Антиинфляционная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 21:10, курсовая работа

Описание работы

Инфляция представляет собой сложнейшее многоаспектное явление социально-экономического характера. Инфляция присуща в той или иной степени всем странам: развитым, развивающимся и, конечно, странам с переходной рыночной экономикой. Серьезной проблемой инфляция остается для России. Без снижения инфляции невозможно достичь экономического процветания страны, поскольку инфляция сдерживает развитие и банковской системы и финансовых рынков.

На протяжении последних десяти лет дискуссия о характере инфляции и причинах ее возникновения в условиях переходной экономики приняла достаточно острый характер в научной среде. В первую очередь это связано с тем, что получение ответов на возникающие вопросы напрямую связано с формированием государственной антиинфляционной политики.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты инфляции и ее последствий

.1 Понятие и виды инфляции

.2 Социально-экономические последствия инфляции

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства

.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства

.2 Цели и инструменты антиинфляционной политики

.3 Антиинфляционная политика России на современном этапе

Заключение

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 323.50 Кб (Скачать файл)

 

Одна из причин инфляции спроса - это увеличение бюджетного дефицита, приводящего к росту государственного долга и расходов на его обслуживание. Если при этом центральный банк покрывает бюджетный дефицит за счет прямого эмиссионного кредитования правительства, то денежная масса увеличивается и приводит к расширению спроса, не обеспеченного реальными ценностями. А это, в свою очередь, благоприятная среда для инфляции.

 

Инфляция спроса может быть вызвана значительным импортом иностранной валюты и расширением конверсионных сделок. Это также увеличивает денежную массу и совокупный спрос.

 

Таким образом, инфляция спроса - это в основном результат воздействия монетарных факторов.

 

Для преодоления инфляции спроса чаще всего прибегают к искусственному сжатию спроса путем ограничения денежной массы, повышения процентных ставок, сокращению реальной заработной платы, снижению бюджетного дефицита и т.п.

 

Инфляция затрат - это инфляция, вызванная совокупным повышением издержек производства и обращения в экономике. Рассматривая инфляцию затрат, необходимо анализировать все компоненты издержек производства и обращения. В первую очередь на инфляцию влияет рост материальных затрат, в том числе сырья, материалов, топлива, электроэнергии и др. Этот рост может быть вызван объективными факторами, в частности, необходимостью дополнительных вложений в разработку и добычу природного сырья, переработку и транспортировку. Совершенствование технологий позволяет получать экономию, но само развитие технологий требует значительных инвестиций.

 

Инфляция затрат может быть обусловлена ростом оплаты труда и отчислений на социальные нужды. Если при этом не происходит адекватного роста производительности труда, то расширяется необеспеченная денежная масса, увеличивающая спрос на рынке. Рост оплаты труда может быть обусловлен индексацией пенсий, пособий, стипендий, субсидий. Но, как правило, темпы индексации существенно отстают от темпов инфляции, и это приводит к сужению спроса со стороны широких слоев населения.

 

Инфляция может быть связана с ростом прочих затрат, в том числе налогов и сборов, включаемых в себестоимость товаров, работ, услуг. Это результат фискальной политики государства. Включение косвенных налогов и сборов в состав затрат обеспечивает полноту их сбора, в отличие от прямых налогов, взимаемых по результатам экономической деятельности.

 

Инфляция затрат может быть обусловлена ростом мировых цен на импортируемые товары, работы, услуги, активы, факторы производства. Здесь имеет значение состав и структура экспорта и импорта, их масштабы.

 

Инфляция затрат приводит к расширению платежного оборота, что требует увеличения денежной массы для его обслуживания. Если денежная масса не растет, то ее компенсация возможна путем увеличения скорости оборота денег. Тогда происходит перераспределение капитала в пользу сферы обращения, то есть имеют место структурные сдвиги. Одновременно расширяется встречный товарообмен. Возрастает объем неплатежей, обусловленный недостатком средств в обороте. Производство и инвестиции сокращаются. Снижаются налоговые поступления, что сужает социальный и инвестиционный потенциал денежных властей. Наблюдаются перебои в выполнении текущих бюджетных обязательств. Увеличиваются масштабы перераспределения денежных потоков в пользу спекулятивных операций на денежном рынке.

 

Таким образом, инфляция затрат - это в основном результат воздействия структурных факторов.

 

Инфляция на практике проявляется одновременно во всех своих разновидностях. Один ее вид вытекает из другого, и все они взаимосвязаны через совокупность монетарных и структурных факторов.

 

Инфляция как превышение денежного спроса над предложением товаров и услуг давно проявилась в нашей экономике в виде возникновения дефицита по определенным товарным группам и постоянного, роста розничных цен. Однако в условиях командно-административной экономики она носила “подавленный” характер и проявлялась в товарном дефиците. И лишь с апреля 1991 г. инфляция стала набирать темпы, а со 2 января 1992 г., когда почти полностью был отменен контроль над ценами, она приобрела вид галопирующей инфляции, а на отдельные товары - гиперинфляции. Правда, в какой-то степени проводится индексация доходов населения, но очень туго и с большими опозданиями. Вместе с тем инфляция спроса тесно переплеталась с инфляцией издержек, поскольку в некоторых отраслях, на кооперативных предприятиях и в других коммерческих структурах имел место неконтролируемый рост цен. Это переплетение носило опасный характер и угрожало тяжелыми социальными последствиями.

