Антимонопольная политика государства и механизм её реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 08:52, дипломная работа

Описание работы

Тема данной дипломной работы является актуальной в настоящее время, так как грамотное регулирование рыночных отношений государством является необходимым условием существования рыночной экономики во всех развитых странах; особенно это важно для России – страны, лишь недавно перешедшей на капиталистическую форму рынка.
Цель данной работы – исследование основ антимонопольной политики государств и, в частности, России. Для этого были рассмотрены вопросы: механизм реализации антимонопольной политики государств, то есть ее методы и приемы; антимонопольное регулирование в России, его проблемы и пути их решения. Чтобы подчеркнуть необходимость антимонопольной политики был рассмотрен вопрос негативные стороны монополизма, а для того, чтобы выяснить условия, при которых применяется антимонопольное регулирование, – способы определения степени монополизации рынка.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Монополия как экономическое явление. Формы и виды монополий
1.2. Предпосылки формирования и развития монополий в России
1.3. Сущность и проблемы антимонопольного регулирования
2. 2. АНАЛИЗ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ФАКТОРОВ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
2.1. Цели и методы антимонопольного регулирования в России
2.2. Основные приемы демонополизации рынков
2.3.Оценка эффективности государственной антимонопольной политики
3. ПРОБЛЕМЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию антимонопольной политики
3.1.1. Долгосрочная антимонопольная политика по стимулированию конкуренции
3.1.2. Краткосрочная антимонопольная политика
3.2 Оценка эффективности предложенных рекомендаций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

антимонопольная политика государства и механизм её реализации.docx

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Одним из методов антимонопольного регулирования является дробление  одного крупного предприятия на несколько самостоятельных предприятий меньшего размера. Но этот метод не применим к отечественным монополиям, которые создавались, как единая сеть. Прежде всего, это относится к естественным монополиям.

Что же касается, регулирования  так называемой временной монополии, то, к примеру, такая мера, как  поощрение импорта из зарубежных стран, ослабит не только монополиста, но, главным образом, малого отечественного производителя,  множество которых и должно составлять конкуренцию крупным фирмам. Например, отечественное автомобилестроение.

Россия должна не только опираться на зарубежный опыт, но и  искать свои способы выхода из сложившийся  ситуации, поскольку причины, породившие монополии не те же самые, а отличаются они между собой коренным образом.

К сожалению, наша правовая система также еще не достигла соответствующего уровня, необходимого для защиты малого бизнеса и борьбы с монопольными образованьями. Эта еще одна проблема современной России, которую предстоит решить.

 

В целях совершенствования  антимонопольного регулирования в  России необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики.

К актуальным перспективным  мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования  относятся:

• продолжение структурных  преобразований в экономике России, особенно в отраслях естественных монополий;

• дальнейшее совершенствование  нормативной базы для организации  эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

• регулирование и контроль инвестиционных программ;

• создание условий для  развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности и  последующее дерегулирование этих видов деятельности;

• повышение эффективности  реализации полномочий государства  по  принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

• приведение уровня цен  на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

• целевое дотирование  за счет соответствующих бюджетов при  предоставлении льгот отдельным категориях потребителей.

Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений  антимонопольных органов с другими  органами исполнительной власти. Существует достаточно много вопросов, которые одновременно относятся к компетенции различных органов исполнительной власти (так называемые пограничные вопросы). В таких случаях следует избегать дублирования действий, гармонизировать регламенты совместной деятельности различных административных структур, согласовывать их нормативную документацию и т.д.

Разумное, чёткое и уверенное  реформирование антимонопольной политики способно помочь российской экономики совершенствоваться и улучшаться, в значительной мере используя опыт развитых капиталистических государств. А если будет развиваться экономика, то и жизнь российского населения в общем непременно будет становиться лучше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Антимонопольная политика государства и механизм её реализации