Безработица в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 14:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы предполагает решение следующих задач:
определить место и роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении экономических и социальных проблем;
изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка труда;
провести анализ рынка труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе
1.1. Основные задачи государственного регулирования 5
1.2. Политика занятости и регулирования рынка труда 11
Глава 2. Причины безработицы и ее формы
2.1. Определение полной занятости 15
2.2. Безработица как социально-экономическое явление 17
Глава 3. Занятость в России
3.1. Занятость в России 23
3.2. Занятость в Татарстане 29
Заключение 39
Список литературы

Файлы: 1 файл

2-определение полной занятости.doc

— 466.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение                                                                                                         3

Глава 1. Государственная система  занятости: структура, основные направления  развития на современном этапе

    1. Основные задачи государственного регулирования                       5
    2. Политика занятости и регулирования рынка труда                       11

Глава 2. Причины безработицы  и ее формы

2.1. Определение полной занятости                                                          15

2.2. Безработица как социально-экономическое  явление                       17

Глава 3. Занятость в России

3.1. Занятость в России                                                                              23

3.2. Занятость в Татарстане                                                                       29

Заключение                                                                                                 39

Список литературы                                                                                    40

 

Введение 

 

Проблема занятости  и безработицы является одной  из основных социально-экономических  проблем современного этапа развития российского общества.

Занятость трудоспособного  населения – один из важнейших  факторов, учитываемых при выработке стратегии социально-экономического развития. Глобальный кризис 2008-2009 г.г. привел к увеличению почти в 2 раза количества зарегистрированных безработных, которых в апреле 2009 г. насчитывалось 2,3 млн. человек или более 3% населения в возрасте от 15 до 72 лет. Росстат по методике МОТ считает, что количество безработных с учетом скрытой безработицы в 3,8 раза превышает количество зарегистрированных безработных. На основе этой методики в кризисный 2009 год количество безработных в России составляло 8,74 млн. человек или 11,7% экономически активного населения.

Разработанные Правительством РФ меры привели к значительным положительным  сдвигам в сфере занятости  в посткризисный период, но, как  показывают статистические данные 2011-2012 г.г., проблема занятости не решена до настоящего времени. Положительная динамика сокращения безработицы сохранялась до декабря 2011 г., в котором количество безработных по методике МОТ сократилось до 6,1%, т.е. примерно вдвое по сравнению с кризисным 2009 годом. Но в январе 2012 г. по сравнению с декабрем 2011 г. количество безработных увеличилось на 0,5% и составило по методике МОТ 4,9 млн. человек, в тот же период количество экономически активного населения сократилось на 700 тыс. человек. Количество зарегистрированных безработных увеличилось на 12 тыс. человек, в т.ч. количество длительно не работающих (более 1 года) увеличилось на 2,3%. Особенно тяжелое положение в сфере занятости у жителей села, уровень безработицы которых составляет более 10%, а доля в числе длительно не работающих 42%.

Негативной тенденцией в сфере занятости в России продолжает оставаться неформальная занятость, т.е. незарегистрированная деятельность, не облагаемая налогами. Занятые в сфере неформальной деятельности работники практически лишены возможности социальной и правовой защиты и социального регулирования. Примерно 10 млн. человек осуществляют неформальную деятельность на рынках России. Фактор неформальной занятости в России более весомый, чем фактор официальной и скрытой безработицы, т.к. по оценкам специалистов в неформальной сфере занято 25 млн. трудоспособного населения, т.е. его третья часть.

На основании выше изложенного, тема является актуальной и подлежит подробному изучению.

Правильное понимание  и объективная оценка существующей обстановки на рынке труда будет способствовать принятию верных решений. Ведь только сопоставляя все факторы в совокупности, можно разобраться в настоящем и правильно определить направления развития.

Цель работы предполагает решение следующих задач:

определить место и  роль рынка труда как элемента современного рыночного хозяйства, играющего особую роль в решении  экономических и социальных проблем;

изучить зарубежный опыт государственного регулирования рынка  труда;

провести анализ рынка  труда и выделить механизмы реализации государственной политики на рынке труда в РФ и РТ и т.д.

Объекты исследования - рынок  труда Российской Федерации и  Республики Татарстан.

Предметом исследования является государственное регулирование  рынка труда.

Информационной базой для написания курсовой работы послужили учебники, данные Министерства статистики РФ и РТ, нормативные правовые акты, данные периодической печати, ресурсы Интернет.

