Анализ профориентационной работы в службе занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 20:57, курсовая работа

Описание работы

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.
Для ее выполнения разработана Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ 6
1.1. Понятие и роль профориентации 6
1.2. Методы психодиагностики и профессиональной ориентации 9
Выводы 16
2. АНАЛИЗ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПРИМЕРЕ МУ ЦЗН «МОЛОДЕЖНЫЙ», Г. ТАВДА, СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ 18
2.1. Характеристика деятельности учреждения 18
2.2. Результаты профориентационной работы МУ ЦЗН «Молодежный» по итогам 2011 года 26
Выводы 39
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ СЛУЖБ ЗАНЯТОСТИ 42
3.1. Проблема профориентации 42
3.2. Способы повышения качества профориентационной работы 43
Выводы 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 51

Файлы: 1 файл

курсовая рынок труда.doc

— 389.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Рынок труда»

                                                     

 

Тема: «Анализ профориентационной работы в службе занятости.»

 

 

 

 

Исполнитель: студентка I курса заочного факультета

специальности «Управление персоналом»

Бармина З.О.

Руководитель: Булатова Е.К.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости  населения, в которой предусмотрены  организационные и экономические  меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости1.

В связи с этим, нового определения потребовало понятие  занятости.

С одной стороны, признается законной добровольная незанятость граждан. Она не может, как раньше, осуждаться обществом или служить основанием для привлечения человека к административной или уголовной ответственности.

С другой стороны - незанятость  человека, который ищет работу. Именно эта категория населения должна находиться в поле зрения государства, призванного обеспечить каждому гражданину его конституционное право на труд.

Соответственно нужно  решать проблему организации учета  незанятого населения, необходимо из миллионов незанятых выделить тех, кто оказался в такой ситуации вынуждено.

Государственная служба занятости является структурой специальных  государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным, помощи в профориентации для молодежи.

Выбор профессии это  очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства ни как не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.

Главная цель профориентации - рациональное распределение молодежи в сфере материального производства, науки, культуры и образования, качественное формирование контингента студентов, а также кадров предприятий и учреждений в соответствии с требованиями экономического и социального развития региона, оказание помощи молодежи в профессиональном становлении, социальной и психологической адаптации в начальном периоде обучения и трудовой деятельности. 

Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что проблема профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости  преодоления противоречия между  объективно существующими потребностями  общества в сбалансированной структуре кадров и неадекватно этому сложившимися субъективными профессиональными устремлениями молодежи. То есть по своему назначению система профориентации должна оказать существенное влияние на рациональное распределение трудовых ресурсов, выбор жизненного пути молодежью, адаптацию ее к профессии.

Цель данной работы - рассмотреть  механизм профориентационной работы центров занятости населения на примере МУ ЦЗН «Молодежный», г. Тавда, Свердловская область.

Задачи:

    1. Изучить теоретические основы профориентацтонной работы;
    2. Провести анализ профориентационной работы на примере МУ ЦЗН «Молодежный», г. Тавда, Свердловская область;
    3. Разработать мероприятия по совершенствованию профориентационной работы служб занятости.

Теоретическую основу данной работы составили труды различных российских ученых и нормативно-правовые акты.

Структура работы: данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ  ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

1.1. Понятие и роль профориентации

 

 

Профессиональная ориентация (профориентация) – это система мер, призванных помочь выпускнику выбрать профессию в соответствии с его интересами, способностями и мотивацией. Надо ли говорить о том, какое огромное значение имеет правильный выбор специальности для будущей жизни молодого человека. Ведь любимая работа не только приносит удовольствие, но и обеспечивает материальное благосостояние, самореализацию и удовлетворенностью жизнью. Как и, напротив, нелюбимое дело, которым человек вынужден ежедневно заниматься, отбивает любое желание трудиться, убивает вкус к жизни2.

