Антиинфляционные государственные меры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Описание работы

Инфляция - характерная черта экономической истории всех стран мира. Причиной возникновения инфляции является появление дисбаланса в экономике. Объяснения причин дисбаланса различны. Одни экономисты объясняют его чрезмерным спросом при полной занятости. Другие — ищут причину в росте производственных расходов или издержек производства. Однако причиной инфляции является целый комплекс факторов:
Диспропорция между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государств.
Опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;
Произвольное установление государственных цен, вызывающее перекосы в величине и структуре спроса;
Дефицит государственного бюджета;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..2
Определение инфляции и основные причины ее возникновения………4
Понятие инфляции и формы ее проявления…………………………..4
Виды инфляции………………………………………………………...9
Роль и влияние инфляции на экономику ……………………………….14
2.1 Влияние инфляции на экономику стран………………….…………14
2.2 Влияние инфляции на экономику России…………………………...18
Антиинфляционные государственные меры……………………………26
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованных источников……………………………

Файлы: 1 файл

курсовая работа по эконом теории Влияние инфляции в экономике.docx

— 93.79 Кб (Скачать файл)

В современной рыночной экономике  невозможно устранить все факторы  инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и  предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам  и др.), поэтому ее считают  инфляционной. Следовательно, очевидно, что полностью  ликвидировать инфляцию, нереально. Именно поэтому многие государства  стремятся не допустить разрушительных ее масштабов, сделать  умеренной, контролируемой, вместо того, чтобы пытаться устранить  ее совсем.

В наше время считается, что  целесообразнее всего сочетать долговременную и краткосрочную политики. Вот примерный комплекс мер антиинфляционной политики.

Долговременная политика включает в себя несколько задач. В том числе погашение инфляционных ожиданий населения, которые нагнетают  текущий спрос. Для этого правительство должно проводить четкую последовательную антиинфляционную политику и завоевать, таким образом, доверие населения. Оно должно содействовать своими мероприятиями (стимулирование производства, антимонопольные меры, либерализация цен и так далее) эффективному функционированию рынка, что повлияет на изменение потребительской психологии. Другая задача – принятие мер по сокращению бюджетного дефицита (так как его финансирование посредством займов у Центрального банка ведет к инфляции) за счет повышения налогов и снижения расходов государства.

Еще одна задача – проведение мероприятий в области денежного  обращения, в частности, установление жестких лимитов на ежегодный  прирост денежной массы, что позволяет  контролировать уровень инфляции.

Ослабление влияния внешних  факторов так же является одной из задач долговременной политики. В  частности, задача состоит в том, чтобы  уменьшить инфляционное воздействие  на экономику переливов иностранного капитала (при положительном сальдо платежного баланса) в виде краткосрочных  кредитов и займов правительства  за рубежом для финансирования бюджетного дефицита.

Краткосрочная же политика направлена на временное снижение темпов инфляции. Здесь необходимое расширение совокупного предложения без  увеличения совокупного спроса достигается  предоставлением государством льгот  предприятиям, выпускающим дополнительно  к основному производству побочные товары и услуги. Государство может  приватизировать часть своей  собственности и таким образом  увеличить поступления в государственный  бюджет и облегчить решение проблемы его дефицита, а также понизить инфляционный спрос за счет продажи  большого количества акций новых  частных предприятий. Содействует  росту предложения массированный  импорт потребительских товаров.

Определенное воздействие  на темпы инфляции оказывает уменьшение текущего спроса при неизменном предложении. Это может быть достигнуто за счет повышения процентных ставок по вкладам, стимулирующим более высокую норму сбережения.

Обобщая изученные аспекты  данной главы, остается отметить, что  все виды инфляции имеют сложные, разнообразные и весьма значительные экономические и социальные последствия для всех хозяйственных субъектов. Небольшие темпы инфляции содействуют росту цен и нормы прибыли, являясь, таким образом, фактором временного оживления конъюнктуры. По мере развития инфляция превращается в серьезное препятствие для воспроизводства, обостряет экономическую и социальную напряженность в обществе.

