Безработица в Амурской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение сущности экономической категории «безработица» и ее проявлений в России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты безработицы;
- провести анализ динамики безработицы в России;
- определить основные направления государственной политики занятости.

Содержание работы

Введение
5
1 Теоретические аспекты безработицы
7
1.1 Экономическая сущность безработицы
7
1.2 Причины и виды безработицы
9
2 Характеристика безработицы в России
14
2.1 Анализ безработицы в России в 2000-2011 гг.
14
2.2 Безработица в России в 2012 г.
17
2.3 Безработица в России в региональном разрезе
20
2.4 Активная государственная политика занятости в России на современном этапе

23
3 Безработица в Амурской области
30
Заключение
35
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Безработица_Сущность_и_формы 2.doc

— 1.08 Мб (Скачать файл)

Также следует отметить необходимость расширения сферы информированности о состоянии рынка труда, для чего необходимо повысить эффективность уже существующей единой базы «Работа в России»;  восстановить механизм прогнозирования рынка труда, действовавший в СССР – разработку баланса трудовых ресурсов (на краткосрочную и на долгосрочную перспективы в разрезе не только видов деятельности, но и регионов).

Следует обратить внимания на проблему аккумулирования достоверной информации о состоянии рынка труда. Резервы, скрытые здесь, обусловлены бурным развитием информационного рынка, сформированного возникшими в 90-х гг. интернет-ресурсами, значительным числом частных агентств по трудоустройству. Это требует создания механизма, который устанавливает взаимодействие между открытым официальным рынком труда и скрытым информационным.

В целях развития системы непрерывного образования, которое способствует формированию качественной рабочей силы согласно потребностям экономики и устранению квалификационных диспропорций в спросе и предложении на рынке труда требуется:

– содействие развитию системы  обучения без отрыва от производства, института наставничества, создание учебных центров на базе предприятий, организаций (по примеру существовавших в СССР);

– возрождение профессионального обучения в средних образовательных учреждениях, что обеспечит доступность профессиональных знаний и навыков, возможность выхода молодежи на рынок труда, частично решит проблемы дефицита рабочих кадров.

Концепция непрерывного образования, разработанная на сегодняшний день, данные направления игнорирует.

Необходимо отметить, что комплексная политика построения защищенного гибкого рынка труда сводится не только к выделенным направлениям, и не исчерпывает всех возможностей государства как экономического агента, несущего ответственность за амортизацию социальных рисков в сфере труда. Тем не менее, именно эта триада – создание более эффективной системы социального обеспечения (посредством внедрения страховых принципов); содействие развитию и совершенствованию человеческого потенциала (путем реализации концепции непрерывного обучения); обеспечение условий для реализации конституционно провозглашаемого права граждан на труд (благодаря расширению информированности и содействию создания рабочих мест) – представляет собой своеобразный костяк, на котором базируется национальная модель, органически увязывающая защищенность и гибкость отношений занятости в современных динамично меняющихся экономических реалиях.  

 

3 Безработица в Амурской области

 

В январе-феврале 2013 года органами службы занятости признаны безработными 4003 гражданина (в январе-феврале 2012 года - 4428 чел.). По различным причинам были сняты с учета 3980 безработных граждан (в январе-феврале 2012 года – 5021 безработный). Трудоустроены при содействии органов службы занятости 1213 безработных граждан (91,1 % от общей численности граждан, нашедших работу), 553 - приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости, 125 - назначена трудовая пенсия.

В таблице 3 представлены основные показатели безработицы в Амурской области.

Таблица 3 - Основные показатели безработицы в Амурской области13

Показатели

2011 г.

2012 г.

Общий рынок труда 

Численность экономически активного населения на начало декабря, тыс. чел., из них:

449,6 (на начало декабря)

452,3 (на начало декабря)

заняты в экономике, тыс. чел.

418,3

428,1

безработные (в соответствии со стандартами МОТ, тыс. чел.)

31,3

24,2

Уровень безработицы (от численности экономически активного  населения),%

3,0

3,1


 

                                                                                                               Продолжение таблицы 3                 

Регистрируемый рынок  труда

Поставлено на учет, тыс. чел.