 

Глава 1.Государственная  система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе

 

    1. Основные задачи государственного регулирования

Особый интерес при  разработке механизма регулирования  рынка труда нашего государства  представляет изучение зарубежного  опыта, что позволяет выявлять наиболее эффективные методы регулирования рынка труда.

Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, регулирование  рынка труда осуществляется в  основном по трем направлениям:

стимулирование занятости и  создание новых рабочих мест;

подготовка и переподготовка рабочей  силы;

социальная защита населения.

В развитых странах особое внимание уделяется разработке предложений  и рекомендаций по смягчению социальных последствий длительной безработицы, поскольку человеку, долгое время  не имевшему работу, сложнее ее найти.

В Нидерландах предприниматели, нанимающие на создаваемые рабочие места 70% рабочей силы из безработных, не имевших работы свыше шести месяцев, освобождаются на три года от налогов в фонды социального страхования на этих лиц. Кроме того, им предоставляются субсидии в течение полугода на цели профессиональной подготовки и переподготовки безработных.

В США предпринимателям, которые  нанимают людей, не работавших длительное время, а также обеспечивают их переподготовку, предоставляется налоговая скидка за каждого принятого человека в  размере 4,5 тыс.долл. в год в течение двух лет.

Под влиянием технологических перемен, либерализации торговли и движения капиталов, развития интеграционных процессов, появления развивающихся постсоциалистических рынков мировая экономика все  интенсивнее "впитывает" в себя национальные экономики. Речь идет о расширении мировой торговли, движении капиталов во всех формах, миграции населения и рабочей силы, углублении информационного обмена.

При этом американская экономика как  самая мощная в мире "глобализируется" в наибольшей степени, поскольку заинтересована в извлечении максимальных выгод из проникновения на другие рынки. Будучи глубоко вовлеченной в мировое хозяйство, американская экономика, разумеется, попадает во все большую зависимость от состояния мировой конъюнктуры и национальных экономик, а посему заинтересована в международной финансовой и экономической стабильности.

С одной стороны, "дивиденды", которые Соединенные Штаты получают от глобализации, очень высоки. Во-первых, дешевый импорт из третьих стран сдерживает инфляцию и таким образом способствует росту доходов, повышению потребительского спроса и, как следствие, росту экономики. Во-вторых, открытость американской экономики, ее динамичное развитие способствуют притоку капиталов и квалифицированной рабочей силы (прежде всего ученых и инженеров) из-за рубежа, что положительно влияет на экономический рост и, следовательно, на занятость. Во-вторых, рост экспорта американских товаров приводит к созданию дополнительных рабочих мест, часто высокооплачиваемых.

С другой стороны, не стоит  забывать и об оборотной стороне "глобализационной медали". Во-первых, миллионы американцев теряют рабочие  места в результате перевода производств  за рубеж и увеличения масштабов  импорта. Распространение же информационных технологий создает угрозу предприятиям сферы услуг (финансовым, компьютерным, транспортным, инжиниринговым и другим видам услуг), поскольку возрастает вероятность осуществления этой деятельности в странах с более дешевой рабочей силой. Во-вторых, усиление международной конкуренции все чаще приводит к снижению заработной платы как альтернативы переводу предприятий за рубеж. В-третьих, поскольку предприятия, открываемые американскими фирмами за границей, оснащаются самым современным оборудованием, предприятия, расположенные в самих Штатах, могут потерять свои конкурентные преимущества. И, наконец, иммигранты (особенно нелегальные), работающие в США, и иностранцы на американских предприятиях за рубежом нередко страдают в результате нарушения работодателями основных трудовых стандартов. Имеются в виду фундаментальные принципы, сформулированные Международной организацией труда: право работников на свободу ассоциаций и заключение коллективных договоров, ликвидация принудительного труда, детского труда, дискриминации при найме на работу.

На нынешнем этапе  глобализации ее позитивные последствия  для американской экономики и  рынка труда явно перевешивают негативные. Показатели экономического роста наглядно это подтверждают. В отдельных  отраслях эффект глобализации особенно заметен. Так, в моторостроении 47% занятых непосредственно связаны с работой на экспорт, в аэрокосмической отрасли и в производстве электронных компонентов - 44%, в добыче железных руд - 42%, на водном транспорте - 41%.1

Вместе с тем все  более очевидными становятся потери, которые несет экономика США из-за ликвидации рабочих мест в результате перевода предприятий за рубеж - в первую очередь это касается металлургической и текстильной промышленности, производства одежды, отдельных отраслей обрабатывающей промышленности. Например, за последние годы численность работающих на предприятиях, производящих запасные части для автомобилей, уменьшилась на треть, а средние заработки в реальном исчислении сократились на 9%.