Инфляция обесценивает деньги, заставляя население материализовать  свои денежные капиталы путем приобретения каких-либо товаров, ценных бумаг и  так далее. Этот процесс, все больше набирая обороты, обостряет товарный голод, подрывает веру в денежное накопление, нарушает функционирование денежной системы, и, как следствие, возрождает бартер.

Те антиинфляционные меры, которые приняты государством, позволяют  сдерживать темпы и рост инфляции, держать экономику государства  на плаву. Однако, современный экономический  мир не застрахован от процессов  и влияния инфляции.

Одним из сложнейших вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок с одной стороны, требуется  сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения  рынка товарами.

Правительство каждой страны, находящейся в кризисе, должно проводить  антиинфляционную политику. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные.

Косвенные методы.

1. Регулирование общей  массы денег через управление  ими центральным банком;

2. Регулирование ссудного  и счетного процесса коммерческих  банков через управление ими  центральным банком;

3. Обязательные резервы  коммерческих банков, операции центрального  банка на открытом рынке ценных  бумаг .

Прямые методы.

Прямые методы регулирования  покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя:

1. Прямое и непосредственное  регулирование государством кредитов  и тем самым - денежной массы;

2. Государственное регулирование  цен;

3. Государственное (по  соглашению с профсоюзами) регулирование  заработной платы;

4. Государственное регулирование  внешней торговли, ввоза и вывоза  капитала и валютного курса.

Сбивать темпы инфляции - значит сокращать разницу между  денежной и товарной массой в хозяйстве. Для этого подходят все те методы, которые ведут экономику к  равновесию, К первоочередным мерам  относятся следующие:

1. Обеспечение страны  в достатке продовольствием. Это  первейшее условие любых реформаторских  усилий. Для налаживания продовольственного  дела в стране следует оказать  государственную финансовую помощь  сельскохозяйственным предприятиям  всех видов собственности и  провести мягкую реформу колхозов  и совхозов.

а) установление порядка  выдачи кредитов сельскозяйственным предприятиям под векселя с погашением их за счет будущего урожая;

б) установление государственных  закупочных цен, а также цен на потребляемые в сельскохозяйственном производстве ресурсы на уровне, обеспечивающем рентабельную работу товаропроизводителей и создания системы контрактной торговли промышленными товарами в обмен на сельскохозяйственную продукцию.

2. Воссоздание разрушенного  инвестиционного поля народного  хозяйства, без чего функционирование  экономики становится невозможным.  В этих целях надо прежде  всего восстановить на банковских  счетах предприятий путем индексирования  утраченные из-за резкого роста  цен и обесценивания рубля  суммы амортизации и собственных  оборотных денежных средств.

3. Налаживание снабженческо-сбытовых  связей между предприятиями. Хозяйственные  связи предприятий в рыночном  режиме наиболее эффективны в  основном через система крупных  оптовых купцов-синдикатов. Эти структуры  могут функционировать в рамках  отдельных регионов, в общероссийском  и межгосударственном масштабе.

4. Взамен налога на  добавленную стоимость, стимулирующего  в современных условиях хозяйствования  в России, рост инфляции и крайне  трудно поддающегося контролю  налоговых инспекций, определить  основным платежом в бюджет  налог на прибыль, дифференцировав  его ставки в зависимости от  роста рентабельности и роста  объемов производства, что будет  нацеливать производителей на  рост массы, а не только нормы  прибыли.

5. На время кризиса  необходимо централизовать банковскую  систему России, имея в виду  обязательное исполнение коммерческими  и инвестиционными банками директив  центрального банка по приоритетности  и льготы кредитования регионов, отраслей, предприятий, соблюдения нормативных сроков документооборота.

Для стабилизации потребительского рынка целесообразно:

а). создать систему стимулирования развития мелкого бизнеса в сфере  производства и услуг, ввести государственные  кредиты на аренду производственных помещений и лизинговый кредит на аренду оборудования (с возможностью последовательного выкупа) , а также  ввести обязательное страхование малых предприятий на первые 3-5 лет деятельности, когда риск разорения особенно значителен;

б).создать условия для  повсеместного распространения  параллельно с существующей системой торговли потребительских кооперативов на предприятиях, в учреждениях и  по месту жительства для закупки  и реализации продовольственных  и промышленных товаров членам кооператива (по наличному и безналичному расчету) по бесприбыльным розничным ценам. Такого рода кооперативное движение широко развито во многих индустриальных странах. Без него немыслимо представить  их экономики. Потребкооперация будет  способствовать нормализации цен и  вне кооперативного сектора.

