Безработица: ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изложение различных точек зрения, имеющихся в литературе по исследуемой проблеме, их сравнение, критический анализ. Задачей данной работы является определение своей точки зрения по спорным вопросам, аргументировать её.
Данная работа построена таким образом, чтобы наиболее полно и последовательно изложить основные проблемы освещаемой темы

Содержание работы

Введение 3
Безработица: понятие и основные причины. 6
Виды и уровень безработицы 16
Социально-экономические последствия безработицы. 24
Пути, формы и методы регулирования уровня безработицы. 27
Заключение 34
Список использованной литературы. 36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 84.23 Кб (Скачать файл)

Уровень безработицы = безработица х 100

         рабочая сила

Статистическое управление министерства труда пытается установить количество работающих и безработных, проводя в масштабе всей страны ежемесячные выборочные опросы примерно 60 тыс. семей.

Точная оценка уровня безработицы осложняется из-за следующих факторов:

Частичная занятость. В официальной статистике все занятые неполный рабочий день входят в категорию полностью занятых. Считая их полностью занятыми, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Рабочие, потерявшие надежду на получение работы. Не включая рабочих, потерявших надежду на получение работы, в категорию безработных, официальная статистика занижает уровень безработицы.

Ложная информация. Уровень безработицы может быть завышен в том случае, когда некоторые неработающие утверждают, что они ищут работу, хотя это и не соответствует действительности, а также теневая экономика способствует завышению официального уровня безработицы.

Вывод: хотя уровень безработицы является одним из важнейших показателей экономического положения страны, его нельзя считать безошибочным барометром здоровья нашей экономики.

Уровню безработицы при полной занятости («естественному» уровню безработицы) трудно дать точное определение, и существует выбор из нескольких альтернативных концепций.28 Одна определяет естественный уровень безработицы как уровень, при котором заработная плата и инфляция, вызванная ростом цен, либо устойчивы либо находятся на доступном уровне. Другая определяет естественный уровень безработицы, как уровень, при котором количество незанятых рабочих мест равно количеству безработных. Третьи определяют его как уровень безработицы при котором любое увеличение совокупного спроса не приводит к дальнейшему сокращению числа безработных. В качестве разновидности последнего определения, естественным уровнем безработицы считают такой, при котором безработица  носит добровольный (фрикционный и, возможно, сезонный) характер. И наконец, с недавних пор естественный уровень безработицы стали определять как уровень, при котором процент безработицы остается неизменным и как перемещения в состояние безработицы, так и продолжительность безработицы являются нормальными.

Все определения, приведенные выше, призваны конкретизировать более общую концепцию полной занятости как уровень, преобладающий в «нормальные» времена. Если допустить, что фрикционная и сезонная безработица существуют даже на рынках труда, характеризуемых равновесием (т е. рынках, на которых нет ни избыточного спроса, ни избыточного предложения), становится ясно, что естественный уровень безработицы находится под влиянием таких факторов, как уровень добровольной текучести кадров среди занятых, перемещения в рабочую силу  и из нее и продолжительность времени, необходимого безработным для получения приемлемой работы. Эти факторы подвержены значительным колебаниям по демографическим группам, поэтому на естественный уровень безработицы в любой период времени оказывает значительное влияние демографический состав рабочей силы.29

 

Социально-экономические последствия безработицы.

 

Социальные последствия безработицы.

 

Важнейшим социальным последствием безработицы является потеря квалификации.

Усиление конкуренции на рынке  труда – между людьми за наиболее престижные рабочие места. Высокая конкуренция на рынке труда может привести к тому, что отдельные и достаточно значительные группы населения будут вынуждены замещать непристижные, неинтересные для них рабочие места. В этом случае трудовая деятельность для них, по существу, будет носить вынужденный характер, а такой труд, как известно, не может быть высокоэффективным и не обеспечивает необходимое качество работ. В этих условиях не удается сформировать стабильные производственные коллективы. В случае вынужденного труда нельзя вести речь о достижении обществом полной занятости. Ориентация на демократические, гуманистические принципы организации труда предполагает, что полная занятость означает не просто предоставление нуждающемуся человеку рабочего места, а такого, которое будет соответствовать профилю его подготовки, способностям, желаниям.

Рост безработицы приводит к усилению маргинализации и люмпенизации, обострению социальной напряженности, ухудшению социально-психологического климата в обществе.

