Банки и их роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 14:39, курсовая работа

Описание работы

Роль банковской системы в современной рыночной экономике огромна. Все изменения, происходящие в ней, тем или иным образом затрагивают всю экономику. Правильная организация банковской системы необходима для нормального функционирования хозяйства страны.
Целью данной курсовой работы является подробное изучение сущности банков, их места и роли в финансовой системе страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Структура банковской системы. Функции центрального
и коммерческих банков……………….………………………………….…....4
Модели банковских систем……………………………………...…4
Банковские операции……………………………………………….8
Центральные банки…………………………………………………9
Коммерческие банки……………………………………………….12

Глава 2. Механизм создания коммерческими банками
кредитных денег…………...………………………………………..…..……...15
Классификация банковских кредитов………………………….…15
Кредитные деньги и их виды……………………………………...16

Глава 3. Роль банковской системы в реализации государственной
кредитно-денежной политики………………….…………...………………..23
Цели денежно кредитной политики……………………………...23

Глава 4. Реформа банковской системы России в
современных условиях………………….…………………………………….28
Мероприятия Банка России по совершенствованию
финансовых рынков в 2009 году и на период 2010 и
1011 годов…..…………………………………………………….28
План важнейших мероприятий Банка России на 2009 год
по совершенствованию банковской системы РФ……………….33

Заключение………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………...37
Приложение……………………………………………………………………...38

Файлы: 1 файл

Гуменяк.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Политику резервных  требований Банк России использует как  механизм регулирования общей ликвидности банковской системы и для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются для ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

Центральный банк РФ, устанавливая и изменяя нормативы обязательных резервов, воздействует на объем и структуру привлеченных кредитными организациями ресурсов, а, следовательно, оказывает влияние на их кредитную политику.

Операции на открытом рынке — это операции по купле-продаже  Банком России государственных облигаций, казначейских векселей и прочих государственных  ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением  позднее обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров Банка России. Покупая у коммерческих банков ценные бумаги, Центральный банк РФ высвобождает их ликвидность и расширяет возможности для кредитования. При продаже ценных бумаг, наоборот, происходит сокращение свободных резервов банковской системы и уменьшается ее потенциал для кредитования экономики.

Валютные интервенции  — это операции Банка России по покупке-продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках для воздействия на курс рубля  и суммарный спрос, и предложение денег. Осуществление интервенций на валютном рынке может преследовать различные цели, в том числе: удержание курса на заданном уровне (в диапазоне), сглаживание его резких колебаний, обеспечение требуемой динамики курса, пополнение валютных резервов Банка России

Исходя из основных направлений  единой государственной денежно-кредитной  политики, Банк России может устанавливать  ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В настоящее  время Банк России в качестве промежуточного ориентира денежно-кредитной политики использует денежный агрегат М2.

Прямые количественные ограничения могут применяться  Банком России в исключительных случаях  в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики после консультаций с Правительством РФ. Они представляют собой административные методы, к которым относятся:

  • установление кредитным организациям лимитов на предоставление 
    кредитов и привлечение средств, определение видов обеспечения активных 
    операций банков, ограничения на осуществление кредитными организациями отдельных банковских операций;
  • введение предельных размеров ставок процента по предоставляемым 
    банками кредитам, определение размера комиссионного вознаграждения и 
    тарифов за оказание отдельных видов банковских услуг. Эта мера 
    практиковалась Центральным банком РФ в 1991 г., когда для коммерческих 
    банков была установлена предельная ставка по выдаваемым ими кредитам в размере 25% годовых;
  • установление фиксированного соотношения ставок процента коммерческих банков и официальных ставок, прямое ограничение размера кредитной маржи (разницы между ценой приобретения ресурсов и их последующей перепродажи в виде кредита или разницы между средними ставками процента по активным и пассивным операциям банков).

Валютная политика. В рамках своей компетенции, определенной законами «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О валютном регулировании и валютном контроле», Банк России совместно с Правительством РФ определяют текущую политику государства в области обменного курса национальной валюты — курсовую политику. Валютная политика предполагает также управление валютными резервами Задача Центрального банка РФ заключается в определении и поддержании того значения курса национальной валюты, которое в данный момент в наибольшей степени отвечает текущим целям экономической политики государства.

Для воздействия на динамику валютного курса Банк России использует широкий арсенал методов, которые  условно можно подразделить на две  группы.