1.2 Социально-экономические последствия инфляции

Главным отрицательным последствием инфляции является перераспределение доходов и богатства. Этот процесс возможен в тех условиях, когда доходы не индексированы, а кредиты предоставляются без учета ожидаемого уровня инфляции. Она ведет к перераспределению национального дохода, которое происходит по различным направлениям:

 

1) между разными сферами производства и регионами, в силу неравномерного роста цен;

 

2) между населением и государством, так как последнее использует излишнюю денежную эмиссию в качестве дополнительного источника своих доходов. Выпуская не обеспеченные товарами бумажные деньги, оно фактически осуществляет скрытое налогообложение граждан через действие эффекта инфляционного налогообложения. Он проявляется в той экономике, где действует прогрессивная система подоходного налогообложения. Последняя по мере роста инфляции автоматически зачисляет различные социальные группы во все более состоятельные категории граждан вне зависимости от того, возрос ли их доход реально или только номинально. При этом индексация всех доходов является малоэффективной, так как в силу несбалансированного роста цен усиливается отрыв номинального значения дохода от реального, причем у различных групп населения этот процесс происходит по-разному, в разное время и с различной скоростью. Единая же индексация оценивает все доходы формально, т.е. по номиналу;

 

3) между классами и слоями населения. Быстрое социальное расслоение, углубление имущественного неравенства - это неизбежные спутники инфляции. Последняя негативно влияет на благосостояние населения сразу по двум направлениям - через сбережения и текущее потребление.

 

Поскольку большая часть благ, входящих в потребительский набор, относится к разряду товаров неэластичного спроса, их постоянное удорожание оборачивается прямым снижением жизненного уровня беднейших слоев населения. Склонная же к сбережению большей части своих доходов высокообеспеченная часть населения теряет лишь их сберегаемую часть. Их текущее потребление при этом не только не страдает, но может и возрастать.

 

Инфляция особенно опасна для тех категорий населения, которые получают фиксированные доходы: пенсионеров, учащихся, иждивенцев и пр. Именно у этих слоев населения преобладающую роль в активах играют наличные денежные средства и накопления, аккумулированные в кредитных учреждениях. С ростом цен их реальная стоимость (покупательная способность) уменьшается.

 

Инфляция также перераспределяет доходы между дебиторами и кредиторами. В частности, непредвиденная инфляция приносит выгоду первым (получателям ссуды) за счет вторых (ссудодателей) при условии, конечно, что договора о кредитовании не предусматривали пересмотра ставок в зависимости от темпа роста цен.

 

Воздействие инфляции на производство носит противоречивый характер и зависит от ее размеров. Умеренная инфляция вреда не приносит. Более того, ее сокращение связано с ростом безработицы и сокращением реального национального продукта. В отдельных случаях она может даже вызвать временное оживление экономики, создать специфическую инфляционную конъюнктуру, когда рост спроса дает толчок расширению производства. Галопирующая инфляция пагубно сказывается на производстве, финансах, кредите и денежном обращении. При ней начинаются глубокие деформации рыночного механизма. Она поражает его центральное звено - систему цен. Последние перестают отражать реальные потребности и, следовательно, давать объективную информацию инвесторам, снижается эффективность размещения экономических ресурсов. Неправильное движение инвестиций вызывает региональные и отраслевые диспропорции.

 

Высокая инфляция эффективно противодействует экономическому росту. При среднегодовых темпах инфляции около 40% и выше экономический рост, как правило, прекращается. Верно и обратное: чем ниже в стране темпы инфляции, тем, как правило, выше темпы экономического роста, причем они максимальны при минимальных темпах инфляции. Эти утверждения подтверждаются исследованиями динамики экономического развития за последние 20 лет в странах, которые придерживались разных моделей экономической политики. Причем их число составляло от 76 до 140, т.е. это - большинство стран современного мира.

 

Инфляционные процессы подрывают также стимулы роста экономики на базе НТП. Так как внедрение в производство новой техники обходится все дороже, для предпринимателя выгоднее использовать устаревшее, но более дешевое оборудование, а также старую трудоемкую технологию. Причина использования последней состоит в том, что издержки, связанные с заработной платой, как правило, растут медленнее затрат на приобретение средств производства.

 

Наблюдается общее замедление экономической активности. Неопределенные перспективы развития, отсутствие необходимой достоверности в прогнозах динамики цен заставляют предпринимателей отказываться от осуществления долгосрочных проектов с длительными сроками окупаемости. Большая часть капитала перемещается из сферы производства в сферу обращения и используется для чисто спекулятивных операций.

