Анализ рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 20:51, контрольная работа

Описание работы

Современная российская экономика превращается в активную составляющую мировой социально-экономической системы. Данное обстоятельство обусловливает потребность в использовании опыта других стран по управлению народным хозяйством на различных иерархических уровнях. И это вполне объяснимо, ибо люди должны знать, как функционирует современная экономика во всех ее составных звеньях: отдельных домохозяйствах, мелких, средних и крупных предприятиях. Именно этому учит микроэкономическая наука, анализируя влияние экономической политики государства на повышение эффективности хозяйственной деятельности названных объектов общественной жизни.
Изучение микроэкономики позволит четко представлять, какие нужны управленческие решения в экономической и социальной жизни отдельных хозяйствующих субъектов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………… 3
2. Предложение предприятия и отрасли в краткосрочном периоде в условиях совершенной конкуренции………………………………….. 4
3. Монополия и ее виды…………………………………………… . 8
4. Ценовая дискриминация…………………………………………. 10
5. Задача………………………………………………………………. 12
6. Выводы…………………………………………………………….. 13

Файлы: 1 файл

Анализ рыночного механизма будет односторонним без рассмотрения предложения.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

Содержание

1. Введение…………………………………………………………… 3

2. Предложение предприятия и отрасли в краткосрочном периоде в                условиях совершенной конкуренции………………………………….. 4

3. Монополия и ее виды…………………………………………… . 8

4. Ценовая дискриминация…………………………………………. 10

5. Задача………………………………………………………………. 12

6. Выводы…………………………………………………………….. 13

 

 

 

 

Введение 

Развитие экономической  науки происходило по мере того, как люди сталкивались с теми или  иными хозяйственными проблемами и  пытались их разрешить.

Современная российская экономика превращается в активную составляющую мировой социально-экономической  системы. Данное обстоятельство обусловливает  потребность в использовании  опыта других стран по управлению народным хозяйством на различных иерархических  уровнях. И это вполне объяснимо, ибо люди должны знать, как функционирует  современная экономика во всех ее составных звеньях: отдельных домохозяйствах, мелких, средних и крупных предприятиях. Именно этому учит микроэкономическая наука, анализируя влияние экономической  политики государства на повышение  эффективности хозяйственной деятельности названных объектов общественной жизни.

Изучение микроэкономики позволит четко представлять, какие  нужны управленческие решения в  экономической и социальной жизни  отдельных хозяйствующих субъектов.

 

 

Предложение предприятия  и отрасли в краткосрочном  периоде в условиях совершенной  конкуренции.

Анализ рыночного  механизма будет односторонним  без рассмотрения предложения, характеризующего экономическую ситуацию а со стороны продавца.

Предложение - это совокупность товаров и услуг, которые находятся на рынке, и которые продавцы готовы продать покупателю по данной цене. Чем выше будут цены на определенный товар, тем большую заинтересованность будут проявлять производители в увеличении его выпуска.

Цена предложения —  это цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного  товара.

Можно сказать, что предложение  выражает функциональную зависимость  между ценой и величиной предложения, тогда как величина предложения  – это количественная определенность. Объем предложения изменяется под  влиянием изменения цены на товар; функция  предложения изменяется тогда, когда  изменяются факторы, которые раньше принимались за постоянные. ): [1,192].

Эластичность предложения  — показатель, который воспроизводит  изменения совокупного предложения, которые происходят в связи с  ростом цен. В случае, когда увеличение предложения превосходит рост цен, последний характеризуется как  эластичное (эластичность предложения больше единицы). Если прирост предложения равняется приросту цен, предложение называется единичным, а показатель эластичности равняется единице. Когда прирост предложения меньше прироста цен, формируется так называемое неэластичное предложение (эластичность предложения меньше единицы). Таким образом, эластичность предложения характеризует чувствительность (реакция) предложения товаров на смены их цен.

Много экономистов выделяют такие факторы, которые изменяют предложение:

- Изменения в себестоимости производства за счет цен на ресурсы, изменения налогов и дотаций, достижений науки и техники, новых технологий. Снижение себестоимости позволяет производителю доставить на рынок больше товаров. Рост себестоимости приводит к противоположному результату — предложение снижается.

- Изменения цен на другие товары.

- Индивидуальные вкусы потребителей.

- Перспективные ожидания производителей. При прогнозах относительно роста цен в будущем производители могут сократить предложение, чтобы вскоре продать товар по высшей цене, и наоборот, ожидание падения цен вынуждает производителей избавиться товару как можно скорее, чтобы не понести убытки в будущем.

- Количество товаропроизводителей непосредственно влияет на предложение, поскольку чем больше поставщиков товаров, тем выше предложение и наоборот, при уменьшении числа производителей резко сокращается предложение.

Краткосрочный  период —  это отрезок времени, в течение  которого одни факторы производства являются постоянными, а другие —  переменными.

К постоянным факторам производства относятся такие ресурсы, как  общие размеры зданий и сооружений, количество используемых машин и  оборудования и т. д., а также количество фирм, функционирующих в отрасли. Предполагается, что возможности  свободного доступа новых фирм в  отрасль в краткосрочном периоде  весьма ограничены.

В краткосрочный период фирма  имеет возможность варьировать  только степень загрузки производственных мощностей (путем изменения протяженности рабочего времени, количества использованного сырья и т. д.).

Совершенная конкуренция - конкуренция между производителями, продавцами товаров, имеющая место, на так называемом идеальном рынке (идеальная конкуренция, чистая конкуренция), где представлено неограниченное количество продавцов и покупателей однородного схожего, взаимозаменяемого товара, свободнообращающихся между собой. На таком рынке ни один из продавцов и покупателей не способен оказать решающего влияния ни на цену, ни на масштабы продаж. Реально такая конкуренция практически не наблюдается, в действительности приходится иметь дело с несовершенной конкуренцией. Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке.

