Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:00, курсовая работа

Описание работы

Многие эксперты делают неутешительные прогнозы на 2012 год. В следующем году планируется ее рост на 15%. Некоторые регионы страны могут оказаться в очень сложном положении. Учитывая что сумма по безработице мала и составляет 2000 рублей прожить на эти деньги невозможно. Опять же безработица в России будет сильно зависеть от того будет ли дефолт в России в 2012 году.

Содержание работы

Введение………………………………………………………....…...3
Глава1. Трудовая занятость
§1. Понятие и особенности занятости…...……………...…………4
Глава2. Основные особенности безработицы
§1.Сущность и виды безработицы…………………………………9
Глава3. Безработица в России
§1. Характерные черты безработицы в России………………….13
§2. Пути решения проблемы безработицы………………………19
Заключение……………………………………………………..……21
Список используемой литературы…………………………...…….23

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 48.20 Кб (Скачать файл)

Еще тревожнее стал возросший  уровень первичной безработицы. В ноябре в общей численности  безработных уже 1,6 млн. человек, или 31,8%, не имели опыта трудовой деятельности. Тремя месяцами ранее их было 1,3 млн. и 28,3% соответственно. К тому же в ноябре 2011 года по сравнению с ноябрем 2010 года среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 3,3 процентного пункта, в то время как аналогичный августовский показатель был, наоборот, лучше на 0,9 процентного пункта. Требуемый опыт работы почти всегда обязателен, а обучать молодых берутся разве что в метрополитене, милиции или других, самых непрестижных производствах и специальностях.

Усиливаются и проблемы со служебным или карьерным ростом. Среди безработных, имеющих опыт трудовой деятельности, уже 1,1 млн. человек, или 31,9%, составляют лица, уволившиеся  по собственному желанию. В августе  таких было 1,0 млн. и 31,2% соответственно. С 0,9 до 1 млн. возросло количество лиц, которые оставили последнее место  работы в связи с сокращением  персонала. Если по сравнению с августом 2010 года доля уволившихся по собственному желанию среди безработных, имеющих опыт работы, уменьшилась на 1,1%, то в ноябре она, наоборот, возросла на 2,6%. Правда, доля безработных, оставивших место работы в связи с сокращением персонала, уменьшилась на 2,2 вместо августовских 3,0 процентных пункта. Это неплохо. Однако опять же не секрет, что за этими статьями Трудового кодекса слишком часто скрывается конфликт работника и работодателя.

Неудивительно, что российская безработица носит застойный  характер, который, кстати, усиливается. Среднее время поиска работы безработными в августе 2006 года составляло 8,5 месяца и по сравнению с августом 2005 года осталось на том же уровне. Но в ноябре показатель возрос уже до 8,9 месяца. Возрос «стаж» пребывания в состоянии  безработицы – один год и более. В ноябре 2011 года его имели 40,3% безработных (в ноябре 2010 года – 38,5%). Доля застойной безработицы среди сельских жителей существенно выше – составляет 48,0%, хотя и уменьшился за последний год на 0,2%. А вот среди безработных городских жителей доля застойной безработицы в ноябре увеличилась на 2,4% по сравнению с 1,5% в августе и составила 34,6%. То есть основная же масса рабочей силы по-прежнему малоподвижна, причем как на работе, так и в безработном состоянии.

 Тревожной тенденцией  является и уменьшение среднего  возраста безработных, который  всего за три месяца снизился  с 34,5 до 34,1 года, занятого населения  – 39,6 года. Среди безработных  возросла доля молодежи до 25 лет  – с 30,2% до 31,1%. Зато занятой  молодежи стало меньше – уже  не 12,2%, как в августе, а всего  11,2%.9

 

 

§2.Пути решения проблемы безработицы

Правительственная программа  содействия занятости должна опираться  на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и  свободно избранной занятости путем  обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания  массовой долгосрочной безработицы, повышения  эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Формой реализации государственной  политики занятости на всех уровнях  управления являются федеральные, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать  принцип достижения и поддержания  эффективной занятости, допускающий  безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное  сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое  будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим  потенциалом, структурой хозяйства и ресурсообеспеченностью.

 Наличие определенного  числа граждан, ищущих работу  и официально признанных безработными, следует рассматривать как неизбежный  результат особенностей движения  рабочей силы и рабочих мест. Минимизация социально-допустимого  уровня безработицы зависит от  действенности организационно-экономического  механизма регулирования рынка  труда, а также его основных  звеньев – рынка рабочих мест, формирующего спрос на рабочую  силу, и рынка рабочей силы, формирующего  спрос на рабочие места.

Главным направлением государственной  политики в социально-трудовой сфере  является формирование эффективной  системы создания рабочих мест, сохранение кадрового потенциала в сочетании  с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

Можно выделить следующие  государственные задачи в этой сфере:

- обеспечение правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих мест, развития кадрового  потенциала в различных отраслях  экономики и регионах Российской  Федерации;

- регулирование складывающегося  национального рынка труда и  повышение конкурентоспособности  отечественной рабочей силы;

- формирование эффективной  структуры занятости населения;

- повышение качества  создаваемых рабочих мест;

- развитие профессиональной  и территориальной мобильности  рабочей силы;

- создание благоприятных  условий для повышения уровня  жизни за счет стимулирования  трудовой активности населения,  усиления роли и ответственности  участников социально-трудовых отношений  в сфере занятости населения;

- предотвращение роста  неполной занятости и массовой  безработицы.

 Реализуемая политика  занятости становится активной  тогда, когда средства Государственного  фонда занятости населения используются  в полной мере, а в структуре  расходов преобладают финансирование  затрат на сохранение рабочих  мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для  организаций собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение и переподготовку.

 

 

 

 

 

Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно утверждать, что проблема безработицы  является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив  ее, невозможно наладить эффективную  экономическую деятельность.

 Безработица – явление,  присущее всем странам мира, Россия  не является исключением. В  настоящее время уровень безработицы  в нашей стране 7%, но официальные  данные, к сожалению, не отражают  истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.

 Если до недавнего  времени правительство России  не обращало должного внимания  на проблему безработицы и  занятости населения, то в настоящее  время этот вопрос стал одним  из самых обсуждаемых. Государством  разрабатываются различные программы  социальных реформ, в которых  делается упор на совершенствование  рыночных механизмов регулирования  занятости:

- программы по стимулированию  роста занятости и увеличению  числа рабочих мест;

- программы, направленные  на подготовку и переподготовку  рабочей силы;

- программы содействия  найму рабочей силы;

- программы по социальному страхованию безработицы.10

 Забота государства  о достижении в стране наиболее  полной и эффективной занятости  является важнейшим аспектом  государственного регулирования  рынка труда, механизм формирования  которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.«Российская бизнес-газета» – № 10, 2007.

2. Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 2003

3. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2004

   4. «Российская газета» – № 60, с.5, 2007.

   5. Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2001

 

 

 

 

1 Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2011

2 Бузгалин А.В. «Переходная экономика» – М.: Таурус, 2011

3 Булатов А.С. «Экономика» – М.: Экономист, 2010

4 Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2011

5 Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2011

6 Душанин Т.Н. «Экономика переходного периода» – М.: ИМПЭ, 2010

 

7 «Российская бизнес-газета» – № 10, 2011

8 «Российская газета» – № 60, с.5, 2010

9 «Российская бизнес-газета» – № 10, 2011.

10 Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория» – М., 2010.


Информация о работе Безработица в России