Анализ факторов влияющих на инвестиционную политику РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Необходимым условием развития экономики является высокая инвестиционная активность. Она достигается посредством роста объемов реализуемых инвестиционных ресурсов и наиболее эффективного их использования в приоритетных сферах материального производства и социальной сферы. Инвестиции формируют производственный потенциал на новой научно-технической базе и предопределяют конкурентные позиции стран на мировых рынках.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Основные теоретические термины и понятия об инвестиционной деятельности и инвестиционной политике………………………………………………………………………4
1.1. Понятие инвестиций, их виды………………………………………………………..4
1.2. Становление и развитие инновационной деятельности экономики……………..11
1.3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности………………..14
1.4. Внутренние источники инвестиций………………………………………………..17
1.5. Внешние источники инвестиций…………………………………………………..19
1.6. Факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность…………….21
Раздел 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства……………………………………………………………………………………...31
2.1. Механизм реализации инвестиционной политики……………………………….31
2.2. Инвестиции в основной капитал…………………………………………………..35
2.3. Иностранные инвестиции в РФ……………………………………………………43
Раздел 3. Анализ развития инвестиционной деятельности РФ……………………………..49
3.1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации………………….49
3.2. Оценка инвестиционных решений в условиях неопределенностей……………53
Заключение……………………………………………………………………………………..56
Список литературы…………………………………………………………………………….59
Приложения…………………………………………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

Курсовая 5 курс.docx

— 185.46 Кб (Скачать файл)

Масштабы  инвестиционной деятельности на микроуровне  характеризуют следующие показатели:

  • капитальные вложения в динамике, направленные на развитие производства;
  • доля чистой прибыли, направляемая на развитие производства;
  • масштабы деятельности предприятия в динамике;
  • ввод в действие производственных мощностей в динамике;
  • темпы ввода и выбытия основных производственных фондов;
  • величина долгосрочной кредиторской задолженности;
  • величина инвестиций в сопоставимых ценах в динамике;
  • величина привлеченных иностранных инвестиций и др.

В связи с  тем, что между инвестиционной деятельностью, ин-иестиционной привлекательностью и  эффективностью инвестиций существует довольно тесная связь, что естественно, то те факторы, которые влияют на эффективность инвестиций и инвестиционную привлекательность, в значительной мере влияют и на инвестиционную деятельность.

Известно, что  темпы развития экономики зависят  от эффективности использования уже имеющегося производственного потенциала и от темпов вложения инвестиций. Необходимо стремиться к тому, чтобы темпы роста экономики опережали темпы роста вложенных инвестиций.

Инфляция  самым существенным образом влияет на инвестиционную деятельность, которая в свою очередь зависит от состояния экономики: при стабилизации и подъеме экономики она снижается. При этом следует иметь в виду, что с процессом инфляции тесно связана ставка банковского кредита.

Кривая спроса на инвестиции зависит от ставки процента и ожидаемой нормы чистой прибыли от вложенных инвестиций. Таким образом, чем выше ставка процента, тем ниже спрос на инвестиции; такая же связь существует между спросом на инвестиции и ожидаемой нормой чистой прибыли.

Выгодно вкладывать инвестиции в том случае, если норма  чистой прибыли превышает ставку процента. И наоборот, если ставка процента превышает ожидаемую норму чистой прибыли, то в этом случае для предприятия  инвестиции не выгодны.

Обратная  зависимость между нормой чистой прибыли и спросом на инвестиции объясняется тем, что с повышением уровня инфляции растет и ставка процента. В таких ситуациях к реализации могут быть приняты только те инвестиционные проекты, у которых норма чистой прибыли превышает или равна ставке процента. Таким образом, с ростом ставки процента требования к эффективности инвестиционных проектов пропорционально увеличиваются, а, следовательно, количество таких проектов, способных удовлетворить эти требования, сокращается, и спрос на инвестиции снижается.

Известно, что  существует номинальная и реальная ставка процента. Реальная ставка отличается от номинальной на уровень инфляции, т.е.:

Ср = Сн – Уи,

где Ср — реальная ставка процента; Сн — номинальная ставка процента; Уи — уровень инфляции.

Следует подчеркнуть, что именно реальная ставка процента, а не номинальная, играет существенную роль в принятии инвестиционных решений.

Из всего  вышеизложенного можно сделать  вывод, что для привлечения и  повышения эффективности инвестиций инвестиционным процессом необходимо управлять. Управление инвестиционным процессом не означает прямое и мелочное вмешательство государственных или региональных и местных органов власти в инвестиционный процесс. В условиях рынка управлять инвестиционным процессом — это значит создавать цивилизованные правила игры для всех инвесторов, а также благоприятные условия для оживления инвестиционной деятельности и повышения эффективности инвестиций. Государство может воздействовать на инвестиционный процесс при помощи самых различных рычагов — экономических, административных, правовых и др.

В условиях рыночных отношений приоритет должен быть отдан в первую очередь экономическим рычагам, так как они по своей сущности в наибольшей степени отвечают рыночной экономике.

Административные  рычаги необходимо использовать только и том случае, если для достижения определенной цели, имеющей важное экономическое и социальное значение для страны, экономические рычаги недостаточны или малоэффективны.

Государство на основе совершенствования налоговой  системы, проведения разумной финансово-кредитной политики и других рычагов должно обеспечить стабильность экономики и низкий темп инфляции, что является условием для оживления инвестиционной деятельности.

Очень важно, чтобы инвестиционная деятельность в стране регулировалась на основе определенных законодательных актов, имеющих долговременный характер.

