Бюджетно-налоговая система РБ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 10:23, курсовая работа

Описание работы

Существуют различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики……………………….......
1.1. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики………
1.2. Эффективность бюджетно-налоговой политики……………….........
Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь………...
2.1. Бюджетно-налоговая политика как элемент стабилизационной политики……………………………………………………………………….
2.2. Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике
Беларусь на современном этапе……………………………………………..
2.3. Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь……………………….................................................
Заключение………………………………………………………………………
Список использованных источников………………………………………….

Файлы: 1 файл

Курсовая БНП!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.docx

— 82.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

кафедра экономической теории

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему: Бюджетно-налоговая (фискальная) политика

 и ее эффективность.

 

 

 

 

 

Выполнила:                         студентка ФФБД, ДФС, 2 курса    Т.А. Чистякова

 

Проверила:        Е.М. Чепикова

 

 

 

 

 

 

МИНСК 2008

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………….

 

Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики……………………….......

    1. Понятие, цели, инструменты бюджетно-налоговой политики………………………………………………………………...
    2. Эффективность бюджетно-налоговой политики……………….........

 

Глава II. Бюджетно-налоговая политика в Республике Беларусь………...

2.1.    Бюджетно-налоговая политика как элемент стабилизационной политики……………………………………………………………………….

2.2.     Особенности бюджетно-налоговой политики в Республике

Беларусь  на современном этапе……………………………………………..

2.3.     Направления совершенствования бюджетно-налоговой политики в Республике Беларусь……………………….................................................

 

Заключение………………………………………………………………………

 

Список использованных источников………………………………………….

 

Приложения…………………………………………………………………….

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Сущность бюджетно-налоговой политики.

1.1. Понятие, цели, инструменты и виды бюджетно-налоговой политики.

Существуют  различные определения фискальной политики, зачастую противоположные по своей сути. Большинство авторов согласны с тем, что она является частью экономической политики государства, но расходятся в определении объекта фискального регулирования.

Часто под  фискальной политикой подразумевается  политика бюджетно-налоговая, которая  «реализуется путём изменения налоговых  ставок или правил, определяющих налоговую  ответственность, либо изменения государственных  расходов на приобретение реальных товаров и услуг или трансфертных платежей. Такая политика может проводиться как в целях оказания воздействия на уровень совокупного спроса, так и для стимулирования фирм и людей заниматься или, напротив, не заниматься теми или иными конкретными видами деятельности» [Словарь……, с.456].

В учебнике «Экономика» С. Фишер, Р. Дорнбуш  и Р. Шмалензи определяют фискальную политику как совокупность государственных  расходов и решений в области  налогов [Фишер…., с.512]. Авторы другого учебника дают следующее определение: «Фискальная политика – это целенаправленное манипулирование государственными расходами и налоговыми поступлениями для обеспечения полной занятости, стабильности цен и экономического роста» [Макконнелл….., с. 256].

Наиболее  правильным является определение фискальной политики как мер, предпринимаемых правительственными органами, по изменению государственных расходов, налогообложения, предоставления льгот, субсидий, трансфертных платежей с целью обеспечения высокого уровня занятости, равновесия платежного баланса, экономического роста, предотвращения резких колебаний цен.

Согласно  классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как  инструмент финансового обеспечения  выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике.

Согласно  кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста государственных  расходов растет совокупный спрос и  национальный доход. Прирост национального  дохода обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования государственных расходов. При этом фискальная политика особо  эффективна в период экономического спада [новикова, ясинский, с. 92].

Среди многочисленных целей фискальной политики основными являются:

  • обеспечение устойчивого экономического роста;
  • достижение высокого уровня занятости;
  • снижение темпов роста инфляции;
  • сглаживание циклических колебаний экономики.

Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются налоги и государственные расходы. Государственные расходы часто условно делят на государственные закупки товаров и услуг (расходы на здравоохранение, образование, оборону, строительство дорог) и  трансферты (субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение [Новикова, Ясинский, с. 95].

Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос разное. Из формулы  совокупного спроса: AD = C + I + G + Xn следует, что государственные закупки являются компонентом совокупного спроса, поэтому их изменение оказывает прямое воздействие на совокупный спрос, а налоги и трансферты оказывают косвенное воздействие на совокупный спрос, изменяя величину потребительских расходов (С) и инвестиционных расходов (I).

При этом рост государственных закупок увеличивает  совокупный спрос, а их сокращение ведет  к уменьшению совокупного спроса, так как государственные закупки  является частью совокупных расходов.

Рост трансфертов  также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при  увеличении социальных трансфертных выплат (social benefits) увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы. С другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

Рост налогов  действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного  спроса. Соответственно снижение налогов  увеличивает совокупный спрос. Снижение налогов ведет к сдвигу кривой AD вправо, что обусловливает рост реального ВНП.

Поэтому инструменты  фискальной политики могут использоваться для стабилизации экономики на разных фазах экономического цикла.

Причем, из простой  кейнсианской модели (модели «кейнсианского креста») следует, что все инструменты фискальной политики (государственные закупки, налоги и трансферты) имеют мультипликативный эффект воздействия на экономику, поэтому, по мнению Кейнса и его последователей, регулирование экономики должно проводиться правительством с помощью инструментов именно фискальной политики, и прежде всего с помощью изменения величины государственных закупок, так как они имеют наибольший мультипликативный эффект.

