Бюджетное устройство российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы бюджетной системы Российской Федерации;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об общей характеристике бюджетной системы Российской Федерации;
3.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство российской экономики.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

Экономическая классификация  расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета представляет собой группировку расходов, отражающую распределение бюджетных средств по главным распорядителям средств бюджета; их перечень утверждается федеральным законом.

Ведомственная классификация  расходов бюджетов субъектов РФ и  местных бюджетов представляет собой  группировку расходов бюджетов соответствующего уровня и отражает распределение  бюджетных ассигнований по главным  распорядителям бюджетных средств  по разделам, подразделам, целевым статьям  и видам расходов функциональной классификации, группам расходов, предметным статьям, подстатьям и элементам  расходов экономической классификации. Бюджетная классификация доходов и расходов бюджетов РФ, источников финансирования дефицитов бюджетов является единой для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и утверждается федеральным законом.

2.2.Направления  совершенствования бюджетной системы  РФ в среднесрочной перспективе.

Обеспечение макроэкономической устойчивости остается важнейшей задачей  бюджетной политики. В 2009-2010 годах  необходимо обеспечить последовательное снижение уровня инфляции. Недопустимо превышение прогнозных темпов инфляции, учтенных при формировании федерального бюджета. Это требует как повышения качества государственных прогнозов социально-экономического развития, так и взвешенных решений по формированию расходной части бюджета. Темпы роста непроцентных расходов не должны превышать темпы роста экономики. Необходим комплексный учет бюджетных последствий проводимых структурных преобразований в экономике и социальной сфере. В противном случае бюджет становится фактором макроэкономической нестабильности.8

В целях обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы  Российской Федерации, безусловного выполнения федеральных расходных обязательств, повышения эффективности бюджетных  расходов Правительству Российской Федерации надлежит предпринять  действия по следующим направлениям.

Первое. Разработка и утверждение  перспективного финансового плана на 2009-2011 годы. В нем должны быть раздельно отражены действующие и вновь принимаемые расходные обязательства Российской Федерации.

Второе. Новые расходные  обязательства могут включаться в федеральный бюджет лишь в целях  обеспечения приоритетов государственной  социально-экономической политики и при условии проведения оценки их ожидаемой эффективности.

Третье. Активизация работы по совершенствованию механизмов применения программно-целевых методов при  планировании и осуществлении бюджетных  расходов.

Четвертое. Практический переход  к распределению бюджетных ресурсов между администраторами бюджетных  расходов исходя из поставленных перед  ними целей.

Особое внимание необходимо уделить формированию системы реальных и объективных индикаторов достижения администраторами бюджетных расходов поставленных целей и решения  определенных задач.

Пятое. Принятие нового федерального закона о государственных закупках, действие которого будет распространяться на все уровни публичной власти.

Шестое. Уточнение параметров формирования Стабилизационного фонда  Российской Федерации не должно затрагивать  основные принципы, определенные при  его создании. Средства, накопленные  сверх установленного минимума, и  в 2009 году могут быть использованы только на замещение источников погашения  внешнего долга.

Седьмое. Совершенствование  нормативно-правовой базы исполнения судебных решений по искам к казне, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Восьмое. Формирование механизмов привлечения частного капитала к  осуществлению важнейших инфраструктурных проектов национального масштаба.

Девятое. Модернизация процедур составления и рассмотрения проекта  федерального бюджета. Целесообразно  перейти к рассмотрению проекта  федерального закона о федеральном  бюджете в Государственной Думе в трех чтениях. Эти положения  следует включить в Бюджетный  кодекс Российской Федерации и применять  уже при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год.

Действующие расходные обязательства  федерального бюджета в 2006 году должны безусловно выполняться. Особое внимание следует уделить обеспечению  устойчивого функционирования пенсионной системы, безусловной выплаты заработной платы и выполнения иных финансовых обязательств перед населением.

