Безработица и её проблемы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 00:38, курсовая работа

Описание работы

Данная тема весьма актуальна в наше время, поскольку занятость и безработица представляют собой весьма важный сектор социально-экономического развития общества, соединяющий в себе экономические и социальные результаты функционирования всей экономической системы. Кроме того, занятость - своеобразный индикатор, по которому следует судить о национальном благополучии, об эффективности выбранного курса реформ, их привлекательности для населения. Сейчас безработица представлена в таких масштабах, что смело можно утверждать, что она перерастает в опасное для всего общества социально-экономическое явление. Цель данного исследования – раскрыть сущность и главные причины безработицы в сегодняшних условиях, объяснить их взаимную обусловленность.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….
Теоретические аспекты занятости и безработицы
Сущность, причины и основные формы безработицы…………..
Занятость и её виды. Естественный уровень безработицы……..
Социально-экономические последствия безработицы………….
Способы регулирования занятости……………………………….
Динамика занятости и безработицы в России.
Особенности безработицы в России и в Вологодской области в 1990-2010гг………………………………………………………..
Направления политики занятости в РФ………………………….
Заключение………………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...

Файлы: 1 файл

ЭУП-12 Игнашева АА.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

В период с 1991 по 2006 г. численность  населения области сократилась на 10% (в целом по РФ - на 4%). Это произошло за счет снижения количества населения моложе и старше трудоспособного возраста - на 40 и 11% соответственно. Численность населения трудоспособного возраста, напротив, возросла на 5% Коэффициент демографической нагрузки, отражающий количество лиц нетрудоспособных возрастов на одного трудоспособного, в течение этого периода снизился с 0,84 до 0,58. 
Доля жителей региона в трудоспособном возрасте в общей численности населения на протяжении последних полутора десятилетий выросла. Этот процесс связан с расширением данной категории за счет представителей молодого поколения, родившихся в 1980-х гг. В настоящее время в трудоспособном возрасте находится наибольшая часть населения региона. Устойчивая тенденция к увеличению удельного веса этой категории в общей численности населения наблюдается с 1992 г. К 2008 г. доля населения трудоспособного возраста достигла 64% .[11]

Исходя из текущих тенденций, можно  предполагать, что в ближайшие годы процесс увеличения удельного веса когорт трудоспособного возраста будет продолжаться. Этому способствуют невысокие темпы воспроизводства населения в связи со снижением уровня рождаемости. В настоящее время это создает возможности для привлечения большего объема трудовых ресурсов в целях решения задач региональной экономики, однако в ближайшее десятилетие грозит постепенным ростом слоев населения старше трудоспособного возраста, жизнеобеспечение которых будет связано с расходованием ощутимых объемов материальных ресурсов на оказание соответствующей социальной помощи. Сокращение численности детей и подростков ведет к возникновению проблемы формирования трудовых ресурсов, способных воспроизводить и развивать материальный и, самое главное, интеллектуальный потенциал. Так, к 2025 г. прогнозируемая численность трудоспособного населения снизится на 26% и будет составлять 587 тыс. человек против 795 тыс. человек в 2003 г. Население моложе трудоспособного возраста также будет сокращаться, но меньшими темпами. К 2015 г. ожидается рост числа лиц пенсионного возраста и в дальнейшем - его уменьшение к 2025 г. Уровень демографической нагрузки на трудоспособное население в 2025 г. возрастет до 0,71 по сравнению с 0,58 в 2005 г. Необходимо создать качественный задел для минимизации последствий увеличения численности лиц старше трудоспособного возраста. 
Протекающие в регионе демографические процессы (общее "старение" населения, сокращение численности детей и подростков, снижение ожидаемой продолжительности жизни) в ближайшие десятилетия могут стать предпосылками возникновения проблемы формирования трудовых ресурсов. 
 В динамике занятости населения региона в 1993 - 2007 гг. можно выделить два основных этапа. В течение первого этапа (с 1993 по 1998 г. включительно) количество жителей региона, занятых в экономике, существенно сократилось (с 85 до 69% от общей численности населения, по РФ в целом - с 80 до 66%). Причиной этого явилось распространение безработицы и увеличение численности экономически неактивного населения. Второй этап, начавшийся в 1999 г., характеризовался повышением уровня занятости (до 76% в 2000 г., по РФ в целом - до 71%) и его последующей стабилизацией. Данные тенденции повторяются и в изменении доли занятых в численности экономически активного населения: если в 1992 г. уровень занятости составлял 97%, то в 1998 г. он снизился на 10%. В течение последних 6 лет уровень занятости, при некоторых колебаниях, существенным образом не изменялся. Однако сегодня он заметно ниже, чем в начале 1990-х гг. (примерно на 10 процентных пунктов). 
 
