Безработица: виды, измерение, специфика проявления России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2015 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

На различных этапах развития человеческого общества эффективность использования рабочей силы была различной.
Первобытному обществу свойственны были полная заня¬тость всего трудоспособного населения общины и одновре¬менно перенаселение отдельных территорий; отсюда посто¬янная борьба племен за территорию. При рабстве имела место полная занятость всех рабов и относительное перена¬селение свободных граждан, часть которых становилась ко¬лонистами или воинами, их основным назначением было пополнение армии рабов

Содержание работы

Тема № 29. Безработица: виды, измерение, специфика проявления России 3
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ, ПРИЧИНЫ, ФОРМЫ И ФАКТОРЫ БЕЗРАБОТИЦЫ 5
1.1 Сущность и причины безработицы в объяснении различными экономическими теориями 5
1.2 Формы безработицы 7
1.3 Факторы, влияющие на динамику безработицы 10
ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ 13
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ И БОРЬБА С НЕЙ 21
3.1 Социально-экономические последствия безработицы 21
3.2 Методы борьбы с безработицей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

безработица.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Факторы, влияющие на динамику  безработицы

Среди факторов, влияющих на динамику безработицы, основополагающими являются следующие3:

1. Демографические факторы - изменение доли экономически активного населения в результате сдвигов в уровне рождаемости, смертности, половозрастной структуре населения, средней продолжительности жизни, в направлениях и объемах миграционных потоков.

2. Технико-экономические факторы - темпы и направления НТП, обусловливающие экономию рабочей силы. Разрушение наукоемких российских производств, проведение конверсии без учета экономических и социальных последствий на всех уровнях создали угрозу массового банкротства предприятий и лавинообразного высвобождения рабочей силы.

3. Экономические факторы - состояние  национального производства, инвестиционной активности, финансово-кредитной системы, уровень цен и инфляции. По сформулированному А. Оукеном закону существует отрицательная связь между уровнем безработицы и объемом ВНП, каждый «всплеск» безработицы связан со снижением реального объема ВНП.

Уровень безработицы UL, %, определяется по формуле:

Где Nи - численность безработных, N - численность рабочей силы.

В мировой практике для подсчета экономических потерь от безработицы Пи используется закон Оукена:

где ВНПП, ВНПф - соответственно потенциальный и фактический валовой национальный продукт.

Согласно закону Оукена повышение фактического уровня безработицы сверх естественного ее уровня на 1% означает отставание фактического ВНП от потенциального на 2,5%; 2,5 - коэффициент Оукена:

где ULф - фактический, UL - естественный уровень безработицы.

Разница между фактическим и естественным уровнем безработицы характеризует уровень конъюнктурной безработицы.

Существует взаимосвязь безработицы и инфляции, впервые зафиксированная в 50-е годы А. Филлипсом в виде кривой (рис. 1)4.

Кривая Филлипса характеризует обратную взаимосвязь между темпами инфляции и долей безработицы: чем выше темпы инфляции, тем ниже доля безработных. Вмешательство государства может снизить уровень безработицы, расширяя совокупный спрос. Возникающая при этом напряженность на рынке труда будет способствовать росту заработной платы, цен, следовательно, и развертыванию инфляции. Для снижения инфляции необходимо проводить политику ограничения спроса, что приводит к свертыванию производства, росту безработных. Увеличение последних становится платой общества за реализацию антиинфляционной политики.

Рисунок 1 - Кривая А. Филлипса

 

Современная кривая Филлипса, используемая в разных странах в различное время, отличается от рассмотренной, во-первых, тем, что темпы прироста номинальной заработной платы включают показатель ожидаемых темпов инфляции. Во-вторых, включают показатель шоковых изменений предложения. В-третьих, учитывают уже осознанный факт, что экономика может выходить на уровень полной занятости (естественный уровень безработицы) при любых темпах инфляции, что в длительном периоде инфляция и безработица не корреспондируют друг с другом.

4. Организационно-экономические факторы - изменения организационно-правовых форм предприятий, происходящие в ходе приватизации госсобственности, акционирования предприятий, структурной перестройки, существенно влияют на безработицу, так как усиливают процессы выталкивания работников из данного производства и притяжения в другие производства, в другие местности, т.е. колебания рынка труда.

 

ГЛАВА 2. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

 

В отчете Госкомстата за 2001 г. сообщается, что официальный статус безработного имеют 2,5 млн. человек, то есть 3,4% экономически активного населения. Такие цифры явно не соответствуют картине спада производства, а только подтверждают, что фактическую ситуацию на рынке труда определяет скрытая безработица5.