55,8

49,3

Признано безработными, тыс. чел.

29,5

28,5

Уровень безработицы  на конец отчетного периода, % от трудоспособного населения

2,5

2,8

Заявлено вакансий в  центры занятости населения, тыс.

60,1

59,9

в том числе по рабочим  специальностям, %

78,2

78,8

Коэффициент напряженности

1,6

1,1

Уровень трудоустройства, %

33,8

29,9


 

Средняя продолжительность  периода безработицы, в целом  по области, составила 5,4 месяца: у молодежи – 4,2; у женщин – 5,7; у граждан, относящихся к категории инвалидов – 6,9 месяцев.

Численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах службы занятости на 01 марта 2013 года, составила 14429 человек. В их числе:

- 8098 женщин (56,1 % от общей численности безработных, состоящих на учете);

- 7467 жителя сельской  местности (51,8 %);

- 1427 граждан, уволенных  в связи с ликвидацией организации либо сокращением или штата работников организации (9,8 %);

- 1753 жителя монопрофильных  населенных пунктов (12,1 %) (городов Белогорск, Зея, Райчихинск, Тында, поселка городского типа Талакан);

- 3935 граждан в возрасте 16 - 29 лет (27,3 %);

- 770 граждан предпенсионного  возраста (5,3 %);

- 78 граждан, уволенных  с военной службы (0,5 %);

- 4291 гражданин, имеющий  длительный (более года) перерыв  в работе (29,7 %);

- 1725 чел., впервые ищущих  работу (12,0 %);

- 632 инвалида (4,4 %);

- 91 чел., освобожденный  из учреждений, исполняющих наказание  (0,6 %);

- 674 одиноких и многодетных  родителя, воспитывающих несовершеннолетних детей, детей-инвалидов (4,7 %);

- 179 человек из числа  сирот и детей, оставшихся без  попечения родителей (1,2 %).

Уровень регистрируемой безработицы на начало марта 2013 года составил 2,9 % от численности трудоспособного населения или 3,1 % - экономически активного населения (на начало марта 2012 года, соответственно - 2,5 % и 3,0 %).

В области сохраняется  дифференциация городов и районов по уровню регистрируемой безработицы. В 20 городских округах и муниципальных районах уровень безработицы превышает областной уровень. Разрыв между самым высоким уровнем безработицы (9,3 % - в Константиновском районе) и самым низким (0,9 % - в городах Благовещенск и Тында) составил 8,4 процентных пунктов14.

При содействии органов  службы занятости в январе-феврале 2013 года нашел работу 1331 человек, из них 902 человека (67,8 %) трудоустроены на постоянную работу.

В таблице 4 представлены показатели деятельности службы занятости Амурской области

Таблица 4 – Основные показатели деятельности службы занятости 

                     Амурской области

Показатели

2010 г.

2012 г.

Численность граждан, поставленных на учет, тыс. чел.

55,8

49,3

Признано безработными, тыс. чел.

29,5

28,5

Нашли работу (доходное занятие), тыс. чел.

18,2

15,3

Уровень трудоустройства, %

33,8

29,9

Направлено на общественные работы, тыс. чел.

6,4

5,1

Временное трудоустройство  граждан, испытывающих трудности в  поиске работы, тыс. чел.

0,8

0,5

Трудоустройство несовершеннолетних граждан на временные рабочие места, тыс. чел.

5,1

4,0

Направлено на профессиональное обучение, тыс. чел.

4,0

2,8

Временное трудоустроено  безработных в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, чел.

188

92

Численность граждан, занявшихся предпринимательской деятельностью, чел.

443

437

Проведено ярмарок учебных  мест, ед.

347

344

Численность безработных граждан, состоящих на учете на конец отчетного периода, тыс. чел.

13,5

14,4


 

Уровень трудоустройства  граждан в среднем по области  в январе-феврале 2013 года составил 6,5 %. Выше среднеобластного этот показатель был зарегистрирован в восьми центрах занятости населения. Максимальный уровень трудоустройства граждан достигнут при содействии специалистов ГКУ Амурской области Центра занятости населения Селемджинского района (20,4 %), минимальный - ГКУ Амурской области Центра занятости населения Мазановского района (0,8 %).