Попытки работников организоваться и противостоять негативным последствиям глобализации, как правило, наталкиваются на сопротивление предпринимателей. По данным исследования, проведенного специалистами Корнелского университета, 62% предпринимателей, чей бизнес связан с обрабатывающей промышленностью, угрожали работникам в случае создания нового профсоюза перевести предприятия за рубеж.

Таким образом, глобализация существенно влияет на американский рынок труда и отношения в  этой сфере, порождая немало проблем. К  некоторым из них экономика успешно  приспосабливается, другие требуют более активной и взвешенной реакции государства.

Несомненно, главным ответом  на вызов, связанный с освоением  новых технологий и усилением  глобализации, являются повышение уровня образования и улучшение профессиональной подготовки рабочей силы. В нынешних условиях работники просто вынуждены постоянно учиться и переучиваться. По данным министерства труда США, более половины молодых людей в возрасте 17-27 лет как имеющих, так и не имеющих высшее образование, участвуют в каких-либо программах так называемого образования взрослых, т. е. в программах повышения квалификации.

К основным задачам, стоящим перед российским государством на рынке труда можно отнести следующие: во-первых, достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой – сохраняются эффективные стимулы к труду. Во-вторых, формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалифицированно – образовательной и географической мобильности трудовых ресурсов, что создает предпосылки для повышения эффективности всей рыночной экономики. В-третьих, необходимость интеграции России в международную систему разделения труда, что предполагает активную международную конкуренцию в сфере производства, науки и техники, организации управления.2

Государство на рынке  труда должно осуществлять систему  мер целенаправленного воздействия  на количественные и качественные аспекты  развития и потребления работников, достижение большего соответствия их профессиональной подготовки современному уровню производства. Кроме того, в настоящее время появились новые противоречия, такие как противоречия между достигнутым уровнем образования и квалификации основной массы работников и невозможностью их применения в условиях экономического спада, изменение статуса от «полностью и всегда занятого» до «возможно безработного», возросла конкуренция между отдельными группами трудоспособных по полу и возрасту, положению в иерархической системе российского общества.

Процесс регулирования  рынка труда государством предполагает осознанные и планомерные действия, минимизирующие отрицательные моменты  рыночного механизма. Это обусловлено  тем, что в России в системе  отношений между работодателями и работниками постоянно присутствует государство, которое, в свою очередь, также является крупным работодателем. В частности, в государственном секторе занята существенная часть трудоспособного населения, государство регулирует условия найма и увольнения работников в негосударственном секторе, кроме того, между государством и населением существуют отношения по поводу трудоустройства, обучения, перемещения, социального обеспечения. Воздействие на воспроизводство и использование трудовых ресурсов происходит через особые учреждения (министерства и ведомства), которые наделены исполнительной властью функциями регулирования и правом контроля и, кроме того, распоряжаются определенными финансовыми и материальными ресурсами.

Можно выделить два основных направления деятельности государства на рынке труда, а именно: социальное и экономическое. К первому относятся меры, регулирующие количественные соотношения между спросом и предложением труда, содержащие рост безработицы, направленные на изучение конъюнктуры на рынке труда, а также трудоустройство отдельных категорий работников. Ко второму – комплекс мер воздействия на качество трудовых ресурсов, их пропорции, повышение квалификации и производительное потребление. При этом следует подчеркнуть динамизм государственного регулирования на рынке труда, когда каждому этапу развития российского общества или экономического цикла соответствует специфическая экономическая политика.

Государственное регулирование  рынка труда должно развиваться  как экстенсивно, так и интенсивно. Под экстенсивными методами подразумеваются занятость в государственном секторе экономики и влияние на занятость на негосударственных предприятиях путем предоставления государственного заказа. Интенсивное развитие предполагает рост влияния государства непосредственно на рынок труда, а также воспроизводство трудовых ресурсов, условия найма и производственную мобильность. При этом непосредственная государственная политика на рынке труда должна быть составляющим элементом общеэкономической политики государства, направленной на ускорение роста экономии, ее структурной перестройки, стимулирование инвестиционного и потребительского спроса и т.д.

Информация о работе Безработица в России