Распределение занятого населения по отраслям экономики обусловливается прежде всего пропорциями, складывавшимися в народнохозяйственном комплексе региона в начале 90-х гг. Но на протяжении 1995 - 2004 гг. структура занятого населения претерпевала определенные изменения, связанные с постепенным переходом экономики на рыночные принципы хозяйствования. Это вылилось в сокращение удельного веса населения, занятого в отраслях материального производства. Так, в промышленном секторе традиционно занята наиболее значительная часть населения .

Однако эта доля по отношению  к общей численности занятого населения в период с 1991 по 2001 г. сократилась  с 33 до 30%. Затем, в связи с оживлением промышленного производства после  финансово-экономического кризиса, она вновь начала повышаться, однако в 2002 г. последовал очередной спад, и в 2004 г. в промышленности оказалось занято менее трети населения. В наибольшей степени свою роль в обеспечении занятости населения утратили сферы сельского и лесного хозяйства, строительства.[12]

Одновременно происходило увеличение доли населения, занятого в отраслях нематериального производства. Особенно ощутимо возросла численность работников торговли и общественного питания, а ее удельный вес составил в 2004 г. 14% против 8% в 1995 г. Подобное явление обусловлено, по-видимому, высокой прибыльностью работы в данной отрасли и относительно невысокими требованиями рабочих мест. В течение рассматриваемого периода также постепенно увеличивалось представительство жителей области, занятых в аппарате органов управления, достигнув 5% общей численности занятых (в 1991 г. эта доля была вдвое меньше).

Ранжирование отраслей народнохозяйственного  комплекса по численности занятых  позволяет рассмотреть изменение  отраслевой структуры занятости по пяти основным отраслям (табл. 3). Если в начале 1990-х гг. экономику региона можно было назвать индустриально-аграрной, то в последующий период она все больше становится индустриально-торговой. Данные тенденции характерны и для России в целом. 

Таблица 3 - Положение в ранжированном ряде первых пяти отраслей экономики Вологодской области

 
Год

 
Порядковый номер ранга

 
1

 
2

 
3

 
4

 
5

 
1991

 
Промышленность

 
Сельское и лесное хозяйство

 
Строительство

 
Образование

 
Транспорт и связь

 
2000

 
Промышленность

 
Торговля и общественное питание

 
Сельское и лесное хозяйство

 
Образование

 
Строительство

 
2008

 
Промышленность

 
Торговля и общественное питание

 
Образование

 
Сельское и лесное хозяйство

 
Транспорт и связь


Распределение трудовых ресурсов по отраслям экономики в перспективе будет в значительной степени зависеть от степени интенсивности вовлечения региона в мировые хозяйственные связи, которая вследствие ускоряющейся глобализации, очевидно, еще больше возрастет. При сохранении современных тенденций социально-экономического развития, выражающихся в постепенном укреплении материального благосостояния жителей, можно ожидать повышения уровня их потребностей, и роста объема денежных средств, направляемых на их удовлетворение, а вследствие этого, расширения структуры и увеличения ассортимента предоставляемых на территории области услуг. В этой связи можно ожидать дальнейшего отвлечения части занятых из отраслей материального производства с низкой эффективностью и пополнения ими сферы рыночных услуг (уровень занятости в ней возрастет до 65 - 70%).[13]

