Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Инфляция присуща в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной рыночной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении последних десяти лет дискуссия о характере инфляции и причинах ее возникновения в условиях переходной экономики приняла достаточно острый характер в научной среде. В первую очередь это связано с тем, что получение ответов на возникающие вопросы напрямую связано с формированием государственной антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий

.1 Понятие и виды инфляции

.2 Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства

.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства

.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики

.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе

Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 

Таким образом, можно сделать следующий вывод: последствия инфляции регулируются с помощью определенной антиинфляционной политики, представляющей собой несколько отдельно существующих, но взаимосвязанных части - адаптивная политика, стабилизационные программы, антиинфляционная стратегия и антиинфляционная тактика.

2.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе

 

антиинфляционный политика спрос цена

 

Антиинфляционная политика России в 2010 году проводилась неравномерными методами, несмотря на попытку удержания инфляции в заданных рамках, руководство нашей страны ведет финансирование несколько высоко затратных проектов.

 

По мнению ведущих российских специалистов, российскую экономику в ближайшее время ожидает период стагнации, если цены на нефть сохранятся на нынешнем уровне, то в ближайшие несколько лет экономика России будет расти очень медленными темпами, что вызовет недовольство большинства россиян.

 

Фактически, антиинфляционная политика России в 2010 году не разработана, так как государственные органы борются за определенные показатели, а не стараются обуздать инфляцию. По прогнозам правительства, инфляция в нашей стране в ближайшие несколько лет не должна превышать 5 - 7 процентов, но данные пределы не удастся достигнуть по целому ряду причин.

 

Одной из основных причин является рост цен на продовольственные товары, который вызван, в том числе, и засухой на территории нашей страны.

 

Государство старается обуздать цены на рост целого ряда продовольственных товаров, но сделать это не всегда удается (рис. 2.2). Кроме того, в результате экономического кризиса в конце 2008 - начале 2009 года российский рубль пережил довольно серьезную девальвацию, но в данный момент национальная валюта укрепилась, что также может привести к негативным последствиям.

 

 

Рис. 2.2.Индекс потребительских цен в 2009-2010 гг.

Одной из антиинфляционных мер, которая была предпринята правительством России в 2010 году, стала некоторая девальвация рубля, которая позволила сделать российские товары конкурентоспособными, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

 

Основными приемами антиинфляционной политики России в 2010 году были снижение ставки рефинансирования, снижение государственных расходов, льготные банковские кредиты предпринимателям, ограничение импорта некоторых продовольственных товаров, а также государственное регулирование цен на лекарства, продукты и услуги ЖКХ.

 

Сохранение высокой инфляции в 2010 году эксперты объясняют ростом бюджетных расходов, вливанием ликвидности, монополизмом, а также удорожанием импорта из-за плавного ослабления рубля.

 

«Уже в 2011 году инфляция должна выйти на однозначные значения, а к 2012 году - снизиться до 7%», - сообщается в опубликованных вчера Основных направлениях деятельности правительства до 2012 года. Ранее власти неоднократно обещали снизить инфляцию до однозначного уровня уже в 2010 году. В частности, вице-премьер - министр финансов Алексей Кудрин на прошлой неделе заявил, что ориентируется на прогноз инфляции в 2010 году в 8%.

 

По действующему официальному прогнозу, который одобрен правительством в августе, инфляция в стране должна была снизиться до 5,5-7% в 2011 году, а в 2012 году - до 5,5-6,8%. Теперь планы по достижению инфляции в 7% перенесены на два года - до 2012-го. Уточненный макроэкономический прогноз на 2009-2012 годы, в котором будут учтены объявленные ориентиры, ведомства планируют согласовать в декабре».

 

Антиинфляционная политика государства в 2011 году использует следующие инструменты:

 

таргетирование инфляции (регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах);

 

продажа зерна из интервенционного фонда (порядка 5,6 млн. т зерна, ежемесячный объем торгов будет составлять до 500 тыс. т зерна (из них 100 тыс. - фуражного), проводиться они будут до конца июня 2011 года);

 

ужесточение монетарной политики - повышение учетной ставки;

 

- повышение с 1 февраля 2011г. нормативы обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций перед юридическими лицами-нерезидентами в валюте РФ и в иностранной валюте - с 2,5 до 3,5%. С 25 марта размер обязательных резервов повысился с 4,5% до 5,5%, по обязательствам перед физлицами и иным обязательствам кредитных организаций в рублях и иностранной валюте - с 3,5% до 4%;

 

ужесточение антимонопольных мер (по завышению цен на лекарства, бензин и продукты);

 

регулирование (фиксация) цен на электроэнергию и бензин;

 