Международная организация труда (МОТ) провела исследование, показавшее, что уровень безработных в РФ значительно выше официально признанного. Директор МОТ Гай Стандинг, составлявший отчет по результатам исследования, заявил, что российские источники “самым бесчеловечным образом” скрывают истинное положение вещей. По данным МОТ безработица в России в 2001 г. составила 9,5% (16,72 млн. чел.). Причина такого расхождения данных Госкомстата и МОТ в том, что людям не выгодно регистрироваться в качестве безработных (с уходом с номинальной работы человек лишается льгот), а предприятия стараются держать “мертвые души” чтобы сократить налоги.

Одной из глубинных причин роста безработицы становится усиливающаяся дифференциация населения по доходам. Элитные слои населения, в пользу которых перераспределяется сегодня национальный доход, не могут сформировать мощного спроса на предметы массового потребления отечественного производства, что способствует его стагнации и, как следствие, безработице. Однако не следует переоценивать значение безработицы как самостоятельного экономического фактора. Она достаточно условна - особенно по отношению к демографическим процессам, в рамках и при помощи которых формируется занятость населения. Сегодня демографические процессы в России проходят очень пессимистично. Из всех прогнозов в социально-экономической сфере демографические являются самыми точными в силу того, что демография как наука успешно продвинулась, используя отработанные методики и полную информацию. Так, Центр экономической конъюнктуры правительства РФ и Госкомстат подготовили прогноз численности населения нашей страны. Население России будет продолжать уменьшаться несмотря на ощутимый миграционный прирост, уровень которого зависит от экономико-политической ситуации в СНГ и обеспечения прав русскоязычного населения. В стране ускоряется старение нации, численность и удельный вес населения в возрасте моложе трудоспособного (основной источник пополнения трудовых ресурсов) сократится с 25,1 млн. человек в 1993 году до 21,4 млн. человек в 2005 году (с 23,7% до 15,4%)6.

Это приводит к необратимым измерениям в профессиональном составе трудовых ресурсов: людям в зрелом возрасте труднее сменить квалификацию, - словом, снижается мобильность трудовых ресурсов. Уже сегодня в ряде территорий Центральной и Западной России доля лиц пожилого возраста больше 30-40% и имеет тенденцию к росту. Также в ближайшие два года произойдут изменения в численности населения в трудоспособном возрасте. В эту категорию войдет многочисленное пополнение 80-х годов при выбытии людей малочисленного поколения военных лет, что дополнительно обострит проблему занятости, в особенности для молодежи.

Итак, в связи с вышеперечисленными показателями макроэкономический спад неизбежен. Только за счет демографического фактора ВВП сократится к 2002 году на 4,8% по среднему варианту прогноза или на 8% по пессимистическому, а к 2005 году - соответственно на 7% или 13%. Таким образом, в обсуждаемых сегодня программах выхода экономики России из кризиса безработица понимается как результат и следствие экономической политики, и, следовательно, борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. Между тем, безработица уже вышла на уровень, в значительной степени предопределяющий его грядущую динамику.

Уровень безработицы, достигнутый в 2001 г., говорит за то, что кризис занятости будет продолжаться по меньшей мере в течение нескольких последующих лет. Возникнут различные социально-экономические диспропорции, в том числе: резкие региональные различия в динамике занятости, сегментация и маргинализация рынка труда. Резкий рост безработицы запустит в действие механизм дополнительного снижения деловой активности: кроме сокращения потребительского и инвестиционного спроса рост безработицы будет определяться динамикой незанятости предыдущих периодов. По оценкам специалистов Министерства экономики такая так называемая "гистерезисная составляющая" составит 15-20% общего изменения безработицы. Безработица будет самовоспроизводиться и обусловит продолжительный спад, вызванный долговременной, застойной незанятостью: это будет дезориентировать рациональное распределение трудовых ресурсов.

Общая численность безработных в России на конец 2002 года прогнозировалась в 6,5 млн человек. Согласно прогнозу Минэкономразвития о социально-экономических показателях до конца 2002 года, число официально зарегистрированных безработных на конец года составит 1,3 млн человек7.

На конец мая общая численность безработных в России составила 5,9 млн человек, из которых число официально зарегистрированных безработных - 1,24 млн. человек. Уровень общей численности безработных к экономически активному населению на конец 2002 год оценивается в 9,1% (в мае - 8,2%), численности официально зарегистрированных безработных - 1,8% (1,7%)8.

