Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 08:45, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить и проанализировать состояние товарных запасов и товарооборачиваемости в розничной торговой организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- Изучить задачи и последовательность анализа товарных запасов и оборачиваемости. Источники информации.
- Исследовать экономическую характеристику предприятия.
- Изучить состояние и обеспечение товарных запасов.
- Проанализировать оборачиваемость товаров.
- Исследовать и выявить пути ускорения оборачиваемости товаров.

Содержание работы

Введение
1. Товарные запасы и товарооборачиваемость как объекты анализа хозяйственной деятельности
1.1 Экономическая сущность понятий "товарные запасы" и "товарооборачиваемость", направления оптимизации товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости в розничной торговой организации
1.2 Источники информации и показатели оценки товарных запасов и товарооборачиваемости
1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации
2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости
2.1 Анализ соответствия товарных запасов установленным нормативам
2.2 Анализ динамики товарных запасов
2.3 Анализ товарооборачиваемости
2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов нормализации товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости
Заключение
Приложение А. Организационная структура ООО "Глобус"
Приложение Б.Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО "Глобус" в динамике за 2009-2010гг.
Приложение В. Состав доходов от прочих видов деятельности
Приложение Г. Таблица товарооборачиваемости за 2009г.
Приложение Д. Комплекс организационно-технических мероприятий, включенных в стратегию предотвращения банкротства для ООО "Глобус"

Файлы: 1 файл

эконом анализ.doc

— 557.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Товарные запасы и товарооборачиваемость как объекты анализа хозяйственной деятельности

1.1 Экономическая сущность понятий "товарные запасы" и "товарооборачиваемость", направления оптимизации товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости в розничной торговой организации

1.2 Источники информации и показатели оценки товарных запасов и товарооборачиваемости

1.3 Организационно-экономические особенности деятельности торговой организации

2. Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости

2.1 Анализ соответствия товарных запасов установленным нормативам

2.2 Анализ динамики товарных запасов

2.3 Анализ товарооборачиваемости

2.4 Выявление и обобщение упущенных возможностей и прогнозных резервов нормализации товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости

Заключение

Приложение  А. Организационная структура ООО "Глобус"

Приложение  Б.Экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности ООО "Глобус" в динамике за 2009-2010гг.

Приложение В. Состав доходов от прочих видов деятельности

Приложение Г. Таблица товарооборачиваемости за 2009г.

Приложение Д. Комплекс организационно-технических мероприятий, включенных в стратегию предотвращения банкротства для ООО "Глобус"

 

Введение

 

Торговля является одной из важнейших отраслей народного хозяйства страны. Функции торговли весьма многогранны, обширны и дифференцированы. Торговля призвана решать исключительно важные задачи, информационные содержательные и методологические особенности которых проявляются на фоне общего механизма расширенного воспроизводства. Это механизм включает стадии производства материальных благ, распределения, обмена и их потребления. Все три стадии взаимосвязаны и взаимообусловлены и образуют сложную динамическую систему, находящуюся в состоянии непрерывных количественных изменений, многообразных структурных и функциональных преобразований.

Стадия производства материальных благ является исходной, решающей. Однако материальные блага, несмотря на все их многообразие и обилие, не могут быть использованы по своему прямому назначению, если не будут доведены до потребителя.

Движения материальных благ, товаров народного потребления из сферы производства в сферу потребления называется товарным обращением. Оно определяет содержательные особенности торговли как обособленной экономической системы. Торговля, таким образом, замыкает начальную и конечную стадии общего воспроизводственного процесса, главным результатом которого, является валовой (совокупный) общественный продукт.

Торговля распространяет свои функции не на всю величину совокупного общественного продукта, а лишь на одну его часть - предметы потребления. Только предметы потребления, призваны удовлетворить многочисленные потребности людей, формируют понятие товарного обращения.

Запасы в торговле образуются на всех стадиях движения товаров от производства к потребителю. В процессе движения товаров торговые предприятия занимают особое место, выступая заключительным звеном, опосредующим отношения между производителями и потребителями продукции.

До момента продажи любой товар относится к категории товарного запаса. Существование товарных запасов как категории обусловлено необходимостью обеспечения нормального процесса обращения товаров. Товарные запасы меняют свой размер - они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами.

С ростом объема реализации, как правило, увеличивается абсолютная сумма товарных запасов. Недостаточный размер товарных запасов ведет к перебоям в торговле, негативные последствия: экономические - в виде потери товарооборота и социальные - в форме неудовлетворенного спроса на товары. Излишние запасы приводят к замораживанию оборотных средств, росту товарных потерь.

Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов на торговых предприятиях - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов. Все это подтверждает актуальность выбранной темы "Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости розничной торговой организации".

Цель курсовой работы изучить и проанализировать состояние товарных запасов и товарооборачиваемости в розничной торговой организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

- Изучить задачи и последовательность анализа товарных запасов и оборачиваемости. Источники информации.

- Исследовать экономическую характеристику предприятия.

- Изучить состояние и обеспечение товарных запасов.

- Проанализировать оборачиваемость товаров.

-  Исследовать и выявить пути ускорения оборачиваемости товаров.

Объектом исследования курсовой работы является ООО "Глобус".

В качестве предмета исследования в работе выступают товарные запасы предприятия.

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды ведущих ученых экономистов по изучаемой проблеме, законодательные и нормативные акты, нормативно-справочные материалы, рекомендации научно-исследовательских учреждений.

В качестве методов исследования в работе выбраны методы экономического и регрессионного анализа.

Периодом исследования в работе выступают 2009 и 2010 годы.

При написании работы используются следующие методы и приемы анализа: поиск, сбор и обработка информации, установление логических связей между явлениями, обобщение данных и формулировка выводов на основании проделанной работы.

 

1. Товарные запасы и товарооборачиваемость как объекты анализа хозяйственной деятельности

 

1.1 Экономическая сущность понятий "товарные запасы" и "товарооборачиваемость", направления оптимизации товарных запасов и ускорения товарооборачиваемости в розничной торговой организации

 

Товарные запасы представляют собой совокупность товарной массы, находящейся в сфере обращения, предназначенной для реализации.

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:

  • являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;
  • характеризуют соотношение между объемом и структурой спроса и товарного предложения;
  • обеспечивают непрерывность расширенного производства и обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование [5, c.25].

Необходимость образования товарных запасов предметов потребления вызвана следующими причинами:

  • непрерывностью процессов обращения;
  • сезонностью производства и потребление;
  • неравномерностью размещения производства и районов потребления;
  • непредвиденными колебаниями спроса и ритма производства;
  • необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый;
  • необходимостью образования страховых резервов,
  • другими причинами.

Товарные запасы классифицируют по разнообразным признакам. Так, в зависимости от особенностей обращения они делятся на: товарные запасы текущего хранения, которые предназначены для удовлетворения повседневной потребности торговли в бесперебойной продаже товаров для населения, а также запасы товаров сезонного накопления и досрочного завоза, которые связаны с сезонностью производства и потребления отдельных товаров, с условиями их транспортирования в отдельные районы страны [10, c. 96].

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров. товарный запас оборачиваемость розничный

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов [8, c.78].

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту.

Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов [15, c.123].

Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации [14, c.58].

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение [20, c.98].

К основным факторам, которые влияют на оборотность и величину товарных запасов, относятся следующие.

  • соотношения между спросом и предложением товаров. В условиях, когда спрос населения превышает предложение товаров, резко ускоряется их оборотность, товарооборот осуществляется с меньшими товарными запасами. По мере увеличения предложения товаров, насыщения рынка, наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров. Изучения спроса населения – одно из условий, которые оказывают содействие нормализации товарных запасов;
  • сложность ассортимента товаров. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правил, намного превышает время обращения товаров простого ассортимента;
  • организация и частота завоза товаров. Чем чаще завозятся товары в магазин, тем с меньшими товарными запасами можно выполнить план товарооборота. В свою очередь частота завоза зависит от местонахождения торговых предприятий, условий транспортирования, размещения производственных предприятий. Чем ближе размещенные промышленные предприятия или оптовые базы к районам потребления, тем чаще вырабатывается завоз товаров, тем менее времени расходуется на их доставку. Высокая частота завоза характерна для товаров, которые быстро портятся;
  • потребительские свойства товаров. Они или уменьшают, или увеличивают время оборота.
  • ритмичность поступления товаров в течение квартала и месяца, порядок завоза товаров.

На обращение товаров влияет и великое множество других факторов: организация рекламы и продажи товаров, транспортные условия, состояние материально-технической базы, особенности фасования товаров и т.п. Важное значение имеют квалификация кадров и уровень руководства сложным торговым процессом, организация работы и т.п [9, c.165].

Информация о работе Анализ товарных запасов и товарооборачиваемости