снижение импортных пошлин (на национальном уровне и уровне Таможенного союза) на ряд продовольственных товаров (сахар, гречку, зерно);

 

заимствование денежных средств на финансовом рынке - операции на открытом рынке (размещение евробондов РФ);

 

расширение валютного коридора (гибкость курсообразования);

 

прекращение экспорта бензина в мае и июне для стабилизации ситуации на внутреннем рынке. Экспортная пошлина на бензин с 1 мая 2011г. составит 408,3 долл./т, что на 34% больше по сравнению с изначально запланированной на май пошлиной и на 44% - по сравнению с действовавшей в апреле. В июне пошлина увеличилась до 415,8 долл.;

 

повышение ставки рефинансирования;

 

сокращение государственных расходов на оборону и МВД;

 

сокращение государственных инвестиций (оптимизация расходов на федеральные целевые программы, поддержку юрлицам и ипотечным программам);

 

В 2011 году подавление роста потребительских цен планируется достигать в основном за счет средств денежно-кредитной политики. В первом квартале 2011 года благодаря административным мерам (фиксации цен) правительства удалось замедлить темпы инфляции до 0,2-0,5% в месяц.

 

В России монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует (вклад монетарного фактора на уровень инфляции находится в пределах 5-6%). Удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП) значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой.

 

Пути совершенствования антиинфляционной политики в РФ:

 

. снижение ставок таможенных пошлин;

 

. изменения в налоговой политике (снижение страховых взносов в ПФ);

 

. регулирование тарифов естественных монополий (в пределах инфляции предыдущего года). При инфляции ниже 7% стоит увеличивать тарифы на ту же величину, скорректированную на 1%-2% сверху. В противном случае основные отрасли будут терять инвестиционную привлекательность;

 

. ужесточение контроля над ценами;

 

. дотирование и возмещение расходов на ГСМ сельхозпроизводителей;

 

. создание финансового фонда для регулирования ценовой ситуации на продовольственном рынке в стране (рост цен на зерно - существенный фактор риска повышения инфляции в России, поэтому ценовая ситуация на рынке зерна оказывает определяющее значение на ситуацию на продовольственном рынке в целом).;

 

. в планах принятие закона "О торговле" (фиксирование цен на продукты, если цены растут более чем на 30% в течение 30 календарных дней. Закон также позволит принимать отдельные законы по установлению цен или предельных наценок на любые товары);

 

. ужесточение антимонопольного законодательства (введение уголовной ответственности за сговоры, ограничивающие конкуренцию, так называемые картели);

 

. для стабилизации цен на бензин и ГСМ предлагается согласование планов нефтяных компаний по ремонту НПЗ с профильными ведомствами; сезонное резервирование топлива; закрепление нормы по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок в лицензиях на месторождения с запасами от 5 млн. тонн нефти; выравнивание пошлин на сырую нефть и темные нефтепродукты.

 

. введение социальной нормы потребления коммунальных ресурсов: в пределах этой нормы цены будут зафиксированы, превышение же нормы будет тарифицироваться по более высоким ценам.

Заключение

Таким образом, в заключении следует отметить, что рост денежной массы вызывает инфляционные процессы.

 

В настоящий момент под инфляцией принято понимать процесс обесценения денег, проявляющийся в форме роста цен на товары и услуги, который не обусловлен повышением их качества.

 

Различают несколько форм и видов проявления инфляции: административная - инфляция, порожденная «административно» управляемыми ценами; галопирующая - инфляция в виде скачкообразного роста цен; гиперинфляция - инфляция с очень высоким темпом роста цен; инфляция издержек, проявляющаяся в росте цен на ресурсы, факторы производства, вследствие чего растут издержки производства и обращения, а с ними и цены на выпускаемую продукцию; импортируемая - инфляция, вызываемая воздействием внешних факторов, например чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен.

 

Под монетарной инфляцией следует понимать состояние превышения совокупной денежной массы над текущими производственными возможностями хозяйственной системы страны, возникшее в результате неконтролируемой эмиссии, что приводит к росту общего уровня цен. Инфляция, вызванная этим источником, начинается с роста цен на конечные продукты потребления, который постепенно распространяется на факторы производства, причем рост цен на последние не поспевает за ростом цен на первые. Инфляция немонетарного характера заключается в нарушении производственных механизмов или принципов свободной конкуренции.

 

Инфляция возникает в тех случаях, когда денежное предложение начинает превышать денежный спрос. Цены повышаются до тех пор, пока не восстанавливается соответствующий баланс между спросом и предложением.