В зависимости от экономической  ситуации в стране: наличия экономического спада, или же экономического роста, фискальная политика подразделяется на стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, которая осуществляется в периоды экономического спада; и сдерживающую (рестрикционную), которая проводится в периоды экономического роста. Стимулирующая фискальная политика в краткосрочном периоде имеет своей целью преодоление спада экономики и предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер (рис. 1, а). В долгосрочном периоде снижение налогов может привести к расширению факторов производства и стимулированию экономического роста, а также стать причиной возникновения дефицита государственного бюджета.

Сдерживающая фискальная политика предполагает снижение государственных  расходов, увеличение налогов или  комбинирование этих мер с целью  ограничения циклического подъема  экономики (рис. 1.1, б). В краткосрочном периоде эти меры позволяют снизить инфляцию со стороны спроса. В долгосрочном периоде сдерживающая фискальная политика может привести к спаду производства и развертыванию механизма стагфляции. В результате такой политики может возникнуть профицит бюджета.


 

 

    


 

 

 

 

Рис. 1.1. Виды фискальной политики: а) стимулирующая, б) сдерживающая

 

В зависимости  от характера использования прямых и косвенных методов выделяют дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Дискреционная фискальная политика -- это целенаправленное изменение величин налогов и государственных расходов, осуществляемое правительством для изменения реального объема национального продукта и уровня занятости, контроля за инфляцией и стимулирования экономического роста [Макконнелл……., с.243]. Она может осуществляться  с помощью как прямых,  так и косвенных инструментов.   К   прямым   относят   изменение государственных закупок товаров и услуг, трансфертных платежей. К косвенным  – изменения  в  налогообложении  (ставок  налогов,   налоговых   льгот,   базы налогообложения).

Рассмотрим механизм  дискреционной  фискальной  политики,  используя

кейнсианскую модель «доходы  – расходы» и вводя следующие упрощения:

1) первоначально чистый  экспорт равен нулю;

2) правительственные закупки  не будут вызывать никаких  сдвигов графиков потребления  и инвестиций;

3) первоначально в экономике  не существует налогов;

4) уровень цен постоянен,  т.е. экономика функционирует  на горизонтальном отрезке кейнсианской  кривой совокупного предложения;

5) фискальная  политика  оказывает   воздействие   лишь на совокупные расходы (совокупный спрос), а преднамеренное или случайное воздействие фискальной  политикиа  на совокупное предложение отсутствует [Макконелл……, с. 243].

Учитывая эти допущения,  проанализируем  влияние  изменения  государственных расходов на объем национального производства (выпуск), доход.

Предположим,   что   первоначально   совокупные   расходы (АЕ)   включали потребительские  расходы  С  и  инвестиции  I, государственные расходы G1, а  экономика  находилась   в равновесии в точке Е1 при равновесном доходе (выпуске) Y1 (рис. 1.2).





 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1.2. Государственные закупки и равновесный совокупный доход (выпуск)

 

 

 В связи  с   начавшимся  спадом  производства  правительство  приняло решение   поддержать   совокупный спрос,   увеличив   совокупные   расходы   за    счет государственных  закупок  G  (рассмотрим   сначала   только   этот   элемент государственных расходов). Оно осуществило дополнительные закупки товаров и услуг на  сумму 20 млрд. рублей. Эти государственные расходы автономны, т.е.  постоянны для любого выпуска продукции.  Поэтому  они  приведут  к  увеличению  совокупных расходов тоже на 20 млрд. рублей, что обусловит сдвиг прямой С+I+G1   вверх на величину  G=G2-G1  в положение C+I+G2.  Совокупные расходы станут   превышать равновесный объем совокупного дохода Y1. В ответ фирмы начнут  расширять производство.

Этот процесс будет  продолжаться до  тех  пор,  пока  не  наступит  равенство

между совокупными расходами  и объемом дохода.  Новое положение равновесия будет достигнуто в точке  Е2  при доходе Y1.  Увеличение  государственных закупок стимулировало рост дохода с Y1 до Y2.  Расстояние  по вертикали между прямыми C+I+G2  и   C+I+G1  показывает величину  государственных закупок, а расстояние между Y1  и Y2 -  прирост совокупного дохода.  Из рис. 2  видно,  что этот  прирост превышает   прирост государственных закупок, т.е. последние обладают  эффектом  мультипликатора.

Мультипликатор государственных  расходов (закупок)  МG   показывает  изменение совокупного дохода (выпуска)в результате изменения  расходов  государства.  Он рассчитывается по формуле:

 

МG==

 

 

Формула мультипликатора  государственных расходов  такая  же, как и формула   мультипликатора  инвестиций, так как эти компоненты совокупных расходов оказывают на экономику аналогичный  эффект. Рост

государственных закупок (как  и инвестиций) создает дополнительный  спрос  на товары и услуги, который вызывает первичное приращение дохода, равное  росту государственных  расходов.  Часть  этого  дохода,  определенная   предельной склонностью к потреблению, будет использована на потребление,  что  приведет к дальнейшему возрастанию совокупного спроса и дохода  и  т.д. Следовательно, изменение государственных расходов приводит в движение  такой же процесс мультипликации совокупного  дохода,  как  и  изменение  частных инвестиций. Поэтому  мультипликатор  государственных  расходов  также  можно определить по формуле:

Информация о работе Бюджетно-налоговая система РБ