1. Рыночные методы — проведение операций по покупке- 
продаже иностранной валюты на биржевом и межбанковском рынках 
(валютные интервенции) для воздействия на курс рубля.

2. Административные    методы    —    применение    мер, 
основанных   на   принуждении   участников   рынка   к   действиям, 
направленным на изменение спроса и предложения иностранной 
валюты на рынке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4

Реформа банковской системы России в современных  условиях.

 

 

4.1.  Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2009 году и на период 2010 и 2011 годов

 

Прогнозируемые макроэкономические условия в 2009—2011 годах будут способствовать динамичному развитию банковской системы. Повысятся ее эффективность и  вклад в развитие экономики в  целом. Одновременно первостепенное значение будет, как и ранее, придаваться устойчивости банковской системы. Решению данных задач призваны способствовать мероприятия, направленные на улучшение правовой среды, инвестиционного и делового климата, повышение эффективности функционирования системы страхования вкладов, расширение доступа кредитных организаций к финансовым ресурсам, повышение их капитализации, укрепление конкурентоспособности и устойчивости банковской системы, совершенствование регулирования и надзора в банковской сфере, которые найдут свое отражение в разрабатываемой Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года. [9, стр. 30].

Российский рынок банковских услуг будет развиваться в  условиях обостряющейся конкуренции, в том числе вследствие роста участия иностранного капитала и расширения региональной сети крупных российских банков, что стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания и внедрение современных банковских технологий.

Сохранение инвестиционной привлекательности банковского сектора позволит повысить уровень его капитализации, прежде всего за счет реализации вновь выпускаемых акций, приобретаемых российскими и зарубежными инвесторами. Указанным целям будет также способствовать осуществление мер по улучшению законодательных условий привлечения капитала в банковский сектор путем публичного размещения акций, в том числе в части отмены обязательности регистрации отчета об итогах выпуска акций, отмены ограничения объема выпуска облигаций уставным капиталом.

В 2009—2011 годах деятельность Банка России в сфере банковского регулирования и надзора в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» будет направлена на поддержание стабильности банковской системы России и защиту интересов вкладчиков и кредиторов. Одновременно Банк России будет уделять повышенное внимание вопросам развития банковского сектора.

Банк России продолжит  работу по следующим направлениям:

  • обеспечение открытости деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачности структуры собственности акционеров (участников);
  • упрощение и удешевление процедур реорганизации, включая присоединение кредитных организаций, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах;
  • оптимизация условий для развития сети банковского обслуживания населения, субъектов среднего и малого бизнеса;
  • обеспечение противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, включая создание механизма оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций;
  • рационализация механизмов контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций.

Предстоит завершить реализацию подходов, предложенных документом Базельского комитета по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия» (Базель II) в части упрощенного стандартизированного метода оценки достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом «Минимальные требования к капиталу» Базеля П. Будет проведена оценка наличия необходимых условий для реализации усовершенствованных (основанных на внутрибанковских методах оценки рисков) подходов к оценке достаточности собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом Базеля П. Внедрение соответствующих надзорных требований будет способствовать приближению пруденциальной оценки достаточности капитала российских банков к международно признанным стандартам в этой области в формате, наиболее приемлемом для российского банковского сектора на текущем этапе его развития. Будет проведена работа по подготовке нормативных актов Банка России, реализующих рекомендации второго компонента «Надзорный процесс» Базеля II. Предполагается разработать нормативные документы Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств (капитала), оценке качества внутренних процедур банков по определению степени достаточности собственных средств (капитала), оценке достаточности собственных средств (капитала) на уровне группы.

Кроме того, с учетом задачи развития риск-ориентированного надзора предстоит обеспечить: [9, стр. 31].

  • совершенствование подходов к управлению риском ликвидности, ориентированных на использование концепции денежных потоков и оценку состояния систем управления рисками ликвидности в 
    кредитных организациях, уровня и характера риска ликвидности в российском банковском секторе;
  • совершенствование регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера, в том числе со связанными с ними лицами и связанными должниками;
  • дальнейшее развитие содержательных подходов к организации надзора, в том числе на консолидированной основе, направленных на повышение качества надзорной оценки экономического положения банков, выявление проблем в их деятельности на ранних стадиях их возникновения, своевременное и адекватное применение корректирующих мер;
  • совершенствование подходов к регулированию и управлению рисками, связанными с использованием кредитными организациями современных информационных систем, в том числе систем дистанционного банковского обслуживания, для предотвращения случаев нанесения ущерба интересам клиентов этих организаций и вовлечения таких организаций в противоправную деятельность.