В результате проведенных исследований ученые пришли к следующим выводам. Безработица приводит к бездеятельности человека, а это может повлечь деградацию личности. Безработица неразрывно связана с депрессией – угнетенным, подавленным психическим состоянием. 30

 

Экономические последствия безработицы.

Экономические последствия безработицы целесообразно выделить на национальном уровне и на уровне человека. На национальном уровне безработицы снижается объем ВВП. Точная природа этой взаимосвязи была выявлена впервые Артуром Оукеном и известна теперь под названием закона Оукена.

Закон Оукена гласит, что на каждые 2 % сокращения фактического ВВП, по сравнению с потенциальным ВВП, приходится повышение уровня безработицы на 1 процентный пункт. Так , если вначале фактический ВВП составлял 100% от своего потенциального объема, а затем понизился до 98%, то уровень безработицы должен возрасти на 1 процентный пункт, скажем , с 3% до 7%31. . Безработица, уменьшая объемы ВВП, приводит к снижению налогов, которые поступают государству. Безработица, увеличивает расходы государства по мере своего роста. В некоторых отраслях (оборонный комплекс, наука …) безработица сопровождается массовой дисквалификацией и переквалификацией работников и даже их эмиграцией. Однако, при наступлении фазы оживления и подъема экономики, спрос на этих работников должен резко увеличиться, но своевременно удовлетворить его окажется невозможным. Это приведет к задержке экономического развития страны и к ее еще более глубокой дестабилизации.

Для отдельного человека безработица  означает потерю постоянно получаемого дохода, убивает инициативу человека, порождает неуверенность. Безработица может позволить предприятиям снизить цену рабочей силы.

Она имеет не только негативное последствие, безработица –одно из условий нормальной и бесперебойной функции экономики.

Обеспечивает формирование резерва рабочей силы как важного фактора развития рыночной экономики, который постоянно предъявляет спрос на труд. Безработица  обеспечивает необходимое производству перераспределение кадров. Снижение безработицы дает весомый эффективный сигнал работнику, что его профессия, специальные знания, навыки труда устарели, уровень квалификации не соответствует требованиям сегодняшнего дня, следовательно, стимулируют работника к повышению квалификации.

 

 

 Пути, формы и методы регулирования безработицы.

В мире накоплен богатый опыт борьбы с безработицей. Выделяются следующие направления изучения подходов регулирования уровня безработицы: неоклассическое, кейнсианское и монетаристское.

Неоклассическое направление исходит из того, что рынок труда способен к автоматическому саморегулированию и остается устойчивым и равновесным в долгосрочном периоде в условиях полной занятости. Поэтому правительство должно проводить политику невмешательства в самонастраивающийся механизм рынка труда.32

Представители неокейнсианского направления считали, что саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Уровень занятости зависит от так называемого "эффективного спроса" (упрощенно - уровня потребления и инвестиций).

Дж.М. Кейнс писал: "Хроническая тенденция к неполной занятости, характерная для современного общества, имеет свои корни в недопотреблении..."33.

Недопотребление выражается в том, что по мере повышения доходов у потребителя у него в силу психологических факторов "склонность к сбережению" превышает "побуждение к инвестициям", что влечет спад производства и безработицу.

Таким образом, кейнсианцы, показав неизбежность кризиса саморегулирующейся экономики, указывали на необходимость государственного экономического воздействия для достижения полной занятости.

Прежде всего следует повысить эффективный спрос, снижая ссудный процент и увеличивая инвестиции. Неокейнсианцы вводят понятие "мультипликатор занятости", который рассматривается как прирост всей занятости по отношению к первичной занятости в отраслях, сильно взаимосвязанных друг с другом, в которые произведены инвестиции.

Согласно взглядам автора "Общей теории", "подлинная" инфляция возникает только тогда, когда экономика страны достигает уровня полной занятости, до этого момента рост денежной массы влияет не на уровень цен, а на объем производства. Небольшая ("ползучая") инфляция имеет, с точки зрения кейнсианцев, полезный эффект, сопутствуя росту производства и дохода.