В течение кризисного периода  следует также проводить рациональною государственную политику защиты внутреннего  рынка и строгого контроля частной  экспортной деятельности. Все экспортные операции должны осуществляться через  немногие крупные фирмы и синдикаты, контролируемые государством и выполняющие  экспортные операции на комиссионных налогах.

В последнее время отчетливо  проявилось то обстоятельство, что  консервация промышленной и институциональной  структур (в особенности, отсутствие прогресса в формировании конкурентной среды) является важным самостоятельным  фактором инфляции. Действие этого  фактора проявляется в монополизме, односторонней эластичности цен, постоянном давлении издержек и т. п. Исходя из того, что в настоящее время  на большинстве товарных рынков сложилась  ситуация превышения предложения над  платежеспособным спросом, а темпы  роста цен продолжают упорно держаться  на уровне около 4% в месяц, вклад  «структурной составляющей» в инфляцию можно оценить в размере около 4% ежемесячно. Явлинский считает, что «структурно-институциональный фон» инфляции составляет как минимум 8 -9% в месяц, объясняя это тем, что относительно низкие темпы обесценения денег в середине прошлого года были достигнуты за счет таких специфических мер, как невыполнение бюджетом своих финансовых обязательств, откладывание выплат по внешнему долгу, увеличение внутреннего долга и т. п.

Все это приводит к выводу, что ограничение темпов инфляции методами финансовых и денежных рестрикций имеет свои объективные пределы, а при определенных условиях жесткая  антиинфляционная политика может превращаться в свою противоположность, поддерживая  в экономике постоянный «инфляционный  фон». Это, в свою очередь, позволяет  предположить, что на определенных этапах переходного периода становится целесообразным перенесение акцентов в хозяйственной политике со стабилизаций на реструктуризацию и стимулирование инвестиционной активности (при сохранении рестриктивного в целом монетарного  курса).

Основания для такого предположения  дает то обстоятельство, что расширение производственных инвестиций, как отмечалось выше, способствует ускорению инфляции лишь в краткосрочном плане, тогда  как в средне- и долгосрочном плане  оно оказывает скорее дефляционное воздействие. Кроме того, значительная недогрузка производственных мощностей  в целом ряде отраслей и кризисное  финансовое состояние предприятий  позволяют рассчитывать на то, что  и краткосрочные последствия  стимулирования инвестиционной деятельности не перечеркнут результаты проводившейся  ранее антиинфляционной политики. Следует  также отметить, что политика поощрения  инвестиций отнюдь не должна означать отказа от жесткой монетарной политики; напротив, льготы инвесторам должны носить строго целевой характер, а использование  ими финансовых ресурсов должно строго контролироваться.

В условиях, которые сложились  сейчас в России, без целенаправленной государственной политики стимулирования трудно рассчитывать в обозримом  будущем на активизацию инвестиционной деятельности предприятий, испытывающих огромные финансовые трудности. В стремлении компенсировать колоссальную нехватку оборотных средств, предприятия не инвестируют, а «проедают» основную часть прибыли и амортизационных отчислений. Многие предприятия фактически приостановили инвестиционную деятельность.

В сложившихся условиях потенциально весьма значительную роль в оживлении  инвестиционной активности могут сыграть  банки. Как показывает мировой опыт, при дефиците ресурсов на первый план в финансировании инвестиций, как  правило, выступает кредит. В последние  месяцы в условиях сокращения возможностей получения прибыли за счет «коротких  денег» (валютных операций и межбанковских  кредитов) отмечается повышение интереса банков к долгосрочным вложениям. Отмечается активизация деятельности финансово-промышленных групп, в состав которых в качестве центрального звена входят банки  и которые ставят в качестве одной  из своих целей развитие производства предприятий -членов.

Информация о работе Антиинфляционные государственные меры