Номинальная начисляемая среднемесячная зарплата на одного работника (включая организации малого предпринимательства) в декабре 2002 года прогнозируется в 4,2 тыс руб (по итогам мая - 4234, что на 38,6% выше показателей аналогичного периода 2001 года). Реальная начисляемая зарплата одного работника, согласно прогнозу, вырастет с начала года на 11,1%. В приложении 1 на рисунке 1 показаны показатели официально регистрируемой и общей безработицы.

Таблица 1

Показатели официально регистрируемой и общей безработицы

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

Официально регистрируемая безработица, в %

0,8

1,1

2,2

3,2

3,4

2,7

2,7

Общая безработица, в %

4,7

5,5

7,4

8,8

9,9

11,2

12,3

Официально регистрируемая безработица в % к общей безработице

17,02

20,0

29,73

36,36

34,34

24,11

21,95


Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2001. – С. 125.

Общая численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ (когда учитываются лица, не имеющие занятий, но активно ищущие работу), уменьшилась за 2001 г. с 8,9 млн. до 7 млн. человек. Количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилось за год с 1,3 млн. до 1 млн.

В приложении 2 показана динамика численности занятого населения с 1992-2001 гг.

Основная причина снижения численности безработных связана с расширением сферы приложения труда и активизацией деятельности территориальных органов службы занятости.

Как и прежде, доля мужчин в общей численности безработных превысила долю женщин (53,3% против 46,7%), а в численности безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составила 31% и 69% соответственно. Средний возраст безработного - 35 лет, а среднее время поиска работы - девять-десять месяцев. Безработные, зарегистрированные в органах службы занятости, находят работу за шесть-семь месяцев, причем молодые люди в возрасте до 20 лет - в два раза быстрее, чем лица предпенсионного возраста9.

В приложении 3 показана структура экономически активного населения в возрасте 15-72 лет.

Уровень общей безработицы (отношение численности всех безработных к численности экономически активного населения) сократился за 2000 г. с 12% до 9,7%, а уровень регистрируемой безработицы - с 1,7% до 1,4%.

По состоянию на конец 2000 г., в 49 субъектах Федерации уровень регистрируемой безработицы превысил среднероссийский показатель, причем в 12 из них - в два раза и более. Максимальный уровень регистрируемой безработицы отмечен в Республике Ингушетия - 8,3%, Корякском АО - 7,5%, Агинском Бурятском АО - 5,3%, Республике Дагестан и в Таймырском АО - по 4,7%. Минимальный уровень регистрируемой безработицы - в Оренбургской области (0,3%), в Ростовской области и Краснодарском крае - по 0,6%.

В настоящее время в органах службы занятости регистрируется каждый седьмой безработный.

Подзабытая было болезнь вновь дает о себе знать. В последние пять месяцев численность регистрируемой безработицы увеличилась с 1,1 млн. до 1,3 млн. человек; показатель общей безработицы, определяемый по методике МОТ как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, остановился на отметке в 8,3%.

Потребность в работниках, заявленная организациями, увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,9% и составила на 1 мая 2002 г. 927 тыс. человек. Не радуют и прогнозы на ближайшие годы. Эксперты полагают, что даже без учета влияния структурных реформ и предполагаемого вступления России в ВТО число незанятых людей в 2005 г. вырастет до 8 млн., а вынужденных жить на пособие - до 2 млн. человек10.

Пытаясь "пробить" их бюджетное финансирование, многие региональные коллеги почему-то забыли про действующий в настоящее время закон о занятости, в котором на нашу службу данные функции не возложены. Вместе с тем государственное регулирование процесса создания и сохранения эффективных рабочих мест осуществляется в рамках социальной экспертизы федеральных целевых программ и инвестиционных проектов, проводимой Минтрудом России.

С другой стороны, складывается впечатление, что правительство и Госдума недооценивают остроту проблемы. Для этого достаточно взглянуть на динамику госрасходов на борьбу с безработицей: в 2000 г. - 10,6 млрд. руб. (0,19% ВВП), в 2001 - 9,9 (0,17%), в 2002 - 11,4 млрд. руб. (0,16% ВВП). Они не то, что не растут, а с учетом инфляции практически уменьшаются.

Да, по сравнению со многими развитыми странами, скажем, с соседом России - Финляндией, мы серьезно отстаем. Однако ничего не поделаешь: финские и российские социально-экономические проблемы и бюджетные возможности просто не сопоставимы. Тем не менее на решение задач, связанных с социальными выплатами по безработице, организацией обучения безработных граждан или, например, с летней занятостью подростков, средств, заложенных в бюджете достаточно.

Информация о работе Безработица: виды, измерение, специфика проявления России