 

Итак, причиной возникновения инфляции является чрезмерное увеличение денежной массы, которое чаще всего возникает вследствие дефицита государственного бюджета или кредитования коммерческих банков из фондов Центрального банка. Рост денежной массы в свою очередь влечет за собой рост цен, который происходит примерно пропорционально увеличению денежной эмиссии. И этот рост цен чреват разными последствиями для разных групп населения в зависимости от размеров их денежных ресурсов.

 

Кроме того, что инфляция является своего рода скрытым и зачастую произвольным налогом, она характеризуется и другими серьезными издержками. При высокой инфляции люди стараются сократить то количество денег в рублях относительно объема своих расходов, которое они имели бы в своем распоряжении в обычных условиях.

 

Выбор методов антиинфляционного регулирования определяется видом и уровнем самой инфляции. При этом следует учитывать тот факт, что ограничение инфляции может сопровождаться возникновением других, не менее сложных макроэкономических проблем: роста безработицы и спада производства.

 

При невысоком уровне роста цен государственная политика антиинфляционного регулирования направлена на предотвращение увеличения темпов инфляции, на поддержание экономического роста, на сохранение существующих уровней доходов различных социальных групп.

 

Достижение этих целей осуществляется с помощью сложного комплекса различных действий, среди которых следует выделить такие меры, как регулирование денежного обращения и регулирование цен и доходов.

 

Политика регулирования денежного обращения (монетарная политика), применяется в основном для воздействия на инфляцию спроса. Политика регулирования цен и доходов (немонетарная политика) применяется для воздействия на инфляцию предложения.

Список использованных источников и литературы

Акулов В. Б. Макроэкономика: учебное пособие / В. Б. Акулов. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 2009. - 388 с.

 

,Аникин А. История финансовых потрясений : российский кризис в свете мирового опыта / А. Аникин. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002. - 289 с.

 

Бабич А.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник / А.М., Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. - 366 с.

 

Базылев Н. И. Экономическая теория : учебное пособие / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. - 2-е изд. - Минск : Современная школа, 2010. - 640 с.

 

Борисов Е. Ф. Экономическая теория : учебник для студентов вузов / Е. Ф. Борисов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2009. - 535 с.

 

Ведев А. Л. Инфляция в период кризиса - вопросы денежной политики? / А. Л. Ведев, А. Е. Косарев // Вопросы статистики. - 2009. - № 12. - С. 30-31.

 

Гавлик П. Страны с переходной экономикой : тенденции развития и перспективы / П. Гавлик // Проблемы теории и практики управления. - 2005. - № 2. - С. 20-26.

 

Деньги, кредит, банки : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / Н. В. Байдукова [и др.] ; под ред. Г. Н. Белоглазовой. - Москва : Юрайт, 2010. - 620 с

 

Жуков В.И. Россия : состояние, перспективы, противоречия развития / В.И. Жуков. - М.: Издательство Российского государственного университета, 2005. - 243 с.

 

Евстигнеева Л. Инфляция в новом измерении / Л. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. - 2008. - № 7. - С. 46-60.

 

Илларионов А. Модели экономического развития и Россия / А. Илларионов // Вопросы экономики. - 2006.- № 7. - С.31-33.

 

Инфляция: средний чек вырос // Вопросы социального обеспечения. - 2010. - № 19. - С. 25.

 

Ишханов А. В. Инфляционные процессы в новой России / А. В. Ишханов, Е. Ф. Линкевич // Финансы и кредит. - 2010. - № 4. - С. 42-49.

 

Комков А. А. Таргетирование инфляции в России / А. А. Комков // Финансы. - 2008. - № 9. - С. 12-15.

 

Кудрин А. Инфляция : российские и мировые тенденции / А. Кудрин // Вопросы экономики. - 2007. - № 10. - С. 4-26.

 

Мау В. Егор Гайдар : штрихи к будущей биографии / В. Мау, К. Рогов // Вопросы экономики. - 2010. - № 1. - С. 143-149.

 

Никитин С. М. Инфляция и антиинфляционная политика : зарубежный и отечественный опыт / С. Никитин, М. Степанова // Мировая экономика и международные отношения. - 2009. - № 4. - С. 16-20.

 

Никифоров А. А. Макроэкономика : научные школы, концепции, экономическая политика : учебное пособие / А. А. Никифоров, О. Н. Антипина, Н. А. Миклашевская ; под общ. ред. А. В. Сидоровича. - М.: Дело и сервис, 2009. - 533 с.

 

Николаев И. А. Инфляция - 2009 : факторы роста / И. А. Николаев // Финансовые и бухгалтерские консультации. - 2009. - № 2. - С. 4-8.

 

Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 478 с.

 

Осадчая И. Инфляция: суть, причины, формы проявления / И. Осадчая // Наука и жизнь. - 2009. - № 4. - С. 14-20.

Информация о работе Антиинфляционная политика государства