Вновь принимаемые расходные  обязательства в приоритетном порядке  должны способствовать решению проблемы повышения жизненного уровня работников организаций бюджетной сферы, федеральных  государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к  ним лиц. Следует определиться с  возможностями и сроками реального  повышения оплаты труда в среднесрочной  перспективе. Необходимо начать переход  к внедрению отраслевых систем оплаты труда работников организаций бюджетной сферы. Это позволит обеспечить соответствие между качеством труда и уровнем заработной платы в бюджетном секторе. Необходимо модернизировать механизмы проведения активной политики занятости и реализации других мер, способствующих повышению качества человеческого капитала. Особое внимание следует уделить повышению результативности бюджетных расходов. Прежде всего это относится к обеспечению доступности и качества услуг здравоохранения и образования, непосредственно влияющих на уровень жизни населения. Решение этой задачи потребует в том числе изменения сложившихся механизмов финансирования. Необходимо восстановить престиж и общественную значимость профессии врача и учителя, создать условия для привлечения в здравоохранение и образование квалифицированных кадров, технического перевооружения и развития этих отраслей. Следует также оказывать поддержку в рамках федеральных программ проводимым на региональном уровне мероприятиям по оказанию государственной социальной помощи малоимущим гражданам и многодетным семьям, по передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемные семьи, по борьбе с детской беспризорностью и безнадзорностью. Рассматриваю такие действия как реальный вклад в дело борьбы с бедностью и ликвидации иных очагов социального неблагополучия.9

В 2009 году необходимо обеспечить дальнейшее улучшение материального  положения пенсионеров, увеличение размеров социальных и трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских  цен.Обеспечение стабильности закрепленных за уровнями публичной власти доходных источников и расходных полномочий должно стать важнейшим принципом  бюджетной политики федеральных  органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Одновременно необходимо проанализировать практику исполнения субъектами Российской Федерации делегированных им федеральных полномочий с предоставлением субвенций из федерального бюджета. Стоит продолжить работу по расширению круга таких полномочий. Нужно оказать содействие субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления в работе по оздоровлению их бюджетов. Следует активнее внедрять принципы лучшей практики планирования и исполнения бюджетов, не допускать образования бюджетной задолженности, что означает четкое исполнение органами власти обязательств перед хозяйствующими субъектами и населением. Именно так должен строиться бюджетный процесс - от региона до поселения.

Необходимо на долговременной основе определиться с направлениями  использования Федерального фонда  регионального развития, изменить механизм его формирования и распределения  с учетом применения единых методологических принципов отбора регионов для оказания инвестиционной поддержки и порядка  предоставления средств из этого  фонда с учетом финансовых возможностей субъектов Российской Федерации.

В составе Фонда софинансирования социальных расходов необходимо предусматривать  достаточные средства для социальной поддержки ветеранов труда, тружеников тыла, реабилитированных лиц и  лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, жертв политических репрессий, граждан, имеющих детей, а также  для предоставления малоимущим гражданам  жилищных субсидий.

С 2009 года предстоит перейти  к формированию бюджетов закрытых административно-территориальных  образований в порядке, установленном  для формирования бюджетов муниципальных  образований. В проекте федерального бюджета следует предусмотреть  средства на выплату бюджетам закрытых административно-территориальных образований  компенсации дополнительных бюджетных  расходов и (или) потерь, связанных с  их статусом.Практическое осуществление  в 2009 году реформы местного самоуправления требует от федеральных органов  государственной власти оказания действенной  методологической помощи субъектам  Российской Федерации и муниципалитетам.Вновь  образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации  на 2009 год нужно уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.10

 

 

 

Заключение

Подводя итоги, хотелось бы  вновь остановиться на некоторых  аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Необходимость  реформирования бюджетной системы  в современных условиях определяется объективными требованиями экономической  действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой  централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием  бюджетных отношений. Но и при  рыночной системе роль бюджетного регулирования  не уменьшается: ведь общество не перестает  нуждаться в сильной и авторитетной власти, способной осуществлять контроль над теми процессами, в которых  рынок оказывается бессилен, а  именно бюджет позволяет аккумулировать для этого финансовые ресурсы  и осуществлять в конечном итоге  их использование.