Дополнительное внимание Банк России уделит вопросам регулирования  деятельности кредитных организаций по предоставлению населению потребительских (включая ипотечные) кредитов и других розничных продуктов, а также вопросам оказания коммерческими организациями, не являющимися кредитными организациями, посреднических (агентских) услуг кредитным организациям.

Важной частью работы будет активизация усилий Банка  России совместно с государственными органами исполнительной власти и банковским сообществом по повышению финансовой грамотности и развитию финансового  образования в Российской Федерации, в частности, в сфере банковской деятельности и банковских услуг, путем реализации собственных инициатив, участия в соответствующих национальных и международных программах.

В 2009 — 2011 годах основными  задачами Банка России в области  инспекционной деятельности будут организация и проведение проверок кредитных организаций (их филиалов) по основным направлениям банковской деятельности, оказывающим решающее влияние на устойчивость кредитных организаций.

Банком России будет  продолжена работа по совершенствованию методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

Продолжится совершенствование  процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций, в части:

  • регулирования ликвидационного неттинга в отношении обязательств по финансовым сделкам;
  • совершенствования положений об оспаривании сделок должника при осуществлении процедуры банкротства и привлечении к субсидиарной ответственности за доведение до несостоятельности (банкротства) лиц, имеющих или имевших право давать указания, обязательные для исполнения должником;
  • обеспечения сохранности электронных баз данных об операциях кредитных организаций и архивов, а также ответственности руководства кредитных организаций за их сохранность.

Банк России предпримет меры по дальнейшему развитию и совершенствованию  нормативно-правового регулирования  и методического обеспечения  деятельности кредитных организаций  по исполнению требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в частности, по вопросам идентификации клиентов, их представителей и выгодоприобретателей, оценке степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, а также критериям выявления и признакам необычных сделок с учетом результатов Отчета третьего раунда взаимных оценок системы противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма по Российской Федерации, подготовленного экспертами Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), а также на основании анализа правоприменительной практики и материалов проверок кредитных организаций в соответствии с его компетенцией.

 

4.2. План важнейших мероприятий Банка России на 2009 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы России[9, ст. 34]

 

Содержание  мероприятий

   

Срок исполнения

 

Банковская  система и банковский надзор

1.

Продолжение работы над  проектом федерального закона «О                       внесении изменений в статьи 25 и 275-2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»,   направленного на упрощение эмиссии ценных бумаг и обеспечение благоприятных условий публичного  размещения акций кредитных организаций, а также предусматривающего дополнительные механизмы контроля Банком России, стимулирующие соблюдение требований банковского законодательства при приобретении инвесторами акций (долей) кредитных организаций

 

 

 

 

I—IV кварталы

2.

  Участие в подготовке  проекта федерального закона  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающего упрощение и удешевление процедур реорганизации, создание дополнительных условий для информирования широкого круга лиц о реорганизационных процедурах и повышение прозрачности деятельности реорганизуемой кредитной организации

 

 

 

I—IV кварталы

3.

 Продолжение работы  по совершенствованию нормативно-правового регулирования банковской 
деятельности, направленного на создание механизмов противодействия участию в управлении 
кредитными организациями лиц с сомнительной репутацией или неустойчивым финансовым положением (продолжение работы по проекту федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части конкретизации требований к должностным лицам кредитных организаций, предоставления Банку России права определять критерии их деловой репутации, вести базу данных о руководителях и сотрудниках кредитных организаций, деятельность которых способствовала нанесению ущерба деятельности кредитных организаций или нарушениям законодательства и нормативных актов Банка России)

I—IV кварталы

4.

  Разработка стандартных  методов оценки достаточности  собственных средств (капитала) банков, предусмотренных первым компонентом  «Минимальные требования к капиталу»  документа Базельского комитета  по банковскому надзору «Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: новые подходы. Уточненная версия» (Базель II), в частности, разработка нормативных документов Банка России по определению минимальных требований к внутренним процедурам банков по оценке достаточности собственных средств (капитала), оценке качества внутренних процедур банков по определению степени достаточности собственных средств (капитала), оценке достаточности собственных средств (капитала) на уровне группы

I—IV кварталы

Информация о работе Банки и их роль в рыночной экономике