В 60-х годах сторонники кейнсианского подхода использовали кривую Филлипса, для того чтобы держать в поле зрения безработицу и инфляцию и учитывать их негативное влияние в долгосрочном плане. В своём исследовании «Связь между безработицей и темпами изменения 1861-1957 гг.» А. Филлипс показал, что на протяжении изучаемого периода в Англии темпы роста средней денежной заработной платы и уровня безработицы находились в обратной зависимости, т.е. чем выше были темпы роста зарплаты, тем ниже безработица, и наоборот. Поскольку рост заработной платы является одним из важнейших факторов инфляции, то в модификационном виде кривая Филипса была представлена как обратная зависимость между ростом цен Р (инфляцией) и уровнем безработицы U.34

Долгое время этот метод регулирования безработицы широко использовался на Западе, но рост безработицы в 70-80-е годы при одновременном увеличении темпов инфляции показал, что данные методы борьбы с безработицей стали неэффективными.

Альтернативной концепцией стала теория «естественного уровня» безработицы, предложенная американским экономистом М.Фридменом.

 Монетаристы выступили против кейнсианского истолкования кривой Филлипса как простого и доступного решения проблемы выбора целей экономической политики. Инфляция не рассматривается ими как "неизбежная плата" за достижение высокого уровня занятости. В 1967 году М. Фридмен высказал мысль о существовании "естественного уровня безработицы", который жестко определен условиями рынка труда и не может быть изменен мерами государственной политики. Если правительство старается поддержать занятость выше ее "естественного уровня" с помощью традиционных бюджетных и кредитных методов увеличения спроса, то эти меры будут иметь кратковременный эффект и приведут лишь к росту цен.

С позиции монетаристов, чем выше темпы инфляции, тем в большей степени участники воспроизводственного процесса учитывают в своих действиях предстоящий рост цен и стараются его нейтрализовать с помощью специальных оговорок в трудовых соглашениях, контрактах и т.п. Следовательно, с течением времени стимулирующий эффект инфляции, на который делали упор кейнсианцы, ослабевает. Чтобы активизировать производство, правительство вынуждено прибегать к дополнительным скачкам инфляции, что ведет ко все более крупным дозам дефицитного финансирования из бюджета. Видя "бессмысленность" политики стимулирования спроса, Фридмен считал нерациональным достижение полной занятости.

Среди аргументов монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики ставился акцент на непредсказуемость результатов государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта этих мер. Позднее монетаристы указывали также на эффект вытеснения частных инвестиций вследствие оттока материально-денежных ресурсов в сферу государственных операций: то, что выигрывает хозяйство от увеличения госинвестиций, оно теряет из-за сокращения вливаний из частного сектора.

Однако при всех своих положительных чертах теория естественной нормы безработицы снимает с капитализма ответственность за судьбы миллионов безработных и объявляет нехватку вакантных рабочих мест результатом "свободного выбора" людей, добровольно отказывающихся участвовать в трудовом процессе.

Монетаристские методы регулирования занятости достаточно радикальны, но не несут в себе в то же время адекватной эффективности. Монетаристы обвиняют рабочих в том, что они воздерживаются от работы и получают компенсацию в виде пособий. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить людей работать. Монетаристы предлагают отказаться от стимулирования экономического роста путем увеличения спроса. Однако политика ограничения спроса может вызвать несопоставимые потери для народного хозяйства.

Политика регулирования безработицы проводится во всех странах с развитой экономикой. В первой редакции Закона о занятости, принятого в 1991 году а России, содержатся многие нормы, заимствованные из законодательства западных стран, доказавшие свою эффективность. Неизменным в арсенале средств осуществления политики на рынке труда остается  пакет мер регулирования, включающий шесть активных и одну пассивную.35

Активные меры, так или иначе способствуют заполнению вакантных рабочих мест и удовлетворяют спрос на оплачиваемую занятость. Пассивная мера- выплата пособий по безработице – потому и называется пассивной, что никакого отношения к содействию занятости не имеет, а лишь выполняет функцию социальной поддержки.

Инструментами активной политики занятости являются: создание новых рабочих мест, содействие малому  и среднему бизнесу (самозанятость), подготовка и переподготовка кадров, субсидированная занятость, миграционная политика и общественные работы.

Создание новых рабочих мест -  важнейшая макроэкономическая мера , которая в контексте  инвестиционной и налоговой политики является индикатором процессов, происходящих не только на рынке труда, но и в экономике в целом. В США, например, в последние годы практикуются еженедельные программы создания новых рабочих мест, которые во многом обеспечивают рекордно низкий уровень безработицы (4,9%).

Информация о работе Безработица: ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования