Анализ рентабельности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - выявление путей повышения рентабельности при производстве пиломатериалов.
Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач:
1. Рассмотрение понятия рентабельности, его показателей
2. Анализ рентабельности предприятия
3. Выявление резервов роста рентабельности и предложения путей для её совершенствования.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЁТА И АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Рентабельность как один из важнейших показателей эффективности хозяйственной деятельности предприятия 5
1.2. Показатели рентабельности 9
2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЕГОМЛЬСКОГО ЛЕСХОЗА 14
3. ПУТИ РОСТА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ 21
3.1. Общие факторы роста рентабельности 21
3.2. Совершенствование управления затратами 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

Файлы: 1 файл

эк.теория курс..doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

2. Показатели, рассчитываемые  для оценки доходности про-дукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты тру-да, численности работников, производственных площадей и т.д.

Наиболее распространенными  показателями в практике отече-ственных предприятий являются:

* рентабельность  продукции - определяется как  отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, то-варной или реализованной);

* рентабельность  изделия - определяется как отношение  при-были, закладываемой в цену  изделия, к себестоимости изделия [46, c. 347].

Кроме того, предприятие  может использовать и ряд других по-казателей рентабельности для  характеристики уровня доходности своих  активов, ресурсов и продукции [50, c. 361-362].

Рентабельность  производства (Рпр) определяется по формуле

(1.1)

где Пп - прибыль  предприятия, руб.; ОПФ - среднегодовая  стои-мость основных производственных фондов, руб.; НОС - норми-руемые оборотные  средства, руб.

Рентабельность  реализованной продукции (Рп) определяется по формуле:

(1.3)

где Пк.в - годовой  прирост прибыли в результате реализации капи-тальных вложений; KB - капитальные вложения, руб.

Рентабельность  оборота (Р0) определяется по формуле

(1.4)

где В - выручка  от реализации продукции, руб.

Рентабельность  текущих активов (Рт.а) определяется по формуле:

(1.5)

где Пч - прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.; ТА - средняя величина текущих  активов, руб.

Рентабельность, собственного капитала (Рс.к) определяется по формуле

(1.6)

где СК - величина собственного капитала на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность  изделия (Ри) определяется по формуле

(1.7)

где Пед - прибыль  на единицу изделия, руб.; С - себестоимость  из-делия, руб.

Рентабельность  инвестированного капитала (Ри.к) определяет-ся по формуле

(1.8)

где ИК - средний  инвестированный капитал, руб.

Рентабельность  основных фондов (Ро.ф) определяется по формуле

(1.9)

Рентабельность  заемных средств (Рз.с) определяется по формуле:

(1.10)

где Пз.с - плата  за пользование заемными средствами, руб.; ЗС - средства, привлеченные на заемной основе (долгосрочные и крат-косрочные) на

определенную  дату (средняя величина), руб.

Рентабельность  активов (Ра) определяется по формуле:

(1.11)

где СА - средняя  величина активов, руб.

Рентабельность  совокупных вложений капитала (Рс.в.к) опреде-ляется по формуле:

(1.12)

где Рз.с - расходы, связанные с привлечением средств  на заемной основе, руб,;

ИК - величина совокупного  используемого капитала на определенную дату (средняя величина), руб.

Рентабельность  инвестиций (Ри) определяется по формуле

(1.13)

где В - величина валюты баланса на определенную дату (средняя за период), руб.; КО - величина краткосрочных обязательств на определенную дату (средняя за период), руб.

Рентабельность  товарной продукции (Рт.п) определяется по формуле

(1.14)

где Ст.п - себестоимость товарной продукции, руб.

Для расчета  рентабельности отраслей экономики  в расчет принимается общая сумма  прибыли, полученная предприятиями, объе-динениями, другими хозрасчетными формированиями, входящими в соответствующую  отрасль экономики. На уровень рентабельно-сти отрасли будут оказывать влияние наличие в ней низкорентабельных и убыточных предприятий.

2. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ  ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ БЕГОМЛЬСКОГО  ЛЕСХОЗА

Основными показателями, характеризующими финансовые результаты хо-зяйственной деятельности торговых предприятий, выступают валовой доход, другие доходы, прибыль и рентабельность. Прибыль занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных показателей и рычагов управления экономикой.

Получение прибыли  играет большую роль в стимулировании развития произ-водства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыпол-нение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффек-тивности производства, о благополучном финансовом состоянии.

Анализ прибыли  исследуемого предприятия представлен  в табл. 12.

Таблица 1. Показатели прибыли Бегомльского лесхоза, млн. руб.

 
Показатель 2004 г. 2005 г. Изменение Темп роста  
Выручка от реализации продукции 2635,1 3495,0 859,9 132,6  
Себестоимость реализованной продукции 1996,9 2774,0 777,1 138,9  
Коммерческие  расходы 333,6 456,5 122,9 136,8  
Прибыль от реализации 304,6 264,5 -40,1 86,8  
Сальдо  от операционных доходов (расходов) 8,9 0,5 -8,4 5,6  
Сальдо  по внереализационным операциям -225,6 -153,2 72,4 67,9  
Прибыль за отчётный период 87,9 111,8 23,9 127,1  
Налоги, производимые из прибыли 86,5 111,8 25,3 129,2  
Чистая  прибыль 1,4 0 -1,4 0  
           

Примечание. Источник: Приложение 1

Анализ источников формирования финансового результата показывает, что прибыль от реализации продукции снизилась на 40,1 млн. руб., снижение составило 13,2%, и составила  в 2005 году 3495,0 млн. руб. На данный показатель повлиял рост выручки от реализации продукции на 859,9 млн. руб. или на 32,6%, а также рост себестоимости реализованной продукции на 777,1 млн. руб. или на 38,9% и рост расходов на реализацию на 122,9 млн. руб. или на 36,8%.

В 2005 г. положительное  сальдо от операционных доходов и  расходов составило 0,5 млн. руб., снизившись на 8,4 млн. руб., сальдо по внереализационным  операциям увеличилась с -225,6 млн. руб. до 153,2 млн. руб.

Прибыль за отчётный период увеличилась с 87,9 млн. руб. до 111,8 млн. руб., рост составил 23,9 млн. руб. или 27,1%.

Сумма налогов  из прибыли за исследуемый период увеличилась на 25,3 млн. руб. или 29,2%, и составила 111,8 млн. руб.

Чистая прибыль  предприятия снизилась на 1,4 млн. руб. до нулевого уровня.

Графически влияние  факторов на изменение чистой прибыли  предприятия, рассчитанное прямым счётом представлено на рис. 2.1.

Рисунок 2.1. Влияние  факторов на изменение чистой прибыли  предприятия в 2005 году, млн. руб.

Рентабельность  непосредственно связана с величиной прибы-ли. Однако ее нельзя отождествлять с абсолютной суммой полу-ченной прибыли. Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах.

Многообразность вариантов решений, принимаемых при опре-делении прибыли, текущих издержек, авансированной стоимости для расчета рентабельности обусловливают наличие значительно-го количества ее показателей. В данном отчёте рассчитаны показатели, рассчитываемые для оценки доходности про-дукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты тру-да, численности работников, производственных площадей и т.д.

Анализ рентабельности продаж предполагает, прежде всего, определение  величины этого показателя, уточнение  его слагае-мых. В учетно-аналитической  практике рентабельность реали-зованной продукции представляет собой отношение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) к себестоимости реализованной продукции.

Таблица 2. Показатели рентабельности предприятия в 2004-05 гг.

 
Показатель 2003 г. 2004 г. Изменение  
1. Выручка  от реализации продукции 2635,1 3495 859,9  
2. Себестоимость  реализованной продукции 1996,9 2774 777,1  
3. Прибыль  от реализации 304,6 264,5 -40,1  
4. Чистая  прибыль 1,4 0 -1,4  
5. Средняя  стоимость основных фондов 1042 1230,5 188,5  
6. Средняя  стоимость оборотных фондов 1853,5 2042,7 189,2  
7. Рентабельность  основных фондов (стр.4:стр.5*100) 29,2 21,4 -7,8  
8. Рентабельность  оборотных фондов (стр.4:стр.6*100) 16,4 12,9 -3,5  
9. Рентабельность  продукции (стр.4:стр.2*100) 15,2 9,5 -5,7  
10. Рентабельность  оборота (стр.3:стр.1*100) 11,5 7,5 -4,0  
         

Примечание. Источник: собственная разработка

Как видно из табл. 2, снижения прибыли предприятия  за отчётный период за 2004 г., основные показатели рентабельности снизились. Снижение рентабельности основных и оборотных показателей обусловлено также ростом стоимости активов предприятия.

Показатель рентабельности также может рассчитываться по себестоимости. В таком случае, уровень рентабельности продукции (коэффициент окупаемости  затрат), рассчитанный по прибыли за отчётный период, зависит от трёх основных факторов первого порядка: изменения структуры реализованной продукции, её себестоимости и средних цен реализации [7, c. 282].

Факторная модель этого показателя имеет вид:

(2.1)

Расчёт влияния факторов первого порядка на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно выполнить способом цепной подстановки. С этой целью опре-деляют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факто-ров, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины ре-зультативного показателя до и после изменения уровня того или друго-го фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результа-тивного показателя.

Используя способ цепной подстановки, необходимо придерживаться следующей последовательности расчетов: в первую очередь нужно учитывать  изменение количественных, а затем  качественных показателей. Если же имеется несколько количественных и несколько каче-ственных показателей, то сначала следует изменить величину факто-ров первого уровня подчинения, а потом более низкого.

Для этого данные сводятся в таблицу 3:

Таблица 3. Методика расчёта результативных показателей

 
Результативный

показатель

Фактор  
           
V0          
Vусл1          
Vусл2          
Vусл3          
V1          
           

Информация о работе Анализ рентабельности организации