Если ребенок постоянно играет «в больничку», усиленно штудирует биологию, с интересом смотрит на «людей в белых халатах» и утверждает, что хочет стать врачом и только им, профориентация вряд ли понадобится. Но если школьник мечется от экономики к социальной работе, а потом к юриспруденции или переводческой деятельности, помощь просто необходима. Разумеется, при этом важно оказать «правильную» помощь школьнику. Не стоит говорить ребенку «иди работать в банк - там много получают» или «поступай в «мед» – потом тетя Лена пристроит тебя в частный медцентр». Следует помнить, что выбор профессии – это выбор на всю жизнь, если, конечно, нет желания потом платить за «переучивание» готового специалиста, который понял, что выбрал не ту стезю3.

Впервые профориентацией заинтересовался американский психолог Г. Мюнстерберг. В начале XX века он начал составлять и проводить тесты, которые оценивали профессиональные способности человека. Так появилась психология профессий. Накопленная Мюнстербергом база позволила другому ученому Ф. Парсонсу разработать методологическую теорию выбора профессии. Ныне курс по развитию карьеры (Career Development) является неотъемлемой частью американской системы образования. Его проходят дети в возрасте от 5 до 14 лет с целью самопознания, ознакомления с профессиями и планирования успешной карьеры.

Поистине уникальная система профориентации создана в Японии. Она была разработана ректором университета Асия профессором Фукуямой и успешно используется в стране с середины XX века.

Первый этап профориентации – это самоанализ. Ученик должен иметь представление о своих интересах, чертах характера и накопить информацию о профессиях, которые его интересуют (при помощи наблюдения, изучения соответствующей литературы). Он также ознакамливается со списком характерных требований, которые работодатели предъявляют к той или иной вакансии и «примеряет» их на себя.

Рассмотрим японскую систему профориентации школьников4.

Ежегодно учащиеся 7-9 классов выполняют выбранные ими работы, которые в своей совокупности охватывают все виды деятельности.

Среди них:

  • отдельные направления сельского хозяйства – растениеводство, животноводство, рыбоводство, заготовка продуктов питания;
  • производство товаров и услуг;
  • работа с различными механизмами;
  • проектные и чертежные работы;
  • офисная работа;
  • виды бизнеса;
  • работа с людьми;
  • приготовление пищи;
  • уход за людьми;
  • выступления на публике;
  • занятия спортом;
  • исследовательская работа.

Благодаря обширной практике, японские школьники активно участвуют в профессиональной деятельности. За 3 последних года обучения в школе они проходят аж 48 профессиональных проб. Опыт, полученный ими в ходе практики, фиксируется в так называемом F-тесте.

С опорой на результаты тестов и собеседований школьники сами выводят себе оценки по 62 пунктам, которые отражают уровень выраженности у них конкретных умений и качеств. Ставят свои оценки и психологи или специалисты по профориентации. По каждому из пунктов устанавливается величина расхождения баллов учителя и учащегося – так выводится индекс самооценки школьника. Далее пункты используются, чтобы определить, насколько четко учащийся представляет себе, какие качества необходимы для видов деятельности, которые лучше всего ему подходят. Используя специальную таблицу, педагог определяет уровень важности указанных им пунктов. Как результат этой работы специалист по профориентации предоставляет школьнику возможность пробовать себя в различных сферах трудовой деятельности – с учетом изменений в интересах и склонностях учащегося.

Японская методика прекрасна и тем, что школьные программы в дальнейшем подстраиваются под конкретную профессию, чтобы формировать у ребенка нужные ему качества. Подбираются дополнительные программы обучения, чтобы школьник мог расширить свой опыт.

Благодаря продуманной и четкой системе профориентации, к окончанию школы учащиеся Японии уже твердо знают, кем хотят стать и где желают работать. В отличие от российских школьников5.