В целях снижения напряженности  на рынке труда органы службы занятости населения содействовали развитию активных форм занятости безработных и ищущих работу граждан.

В январе-феврале 2013 года:

- приняли участие в  общественных работах 484 человека;

- во временных работах  приняли участие 53 безработных  гражданина, испытывающих трудности в поиске работы, в том числе 2 выпускника учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, в возрасте от 18 до 20 лет;

- к профессиональному  обучению приступили 553 безработных  гражданина;

- в целях повышения  квалификации приступили к профессиональному  обучению 23 женщины, находящиеся  в отпуске по уходу за ребенком  до достижения им возраста трех лет;

- занялись предпринимательской деятельностью 45 человек, из них 40 – зарегистрировались в качестве индивидуального предпринимателя, 2 –зарегистрировали юридическое лицо, 3 – создали крестьянское (фермерское) хозяйство;

- на условиях временной  занятости в свободное от учебы  время трудоустроено 63 несовершеннолетних гражданина;

- проведено 46 ярмарок  вакансий рабочих мест.

Отдельные показатели деятельности органов службы занятости Амурской области в январе-феврале 2013 года приведены в приложении15.

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящее время в России широко распространено понятие безработицы, которое отождествляется с процессами потери работы и регистрации в органах службы занятости с целью ее поиска. При этом очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые носят кумулятивный характер, практически не оцениваются.

Безработица рассматривается как  сложное социально-экономическое  явление, содержание которого заключается в том, что определенная часть экономически активного населения, имеющего желание работать, не может его осуществить по независящим от него обстоятельствам.

В условиях динамичного  развития экономики и растущей мобильности  населения на рынке труда показатели численности и уровня безработицы сегодня недостаточны для анализа происходящих изменений. Необходимо рассматривать все категории населения, взаимодействующие с рынком труда – занятых, безработных и экономически неактивное население, а также оценивать интенсивность их движения. В течение трудовой жизни человек может переходить из одной категории в другую, причем занятые и безработные наиболее подвижны.

В современных условиях большая подвижность безработных  обеспечивает динамичное развитие экономики, отражает положительные последствия безработицы. Однако значительная часть безработных сохраняет свой статус в течение длительного периода времени, что может привести к росту социальной напряженности, обесцениванию накопленного человеческого капитала, а также к потерям в производстве ВВП страны и необходимости дополнительных затрат государства для решения проблем занятости населения и сбалансированного развития экономики.

Причинами безработицы, которые определяют ее последствия  для экономики в целом и отдельного человека в частности, выступают, с одной стороны, постоянно изменяющиеся характер и содержание труда и производства, цикличность развития экономики, а с другой - социально-демографические характеристики и поведенческие особенности людей. Следовательно, первая причина говорит о вынужденном для человека, а вторая – о добровольном характере безработицы.

В развитии современного российского рынка труда можно  условно выделить несколько периодов: первый - до 1996 г. включительно, когда работники с опытом работы увольнялись преимущественно по собственному желанию; с 1997 по 1999 гг. наиболее типичной причиной безработицы было высвобождение в связи с сокращением штатов; в 2000 - 2002 гг. доли лиц, которые стали безработными по указанным обстоятельствам незанятости, практически сравнялись, а с 2003 и до осени 2008 гг. – аналогично первому периоду – преобладали добровольные увольнения работников.

Финансово-экономический  кризис охарактеризовал начало нового этапа политики занятости, для которого характерна резкая активизация  усилий государства и ускорением его ответа на изменение условий занятости. Уже в конце 2008 г. были разработаны дополнительные меры, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализация которых с определенной корректировкой осуществлялась в период 2009 – 2011 гг.

На основе исследования можно сделать вывод о назревшей  необходимости трансформации политики занятости в современной России, в основе которой могут лежать ключевые принципы модели гибкого защищенного рынка труда, который доказал в условиях последнего экономического кризиса свою состоятельность. Несомненно, реализация данной модели в России требует адаптации, которая учитывает современное состояние занятости и рынка труда, и восстановления ряда ранее применяемых механизмов.

Информация о работе Безработица в Амурской области