Одним из важнейших институциональных  преобразований 1990-х гг. в России явилось выделение частного сектора  в самостоятельный сегмент экономики, что обусловило и существенные изменения  на региональном рынке труда. Доля населения Вологодской области, занятого в частном секторе, заметно возросла и составила в 2008 г. 51% общей численности занятых по сравнению с 29% в 1992 г. Численность занятых в госсекторе, на муниципальных предприятиях и в организациях сократилась более чем в два раза: с 448 тыс. в 1992 г. до 201 тыс. чел. в 2008 г. Резко возросла доля населения, занятого на предприятиях и в организациях смешанной формы собственности, - с 1% в 1992 г. до 12% в 2008 г. 
Положительным следствием экономического роста в Вологодской области явилось снижение масштабов безработицы, что совпадало с общероссийской тенденцией. Этап быстрого роста безработицы, завершившийся пиком в 1998 - 1999 гг., сменился этапом ее сокращения. В период с 1998 по 2005 г. количество безработных сократилось с 77 до 34 тыс. чел., или с 12 до 5% от численности экономически активного населения. При этом среди городского населения уровень безработицы сократился с 14 до 4%, жителей села - с 10 до 8%; мужчин - с 12 до 6%, женщин - с 11 до 5%. 
 
 

Рис. 1 - Удельный вес безработных в общей численности экономически активного

населения Вологодской области и России (в %) 

Численность экономически активного  населения области в 2009 году возросла по сравнению с 2008 годом на 14,3 тысячи человек и составила 673,1 тысячи человек (к 2010 году 681,7 тысяч), или 55,3% от общей численности населения области, которая на 1 января 2009 года составляла 1 миллион 218 тысяч человек. Численность занятого населения области снизилась на 3,3 тысяч человек и составила 616,9 тысячи человек (к 2010 году снизилась до 612,4 тысяч). Численность граждан, которые не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организацией Труда они классифицируются как безработные) возросла на 17,6 тысячи человек и составила 56,2 тыс. человек, а к 2010 году показатели увеличились до 59,3 тыс. человек.(табл.4) 

 

 

 

Таблица 4 - Справочная (информация Росстата, основанная на данных выборочного обследования населения по проблемам занятости, в среднем  за  
IV кв. 2009 г.  и 1 кв. 2010 г.):

 
Показатели

 
Январь — март

 
2010 г.в %   2009 г.

 
2010г.

 
2009г.

 

 
Численность  экономически активного населения, рассчитанного (тыс. чел.)

 
681,7

 
673,1

 
101,0

 
Численность занятых экономической  деятельностью (тыс. чел.)

 
612,4

 
616,9

 
99,5

 
Общая численность безработных граждан (МОТ) (тыс. чел.)

 
59,3

 
56,2

 
120,7

 
Уровень общей безработицы (%)

 
8,5

 
7,1

 
-


 

За 2009 год в органы службы занятости  населения области за содействием  в поиске подходящей работы обратилось 92587 человек, что например по сравнению с 2008 годом, на 46738 человек, или в 2,1 раза больше. Из числа обратившихся граждан 87,6%, или 81069 человек, - незанятые трудовой деятельностью граждане. В составе обратившихся граждан доля мужчин составляет 53,5%, или 49555 человек, доля молодых людей в возрасте от 14 до 29 лет – 45,3%, или 41930 человек. Число инвалидов, обратившихся в службу занятости за содействием в поиске подходящей работы, возросло на 67,7% по сравнению с 2008 годом и составило 4819 человек, или 5,2 % от общей численности обратившихся граждан. Численность граждан, уволенных из организаций в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата работников, возросла в 3,3 раза по сравнению 2008 годом и составила 10487 человека, или 11,3 % от общей численности обратившихся граждан.

