Бюджетное устройство российской экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 06:36, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления его совершенствования в среднесрочной перспективе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать основы бюджетной системы Российской Федерации;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об общей характеристике бюджетной системы Российской Федерации;
3.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

Файлы: 1 файл

Бюджетное устройство российской экономики.docx

— 51.59 Кб (Скачать файл)

 

Введение

«Бюджетное устройство в  Российской Федерации и основные направления его совершенствования  в среднесрочной перспективе» - одна из важных и актуальных тем на сегодняшний  день. Тема курсовой работы актуальна потому, что развитие рыночной экономики в России связано с последовательным проведением реформ в области бюджетных отношений, права, налогов, управления на всех уровнях власти. В этих условиях особую актуальность приобретает изучение бюджетной системы России, так как именно в этом звене финансовой системы переплетаются как экономические интересы, так и денежные потоки практически всех субъектов хозяйствования.

Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих  авторов: Горегляд В.П., Макарова С.Д., Нестеренко Т.Г., Юровицкий В.М., Яндиев М.И. и  др. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений. Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования. Объект исследования – бюджетное устройство Российской Федерации. Предмет исследования – современное состояние и развитие бюджетной системы. Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:

Цель работы – рассмотреть  бюджетное устройство в Российской Федерации и основные направления  его совершенствования в среднесрочной  перспективе.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.Исследовать основы бюджетной  системы Российской Федерации;

2.На основании теоретического  анализа изучения проблемы, систематизировать  знания об общей характеристике  бюджетной системы Российской  Федерации;

3.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.

4.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.

 

Глава 1. Бюджетная  система Российской Федерации.

1.1. Сущность государственного  бюджета и его основные функции.

Сущность бюджета, как  и любой другой экономической  категории, проявляется в его  функциях. Государственному бюджету, как  и всей системе финансов, присущи  две функции ¾ распределительная (перераспределительная) и контрольная. С помощью распределительной  функции бюджета происходит распределение  средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое  распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства  и их использование с целью  удовлетворения общегосударственных  потребностей. Межотраслевое и территориальное  распределение национального дохода осуществляется в соответствии с  потребностями экономического и  социального развития регионов и  отраслей. Непроизводственная сфера  не участвует в создании национального  дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и  др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства ¾ авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим.1 Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Контрольная функция бюджета  позволяет через формирование и  использование фонда денежных средств  государства «сигнализировать»  о том, как поступают в доход  бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов  хозяйствования. Основу контрольной  функции составляет движение бюджетных  ресурсов, отражаемое в соответствующих  показателях бюджетных поступлений  и расходных назначений. Бюджетный  контроль преследует три основные цели: мобилизацию денежных средств для  централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности  расходования бюджетных средств. Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:

1) перераспределение национального  дохода и ВВП, которое влияет  на государственное регулирование  и стимулирование экономики, финансовое  обеспечение социальной политики;

2) контроль за образованием  и использованием фонда денежных  средств. Через государственный  бюджет перераспределяются около  50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для  межотраслевого и территориального  перераспределения финансовых ресурсов  с учетом требований наиболее  рационального размещения производительных  сил, подъема экономики и культуры  регионов РФ. В современных условиях  наиболее приоритетными выступают  агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и  транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного  производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию  денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между  централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств. Через  государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных  форм собственности сферы материального  производства. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение  между централизованными и нецентрализованными  фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых  в предприятиях, и степень участия  предприятий формировании доходов  бюджетной системы. В отношения  с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного  производства. Объектом бюджетного перераспределения  является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения  через бюджет и части стоимости  необходимого продукта.

Целенаправленное социально-экономическое  развитие государства обеспечивается образованием различных централизованных фондов, и, прежде всего, общегосударственного фонда денежных средств ¾ государственного бюджета. Государственный бюджет ¾  ведущее звено финансовой системы страны. Общее понятие государственного бюджета приведено в ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. «Бюджет ¾ форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Однако в Бюджетном кодексе дано слишком общее понятие, характеризующее лишь одну его сторону ¾ как «Форму образования и расходования денежных средств…». В материальном понимании государственный бюджет представляет собой централизованный в масштабах государственного или административно-территориального образования денежный фонд, который находится в распоряжении соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления. Хотя материальное содержание бюджета не является постоянным, объем концентрируемых в нем денежных средств постоянно меняется, меняются виды поступлений в него, направления расходов. Однако сущность государственного бюджета постоянна. Она проявляется в общественных отношениях, связанных с концентрацией денежных средств в бюджете и их использованием, т.е. в характеристике сущности бюджета как экономической категории. Как экономическая категория бюджет представляет собой совокупность экономических (денежных) отношений, возникающих в процессе образования, планового распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Бюджетные отношения возникают между государством и его субъектами (юридическими и физическими лицами) при образовании централизованного фонда при помощи налогов, сборов, пошлин, а также при использовании централизованного бюджетного фонда; через экономические отношения ежегодно мобилизуют в государственный бюджет значительную часть накоплений предприятий, организаций и часть доходов населения. Средства бюджета направляются на финансовое обеспечение задач и функций государства, социально-культурных мероприятий.2

Понятие государственного бюджета  имеет и правовой (законодательный) аспект. С позиции законодательного (правового) установления государственного бюджета он рассматривается как финансовый план государства. В смысле правового акта государственному бюджету дается следующее определение. Государственный бюджет ¾ это основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда государства, утверждаемый соответствующим законодательным (представительным) органом государственной власти. Такой финансовый план образования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств (государственного бюджета) закрепляет юридические права и обязанности участников бюджетных отношений. Сердцевиной финансового планирования является сводный финансовый план государства, разрабатываемый одновременно с планом социального развития системы как составная его часть. Финансовый план призван отразить согласованность материально-вещественных и денежно-финансовых пропорций общественного производства. Разработка сводного финансового баланса страны придает государственному бюджету новый статус ¾ главного стержневого баланса формирования и расходования централизованного денежного фонда государства во взаимосвязи с движением финансовых средств и денежных ресурсов. Главное назначение государственного бюджета ¾ с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности. Государственный бюджет служит основным инструментом государства в централизации и перераспределении валового общественного дохода. Государственный бюджет страны ¾ основная форма планирования образования и использования централизованного фонда денежных средств в целях расширения производства, удовлетворения потребностей народа и укрепления обороноспособности государства.

