоговые изъятия в казну [новикова, с. 113].

Правильность  проводимой фискальной политики можно оценить по ее результатам воздействия на государственный бюджет. Если бюджет сводится с дефицитом, то фискальная политика неэффективна, если с профицитом, то она является эффективной.

 

Вывод:

1. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это меры, предпринимаемые правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью обеспечения высокого уровня занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста, предотвращения резких колебаний цен.

2. Существует две концепции в отношении к фискальной политике: классическая и кейсианская. По мнению классиков, фискальное воздействие приводит лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияет на значения реальных переменных. Кейнсианская теория  фискальной политики заключается в следующем: в условиях рыночной экономики достижение автоматического равновесия крайне сложно, поэтому необходимо вмешательство извне, т.е..вмешательство центральной власти.

3. Государство проводит фискальную политику с помощью налогов и госрасходов. Фискальную политику, по характеру воздействия на совокупный спрос, делят на виды: стимулирующую (увеличение госрасходов или снижении налогов или комбинирование этих мер) и сдерживающую (снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер). Стимулирующая фискальная политика приводит к дефициту бюджета,  сдерживающая – к профициту.

4. Под дискреционной фискальной политикой понимают целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета, а под недискреционной – автоматическое изменение государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода. К встроенным стабилизаторам относят  пособия по безработице, социальные выплаты, прогрессивную шкалу подоходного налога.

5. Меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликатора: госрасходов (1/(1-mpc)), трансфертов (mpc/(1-mpc)), налогов(-mpc*1/(1-mpc)), сбалансированного бюджета(Mg+Mta= mpc /(1-mpc)-mpc/(1-mpc)=1).

6. Фискальная политика помогает сгладить последствия экономических шоков. (Стимулирующая политика помогает  предотвратить длительные спады, сдерживающая применяется для удержания инфляции). Также она используется для стабилизации экономического развития, сглаживания колебаний совокупного спроса, изменение структуры совокупного спроса, позволяет снизить дифферинцацию доходов в обществе, увеличить совокупный спрос и т. д.

7. В то же время реализация фискальной политики наталкивается на такие проблемы, как негативное влияние на совокупное предложение, длительные временные лаги, «эффект вытеснения», инфляция спроса, «фискальный тормоз».

 

 

Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике                Беларусь.

2.1. Бюджетно-налоговая политика как  элемент стабилизационной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Особенности бюджетно-налоговой  политики в Республике 

Беларусь  на современном этапе.

Республика  Беларусь относится к странам  с малой открытой рыночной экономикой. Поэтому для РБ характерно усиления фискальных методов регулирования  экономики в сочетании с политикой  стимулирования экспортно-ориентированного производства и импортизации в период трансформации экономики.

На начальном  этапе становления независимости  преимущественно проводилась дискреционная  стимулирующая фискальная политика. Начиная с 2001, года дискреционная  политика приобрела направление  стимулирующей инвестиционной политики.

Особенностями фискальной политики в РБ являются:

  1. Высокий уровень дотаций и субсидий для экономики (в пределах 3-8% от ВВП)
  2. Небольшая доля прямых налогов, которые являются автоматическими стабилизаторами экономики (30% от общей суммы налогов)
  3. Большая доля косвенных налогов( основным доходным источником является налог на добавленную стоимость=около1/3 без учета государственных целевых бюджетных фондов) в удельном весе налогов, многие из них включаются в себестоимость продукции, что подымает цену на продукцию, снижает ее конкурентноспособность и реальный уровень жизни населения.
  4. Достаточно высокая  налоговая нагрузка на экономику (около 30% от ВВП)
  5. На протяжении последних 10 лет является сохранение дефицита бюджета на достаточно низком уровне—в пределах 2-3 % [Вороб. Стр.121]

Проводимая  в настоящее время бюджетная  политика направлена на решение следующих  задач:

  • Формирование сбалансированного бюджета
  • Поэтапная консолидация в бюджете всех госресурсов
  • Постепенное сокращение госрасходов на основе определенных четких приоритетов бюджетного финансирования
  • Реформирование бюджетной системы и повышение на этой основе эффективности использования бюджетных средств.    [СБ стр,95]

 

Доходная часть бюджета.

Особенностью  сбора налогов в РБ является то, что высокая доля их централизации  в республиканском бюджете, что  лишает стимула местных органов  власти в зарабатывании средств, и ведет к большим затратам, связанных с субсидированием  местного бюджета и большими потоками финансовых средств из региона в  центр.

Источники формирования государственного разнообразны, но имеют  в основном налоговый характер. В  общей сумме доходов консолидированного бюджета налоговые доходы составляют (72,1%), неналоговые доходы — (4,2%), взносы на государственное социальное страхование — (23.7%).[ЭФУстр.83]

Не налоговыми доходами государства являются:

    • Доходы от государственной собственности и предпринимательской деятельности( арендная плата за землю, прибыль Нацбанка, проценты, дивиденды).
    • Доходы от оказания платных услуг органами государственной власти, местного самоуправления и находящиеся в их ведении бюджетными организации.
    • Административные сборы и платежи.
    • Поступления от реализации государственных резервов и ценностей.
    • Безвозмездные поступления [СБ стр.91]

Действующие в Республике Беларусь налоги в зависимости  от выполняемых функций могут  быть объединены в следующие группы:

1.Налоги и сборы выплачиваемые из выручки от реализации продукции( работ,услуг), а именно:

  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы
  • Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, налог с пользователей автомобильных дорог, уплачиваемые единым платежом
  • Местные налоги и сборы ( налог на продажу товаров в розничной торговой сети, сборы за услуги)

2. Налоги на прибыль и доходы.

  • Подоходный налог
  • Налог на прибыль
  • Налог на дивиденды и приравненные к ним доходы
  • Налог на доходы иностранных юридических лиц, не осуществляющих своей деятельности в РБ через постоянное предпринимательство
  • Налоги на доходы, полученные в отдельных сферах деятельности (налг на игорный бизнес, налог на доходы от осуществленной лотерейной деятельности).

Информация о работе Бюджетно-налоговая система РБ