Конечно, и в России предпринимались попытки создать и использовать научные системы профориентации. В 20-е годы активно развивалась советская психотехника, частью которой была и профориентация. Однако лидер системы И. Н. Шпильрейн, который занимался проблемами профессиональной ориентации и отбора, был арестован и расстрелян в 1937 году по обвинению в контрреволюционной пропаганде. Так, не просуществовав и десятилетия, система профориентации была забыта и возрождена только в 70-х годах6.

1.2. Методы психодиагностики и профессиональной ориентации

 

В существенной мере способности человека наследуются им от родителей и более отдаленных родственников, в меньшей степени (примерно пятая часть) воспитываются. По данным Национальной лаборатории характера США, 20% всех воспитанных черт принадлежат матери, 28% — отцу, 6% — братьям и сестрам, 4% — другим членам семьи, 6% — друзьям, 3% — школе и церкви, 3% — другим взрослым7.

В основном процесс интенсивного воспитания идет до 10-летнего возраста, когда закрепляются конституционные (унаследованные) и часть воспитанных способностей, и лишь небольшая часть интеллектуальных и поведенческих особенностей приобретается и изменяется в течение жизни. Характерно, что к трем годам склонность к совершению правонарушений за счет наследованных и частично воспитанных способностей уже успевает сформироваться. Поэтому начинать профориентацию следует с раннего возраста и затем корректировать ее.

Имеется три класса сложности методов психодиагностики профессиональной ориентации. Панельные тесты — самые простые, они говорят немного, но сразу. Кабинетные тесты сложнее, они требуют времени для обработки полученных результатов. Лабораторные тесты — самые сложные, они рассчитаны на длительную процедуру обработки и вспомогательные технические средства, поэтому их стараются компьютеризировать в первую очередь.

Тесты характера принято разделять на три группы. Операционные: тестируемый выполняет работу, быстрота и качество которой говорят о его характере. Рефлексивные: предлагается психологический раздражитель и фиксируется реакция на него; сюда относятся тесты цветов, форм, абстрактных картин, рисунков, картинок с противоречивым сюжетом, портретов, незаконченных фраз и др. Анкетные: предлагаются вопросы и варианты ответов; вопросы касаются мнений и фактов (экспертные тесты).

Считается, что первый тест характера был разработан французским детским психиатром А. Бине в начале ХХ в. Несмотря на общую неподготовленность к использованию точных методов в этой области, в 10-х годах тесты получили довольно широкое распространение в клинической, а в 20-х — и в профориентационной практике8.

В России в 20-е годы тесты использовались в педагогической практике, но в 30-е годы на них был наложен запрет, профессия психолога перестала быть массовой, и вплоть до 70-х годов психологи не только не пользовались тестами, но и многие считали их вредными.

В 70-е годы тестовые методы стали постепенно проникать в университетскую практику: сначала появились краткие сообщения о них на факультативных курсах, затем состоялось теоретическое знакомство с наиболее известными методами и освоение самых простых из них.

Метод MMPI (Миннесотский многопрофильный личностный опросник) был разработан в 1941 г. американскими психологами С. Хатэвэй и И. МакКинли для нужд психодиагностики. На основе 566 альтернативных («да» — «нет») ответов на вопросы анкеты построено 13 оценочных шкал: шкала коррекции (для сведения всех шкал в одну систему оценок), детекторы лжи и общей невалидности (главным образом за счет невнимательности), шкалы психических показателей ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, паранойи, психастении, шизофрении, мании, а также половой конституции и интроверсии. Полученная по этим данным кривая психической структуры выявляет акцентуированность в направлении тех или иных заболеваний.

Психиатры первоначально отвергли предложенный метод из-за принципиального неверия в значимость количественных оценок в их области. Но практика применения метода показала, что MMPI диагностирует психические заболевания проще, хотя и не лучше, чем консилиумы психиатров, к тому же безошибочно определяет характер акцентуированности, степень ее развития и реальную угрозу заболевания.

Информация о работе Анализ профориентационной работы в службе занятости