Предложение в условиях совершенной  конкуренции

Предположим, что перед  нами рынок, на котором царит совершенная  конкуренция. Совершенная конкуренция  на рынке определяется двумя основными  характеристиками:

Все предлагаемые продавцами товары примерно одинаковы.

Покупателей и продавцов  так много, что ни один покупатель или продавец не в силах повлиять на рыночную цену. Поскольку при  совершенной конкуренции покупатели и продавцы должны принимать рыночную цену как нечто данное, их называют принимающими цену.

В реальной жизни под определение  совершенной конкуренции прекрасно  подходят такие рынки, как рынок  ценных бумаг, иностранных валют, рынок  пшеницы, когда тысячи фермеров продают  зерно, а миллионы покупателей потребляют пшеницу и продукты из нее. Ни один покупатель или продавец не влияет на цену пшеницы, каждый принимает ее как данность.

В действительности совершенная  конкуренция является довольно редким случаем, и лишь некоторые из рынков приближаются к ней. Существенное значение имела не только область практического  применения наших знаний (на этих рынках), но и тот факт, что совершенная  конкуренция является простейшей ситуацией  и дает исходный, эталонный образец  для сравнения и оценки эффективности  реальных экономических процессов.

Конечно, в течение короткого  отрезка времени в условиях совершенной  конкуренции фирма может получать сверхприбыли или нести убытки. Однако для длительного периода такая  предпосылка нереальна, так как  в условиях свободного входа и  выхода из отрасли слишком высокая  прибыль привлекает в данную отрасль  другие фирмы, а убыточные фирмы  разоряются и уходят из отрасли.

Совершенная конкуренция  помогает распределить ограниченные ресурсы  таким образом, чтобы достичь  максимального удовлетворения спроса. Данное положение означает, что фирмы будут производить максимально возможное количество продукции до тех пор, пока предельные издержки ресурса не будут равны цене, за которую его удалось купить. При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Графически это означает, что кривая средних издержек только касается кривой спроса. Если бы издержки на производство единицы продукции были выше цены, то любая продукция была бы экономически убыточной, и фирмы вынуждены были бы покинуть данную отрасль. Если бы средние издержки были ниже кривой спроса и, соответственно, цены, это означало бы, что кривая средних издержек пересекала кривую спроса и образовался некий объем производства, приносящий сверхприбыль. Приток новых фирм рано или поздно свел бы эту прибыль на нет. Таким образом, кривые только касаются друг друга, что и создает ситуацию длительного равновесия: ни прибыли, ни убытков.

Монополия и ее виды.

Монополии – крупные хозяйственные  объединения, находящиеся в частной  собственности (индивидуальной, групповой  или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками  и экономикой на основе высокой степени  концентрации производства и капитала с целью установления монопольных  цен и извлечения монопольных  прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

При анализе монополии  важно учитывать неоднозначность самого термина «монополия». Прежде всего, нельзя выводить суть этого явления из этимологии слова «моно»- один, «полио»- продаю. В реальной действительности практически невозможно найти ситуацию, когда на рынке действовала бы одна единственная фирма – производитель товаров не имеющих конкурентов. Следовательно, в использовании термина монополия, а тем более «чистая» монополия всегда присутствует известная доля условности. Нередко под монополией подразумевается определенная структура рынка   абсолютное преобладание на нем единоличного поставщика или продавца.

Понятно, что, как и совершенная  конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во-первых, практически  не существует продуктов, не имеющих  заменителей. Во-вторых, редко когда  на национальном (или мировом) рынке  есть только один продавец. Хотя на более  замкнутых рынках, к примеру, в  маленьком городке, мы можем наблюдать явление чистой монополии. Например,  в таком городе может быть только один врач - стоматолог. Необходимо отметить, что, как правило, деятельность таких монополий регламентируется  муниципальными  властями и  правительственными организациями.  

Перед покупателем не стоит  проблема выбора. Он вынужден либо покупать продукт у монополиста, либо обходиться без него. В отличие от предприятий, действующих в условиях чистой конкуренции, предприятие-монополист осуществляет значительный контроль над ценой.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия  возникает вследствие объективных  причин. Она отражает ситуацию, когда  спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной  или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или  нежелательна. Примером могут служить  энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное  положение на рынке.

Административная монополия  возникает вследствие действий государственных  органов. С одной стороны, это  предоставление отдельным фирмам исключительного  права на выполнение определенного  рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры  для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются  разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия  одной отрасли. Они выступают  на рынке, как один хозяйственный  субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия  является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые  сумели завоевать монопольное положение  на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его  масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении  или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при  помощи обеих, предприятие достигает  таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация – монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Ценовую дискриминацию могут  осуществлять только монополии, ибо  они устанавливают и контролируют цены. В условиях совершенной конкуренции  образуется единая цена на благо и  фирма не контролирует цену, а принимает  ее как данную, поэтому ценовая  дискриминация не возникает.

Монополисты занимаются ценовой  дискриминацией в том случае, если посредством ее увеличивают свою прибыль. Дискриминационные цены могут использоваться для расширения производства, обеспечивая тем самым экономию от масштаба производства.

Наиболее благоприятные  условия для проведения ценовой  дискриминации имеются в сфере  услуг, поскольку они, как правило, не могут перепродаваться (например, медицинские услуги: если вам сделали  операцию по поводу аппендицита, то вы не можете перепродать ее своему другу  по более высокой цене).

Информация о работе Анализ рыночного механизма