Таким образом, совершенствование  бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует  осуществлять как по отношению к  внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах  бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и  качественным показателям самого бюджета, способствуя его сбалансированности и осуществляя достаточный контроль за уровнем возможных бюджетного дефицита и государственного долга. Ведь только в совокупности эти изменения  способны превратить государственный  бюджет из средства дестабилизации экономики  в мощный стимул  экономического роста.

Важные шаги в направлении  совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации уже были сделаны  как в законодательной, так и  в институциональной и финансово - кредитной сферах. Создана качественно  новая система – Федеральное  казначейство РФ, - которая позволит на основе четко определяемых объемов реальных потребностей наиболее рационально проводить оптимизацию бюджетных потоков, обеспечит учет и контроль каждого этапа исполнения федерального бюджета. Необходимо завершить ее формирование с последующим переходом к казначейской системе исполнения консолидированного бюджета Российский Федерации. Подготовлен к принятию Налоговый кодекс, который станет всеобъемлющим документом, регулирующим взаимоотношения государства с налогоплательщиками, четко разграничит полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов и приравненных к ним платежей и в целом станет серьезным шагом в направлении либерализации налоговой системы страны с обеспечением в то же время стабильных налоговых доходов по всем уровням бюджетной системы.

Столь серьезные преобразования бюджетной системы, которым мы являемся свидетелями, не должны остаться “за  бортом” учебной программы Академии при изучении дисциплины “Финансы”. Следует уделить заслуженное  влияние происходящим изменениям бюджетного устройства Российской Федерации, включив  в план семинарских занятий отдельные  пункты: “Роль Федерального казначейства в бюджетной системе РФ” и  “Основные направления реформирования бюджетного законодательства”. Важно  также акцентировать внимание на бюджетном федерализме как основе формирования межбюджетных отношений.

Процесс преобразования бюджетной  системы - сложный, длительный, порой  весьма болезненный. Тем не менее  начало ему уже положено. И от успешного его завершения зависит  ни много ни мало - будущее всей российской экономики.

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации по состоянию на 22 января 2010 года. Издательство: Омега-Л, 2010. – 224 с.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации (части первая и вторая): по состоянию на 20.02.2011. Издательство: Сибирское университетское издательство, 2011.

3. Федеральный закон от 24 июля 2010 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2009 и 2011 годов»

4. Федеральный закон от 26.12.2009 № 189-ФЗ О федеральном бюджете на 20010 год.

5. Федеральным законом  № 131"ФЗ «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» от 6 октября 2008 г., вступившим в силу 1 января 2009 г.

6. Федеральный Закон «Об  инвестиционной деятельности в  Российской Федерации, осуществляемой  в форме капитальных вложений»  (в ред. Федеральных законов  от 02.01.2000 N 22-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 18.12.2006 N 232-ФЗ, от 24.07.2007 N 215-ФЗ)

7. Бюджетная система Российской  Федерации: Учебник / Под ред.  М.В.Романовского, О.В. Врублевской.  – М.: Юрайт, 2006. – 258 с.

8. Гайдар Е., Синельников-Мурылев  С., Главацкая Н. Российская экономика  в 2007 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 29) - М.: ИЭПП, 2008. С. 751

9. Горегляд В.П. Бюджет  как финансовый регулятор экономического  развития. – М.: Экономика, 2004. – 325 с.

10. Гоствань О.Дж. Перспективы  развития российской бюджетной  системы // Проблемы прогнозирования, 2007. – № 2.

11. Дадолиев А.З., Черник  Д.Г. Финансовая система России: Учебное пособие. – М., 2002. –  235 с.

Информация о работе Бюджетное устройство российской экономики