 

Набирает силу тенденция к росту ссудного процента, призванная компенсировать обесценение денег. Растут издержки, связанные с увеличением масштабов денежного обращения и выпуском новых денег. Активизируется бегство от денег к товарам, обостряется товарный голод, который подрывает стимулы к денежному накоплению, что, в свою очередь, нарушает функционирование денежно-кредитной системы и возрождает бартер.

 

Выше были перечислены в основном внутренние последствия инфляции, но имеют место и внешние. Обесценение денег внутри страны приводит и к их обесценению по отношению к иностранным валютам (через разницу в покупательной способности валют).

 

Наибольший вред национальной экономике приносит гиперинфляция. По мере ее разворачивания государство теряет контроль за денежной эмиссией. Деньги перестают выполнять свои функции, в оборот внедряются различные денежные суррогаты, появляются локальные денежные единицы, национальная валюта вытесняется более твердой иностранной. За крахом системы денежного обращения неизбежно следуют распад и деградация всего национального хозяйства, проявляются сепаратистские тенденции в регионах. Многочисленные социальные катаклизмы имеют своим итогом приход к власти тоталитарных режимов.

 

Столь многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику.

Глава 2. Характеристика антиинфляционной политики государства

2.1 Современные тенденции антиинфляционной политики государства

Значительную роль в антиинфляционном регулировании сыграли два фактора:

 

- трактовка самого понятия (феномена) инфляции, сущности и форм ее проявления;

 

- разработка инструментов экономической политики, направленной на ограничение инфляции.

 

Основные теоретики и представители современной экономической мысли по-разному оценивают роль инфляции и меры борьбы с ней. Кейнсианцы признают инфляцию как положительное явление в условиях:

 

- кризисных упадов - инфляция стимулирует рост экономики;

 

- периодов подъема - ползучая инфляция полезна и даже необходима;

 

В качестве меры борьбы с инфляцией, имеющей высокие темпы, кейсианцы предлагают: параллельно дефляционную политику и политику доходов.

 

Монетаристы признают действенными только меры, направленные против инфляции спроса; с инфляцией издержек возможна борьба лишь с помощью усиления рыночно-конкурентных основ экономики. Государству при этом отводится пассивная роль.

 

Сторонники теории «экономики предложения» признают только один антиинфляционный путь - стимулирующее развитие производства и предложения товаров.

 

Сторонники теории «структурной инфляции», признавая галопирующую инфляцию полезной в развитии экономики, в качестве антиинфляционной меры предлагают определенную структурную перестройку экономики.

 

Из перечисленных направлений наибольший интерес представляют те из них, которые используются в международной практике в качестве эффективных антиинфляционных мер.

 

Для России, находящейся на этапе перехода к рыночной экономике, результаты проявления инфляции в западноевропейской, американской, а также латиноамериканской экономике представляют теоретический и практический интерес.

 

Экономические реформы в России требуют для смягчения высокой инфляции активной и мощной экономической роли государства при комплексном использовании всего арсенала жестких антиинфляционных мер.

 

Наибольшее распространение во всем мире получили два принципиально различных подхода к преодолению последствий инфляции в переходный период:

 

кейнсианский;

 

монетаристский.

 

Вплоть до второй половины XX века проблеме инфляции в наиболее важных течениях западной экономической мысли отводилось второстепенное место. При кейнсианском подходе внимание сконцентрировано на анализе ситуации недостаточности эффективного спроса, т. е. ситуации противоположной инфляции, и разрабатываются основы экономической политики, служащей ее преодолению. Что же касается неоклассических теорий, то в них анализ концентрируется на динамике относительных цен, важность которой определяется связью с реальной экономикой. Изменению общего уровня цен, переходу от одного уровня к другому не уделялось особого внимания, за исключением случаев, когда в качестве первопричины этого явления выступало изменение масштабов денежного обращения.

 

Теоретической основой антиинфляционного регулирования в послевоенный период служили кейнсианские концепции, в которых разработан макроэкономический подход к проблеме инфляции. Инфляция выступает в этих концепциях как результат взаимодействия таких агрегатных величин, как эффективный спрос и совокупный продукт, общая занятость; важнейшим же субъектом антиинфляционного регулирования является государство, осуществляющее макроэкономическое регулирование. В то же время антиинфляционная составляющая не рассматривалась как обязательная для экономической политики из-за специфичной оценки инфляции. В ней видели плату за высокие темпы экономического роста, а в определенной мере и стимул развития производства. Стимулирующая роль инфляции проявлялась, согласно кейнсианским воззрениям, в условиях неполной занятости, когда дополнительная эмиссия денег трансформировалась под влиянием растущего денежного спроса не столько в повышение цен, сколько в наращивание производства и предложения товаров. В условиях достижения полной занятости несколько менялся механизм стимулирующего влияния инфляции, к которому подключались инвестиции и процентные ставки (именно норме процента уделялось основное внимание как каналу влияния денежной сферы на реальную экономику).

Информация о работе Антиинфляционная политика государства