Основной группой риска с  точки зрения угрозы безработицы  являются жители области в возрасте от 15 до 19 лет: среди них уровень  безработицы, несмотря на снижение в 1,2 раза в период с 1998 по 2005 г., остается высоким (29,5% численности экономически активного населения данной возрастной категории). Среди остальных возрастных групп он составляет примерно 3 - 6%.Показатель общей безработицы в области в 2005 г. (5,2%) был ниже уровня, зафиксированного в развитых странах и государствах-членах ЕС (7,1%), а также в странах Центральной, Восточной Европы и СНГ (9,5%).  
В целом анализ состояния трудовых ресурсов и занятости населения позволяет говорить о системных изменениях в этой сфере. Они происходят под воздействием двух основных факторов - демографического и экономико-институционального.[14]

Негативное влияние демографических  процессов на данном этапе выражается в повышенном уровне преждевременной  смертности. В то же время группа населения трудоспособного возраста интенсивно пополняется за счет вступления в период активной трудовой жизни представителей поколения 1980-х годов рождения. Рассматривая этот процесс исключительно с позиций дня сегодняшнего, безусловно, необходимо трактовать его как позитивный. Он позволяет поддерживать экономический рост во многом благодаря снижению демографической нагрузки на трудоспособное население и соответствующей минимизации социальных расходов. Однако с точки зрения долгосрочных перспектив сложившаяся ситуация представляет собой большую проблему. Произошедшее после 1992 г. снижение рождаемости (демографическая "яма") начнет сказываться на процессе воспроизводства трудовых ресурсов с конца текущего - начала следующего десятилетия. А к 2025 г. его последствия рискуют стать катастрофическими.[15]

Структурные изменения в сфере  занятости были обусловлены, с одной  стороны, переходом от аграрно-индустриального  к постиндустриальному укладу, а  с другой стороны, являлись следствием разгосударствления экономики и  распространения рыночных принципов  хозяйствования. Этому способствовало повышение открытости общества и мобильности экономически активного населения. В дальнейшем следует ожидать усиления концентрации трудовых ресурсов в негосударственной сфере и в отраслях третьего сектора - сферы услуг (в ее широком понимании). [16] 
От степени ее развития будут зависеть и возможности решения проблемы безработицы, поскольку прогнозируемый рост удельного веса трудоспособного населения в ближайшие годы может вновь привести к усилению напряженности на рынке труда, высвобождению работающих и, соответственно, к росту числа безработных. С этой же точки зрения важнейшей задачей социально-экономического развития региона является опережающее развитие обрабатывающих отраслей (прежде всего машиностроения), сопровождаемое повышением качества трудового потенциала.[17]

 

2.2. Политика занятости в РФ

Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Она направлена на развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда.

- унитарная, проводимая на национальном (общероссийском) рынке труда;

- активная по отношению к  условиям занятости (рабочим и  учебным местам), высвобождаемым  работникам и незанятому населению;

- пассивная по отношению к открытому рынку труда и движению рабочей силы;

- самодостаточная по отношению к социально-трудовой сфере; 
 
- финансируемая за счет внебюджетных фондов занятости, формируемых на принципах «социального налога» на занятость и перераспределяемых в соответствии с приоритетами государственной политики занятости; 
 
- регулируемая законом о занятости населения РФ как частью социального законодательства, который является законом прямого действия; осуществляемая под контролем службы 
 
- региональная на уровне субъекта РФ, учитывающая особенности локальных рынков труда; 
 
- активная по отношению к структурам рынков труда и системе экономической активности населения; 
 
- избирательная по отношению к условиям занятости; 
 
- интегрированная с социально-трудовыми отношениями; 
 
- финансируемая за счет системы социального страхования от безработицы и инвестиционных программ, реализуемых па региональном уровне; 
 
- регулируемая основами законодательства РФ о труде и занятости, законами прямого действия, принимаемыми на уровне субъекта Федерации; 
 
- осуществляемая на принципах социального партнерства и в пределах компетенции региональных органов труда и занятости;

Информация о работе Безработица и её проблемы