Формирование и использование  государственного бюджета в Российской Федерации имеет ряд отличительных  черт. Будучи финансовым планом, государственный бюджет характеризуется следующими чертами. Составление и использование бюджета носит ярко выраженный балансовый характер. Балансовый метод разработки планов является одним из важных методов установления пропорций в народном хозяйстве. Балансовый метод бюджета позволяет наметить необходимые соотношения между объемом денежных доходов и размером расходов. Анализ складывающегося баланса бюджета (по доходам и расходам) позволяет делать вывод о необходимости изменения тех или иных пропорций в плане, изыскания дополнительных ресурсов или сокращения тех или иных расходов. Формирование и использование государственного бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов власти. Развитие местного самоуправления ¾ экономическая основа реализации принципа развития демократического общества. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, субъектами Российской Федерации и иными сферами.

Отличительной чертой государственного бюджета является его народно-хозяйственный  характер. Бюджет страны связан со всеми  отраслями народного хозяйства. Отрасли связаны с бюджетом как  по формированию бюджета доходами, так и по линии финансирования их. Выполнение этих функций бюджетом сочетается с его активным воздействием на процесс производства, роста накоплений. Государственный бюджет как экономическая категория выражает систему экономических отношений между государством, с одной стороны, предприятиями, организациями и населением ¾ с другой, по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Формирование государственного бюджета происходит как на стадии первичного распределения национального дохода, так и в ходе его перераспределения. В процессе первичного распределения национального дохода государство получает в свое распоряжение часть чистого дохода в форме налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов и др.). В результате перераспределения в бюджет поступает часть прибыли предприятий и хозяйственных организаций различных форм собственности.3

Существует 2 вида классификации  функций государственного бюджета:

  1. Распределительная (перераспределительная). Государство, концентрируя в своих руках, денежные средства выполняет присущие ему функции.  В отношении с бюджетом вступают все участники общественного производства, поэтому сфера действия данной функции очень велика. Контрольная функция, бюджет объективно отражает экономические процессы, происходящие в экономики. Основой данной функции является движение бюджетных ресурсов.
  2. Сущность бюджета как экономической категории реализуется через функцию экономического регулирования, перераспределительную, контрольную и фискальную функции.

Содержание функции экономического регулирования бюджета характеризуется  процессами распределения и перераспределения  финансовых ресурсов не только между  различными уровнями государственной  власти, но и между разными подразделениями  общественного производства. Сфера  действия функции экономического регулирования  определяется тем, что в отношения  с бюджетом вступают почти все  участники общественного производства. Содержание этой функции реализуется  в процессе формирования доходных источников бюджета и их использования для  проведения экономической политики государства. Аккумулированные в бюджетной  системе финансовые ресурсы, имея приоритетное значение для экономики страны, посредством  налоговых и других обязательных платежей хозяйствующих субъектов  и граждан перераспределяются как  в сферу материального производства, так и в сферу нематериального  производства, находящуюся на содержании бюджета.

Перераспределительная функция  бюджета связана с выравниванием  доходов между группами и слоями общества (уменьшение социального неравенства, поддержка попавших в зону социального  риска, обеспечение нетрудоспособных и т.д.), а также перераспределением ресурсов между регионами страны. Контрольная функция бюджета заключается в том, что бюджет объективно через количественные характеристики формирования и использования фонда денежных средств государства отражает экономические процессы, происходящие в структурных звеньях экономики. Благодаря этому свойству бюджет может “сигнализировать” о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей, достаточно ли эффективно “работают” в экономике прямые государственные инвестиции и т.д. В бюджетном процессе “высвечиваются” слабые места, “болевые точки” в экономике страны. Поэтому правительство имеет возможность посредством корректировки направления движения централизованных финансовых ресурсов воздействовать на активизацию деятельности тех или иных производств и сфер экономики. Следовательно, контрольная функция бюджета не носит ни запретительного, ни ограничительного характера, она позволяет лишь контролировать степень и формы разумного косвенного воздействия государства на воспроизводственный процесс.

Фискальная функция бюджета  предполагает, обеспечение финансовыми  ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач  перед населением, т. е. реализацию тех  государственных услуг, которые  на него возложены обществом. Фискальная функция бюджета не ограничивается только предоставлением государственных услуг. Для того чтобы повышалась эффективность государственных услуг недостаточно только наращивать их объемы, необходимо также создать условия для эффективного размещения и использования всех имеющихся в государстве ресурсов и поддерживать определенный уровень экономической активности. Поэтому фискальная функция непосредственно связана с функцией экономического регулирования бюджета. Однако она имеет свои специфические формы реализации, поскольку фискальная политика государства – это политика сокращения бюджетного дефицита до уровня, соответствующего таким макроэкономическим целям, как контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества. Это в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и соответственно увеличение объема предоставляемых государством услуг. Центральный бюджет и бюджеты всех других уровней оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующим в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду с инвестиционным и потребительским спросом являются составной частью совокупного спроса, а чистые налоги (суммы, взимаемые государством, за вычетом социальных трансфертов) характеризуют реальное уменьшение сумм частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.4

Информация о работе Бюджетное устройство российской экономики