За годы перехода на рыночные отношения была создана  определенная нормативная база в области инвестиционной деятельности, которая сыграла и играет определенную позитивную роль в инвестиционной деятельности. Основные ее недостатки заключаются в том, что она затронула далеко не все стороны инвестиционной деятельности, часто изменяется и поэтому еще далека от совершенства.

Все это является одной из причин слабого притока  иностранных инвестиций в экономику России (приложение 1). Хорошая нормативная база служит фундаментом в управлении инвестиционным процессом.

Важное значение для решения этой проблемы имеет  Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 г. № 39-ФЗ, в котором достаточно подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.

Знание факторов, механизма их влияния на инвестиционную деятельность и эффективность инвестиций имеет важное научное и практическое значение, и в первую очередь для управления инвестиционной деятельностью на любом уровне. Но при этом необходимо учитывать всю совокупность факторов, так как только в этом случае можно управлять инвестиционной деятельностью и достигать поставленной цели, т. е, требуется комплексный подход при управлении инвестиционной деятельностью. Такой подход обеспечивает инвестиционная политика.

Среди прочих макроэкономических факторов можно выделить: 
- правовое обеспечение инвестиционной деятельности; 
- социальное и политическое положение в обществе; 
- наличие свободных экономических зон; 
- степень риска вложения инвестиций.

Из этого  перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом.

Помимо основных критериев определяются инвестиционные риски, включающие параметры, их содержание и удельный вес каждого  параметра в процентах.

В России при планировании инвестиций на уровне страны и регионов используют понятие «инвестиционный климат». В отечественной экономической  литературе несколько последних  лет активно дискутируется сущность данного понятия.

Так, по мнению П. Гаглоева, С. Белогура, «под инвестиционным климатом страны или региона понимается обобщение  характеристики совокупности экономических, социальных, политических и государственно-правовых условий, создающих определенный уровень  привлекательности финансовых вложений».

По мнению К. Гусевой, инвестиционный климат – это «система социально-экономических  отношений, формирующихся под воздействием широкого круга взаимосвязанных  процессов на макро- и микро- уровне управления и создающих предпосылки  для появления устойчивых инвестиционных мотиваций».

По смыслу все авторы трактуют инвестиционный климат как совокупность различных  факторов, посредством которых можно  определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного  инвестиционного процесса.

Иными словами инвестиционный климат - это  совокупность  различных факторов, посредством  которых можно определить состояние внешней инвестиционной среды, в которой предполагается осуществление и развитие конкретного инвестиционного процесса.

Следует уточнить и детализировать определение «регионального инвестиционного  климата», который, по нашему мнению, представляет собой обобщенную характеристику всей совокупности социальных, правовых, экономических, организационных, политических, исторических, культурных предпосылок, наличие инфраструктуры рынка ценных бумаг и эффективного корпоративного управления. Это совокупность факторов и условий, предопределяющих привлечение в экономику региона  инвестиций из различных источников финансирования для реализации интересов  и целей регионального уровня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Характеристика сложившейся  ситуации в инвестиционной политике государства

 

2.1 Механизм реализации  инвестиционной политики

 

Бюджетные источники подразделяются на централизованные (средства федерального бюджета) и региональные (бюджеты  субъектов федерации). Согласно действующему законодательству инвестиционная деятельность на территории РФ может финансироваться  за счет:

1) собственных финансовых ресурсов  и внутрихозяйственных резервов  инвестора (прибыль, амортизационные  отчисления, денежные накопления  и сбережения граждан и юридических  лиц, средства, выплачиваемые органами  страхования в виде возмещения  потерь от аварий, стихийных бедствий, и другие средства);

2) инвестиционных ассигнований  из государственных бюджетов, бюджетов  субъектов федерации и внебюджетных  фондов

3) заемных финансовых средств  инвестора (банковские и бюджетные  кредиты, облигационные займы  и другие средства);

4) привлеченных финансовых средств  инвестора (средства, получаемые  от продажи акций, паевые и  иные взносы членов трудовых  коллективов, граждан, юридических  лиц);

5) денежных средств, централизуемых  объединениями (союзами) предприятий  в установленном порядке;

6) иностранных инвестиций.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные  инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических  программ.

Для государственного регулирования  особенно важно найти оптимальное  сочетание рыночной свободы и  государственного регулирования.

    • Содержание государственного регулирования инвестиционной деятельности

определяется целями, стоящими перед  государственными органами, а также  средствами и инструментами, которыми располагает государство при  проведении инвестиционной политики.

    • Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет

собой совокупность государственных  подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.

Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых  льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной  политике, ценообразовании, выпуске  в обращение ценных бумаг, амортизационной  политике.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения  о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность  такой системы, и регулирование  инвестиционной деятельности постепенно смещается на региональный уровень, на котором лучше видны текущие  задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

В условиях глобализации экономики  и интернационализации инвестиций еще одним важным принципом инвестиционной политики государства является создание условий для совершенствования  корпоративных отношений. 

В результате инвестиционной деятельности многообразных участников осуществляются практические действия по реализации всевозможных видов инвестиции: реальных и финансовых, долгосрочных и краткосрочных; государственных, частных и иностранных.

В инвестиционной деятельности государство  выступает в нескольких лицах:

- организатора инвестиционно-финансового  рынка;

- участника инвестиционно-финансового  рынка;

- менеджера инвестиционных процессов.

Инвестиционный процесс представляет собой многостороннюю деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации.

Инвестиционная политика зависит  от внутренней и внешней конъюнктуры  – состояния экономики, уровня инвестиционной активности, тенденций роста и  спада. Поэтому различают краткосрочную  и долгосрочную инвестиционные политики, которые отличаются друг от друга  временными факторами действия, продолжительностью периода, на который рассчитаны проводимые мероприятия. Долгосрочная политика намечает линию экономического поведения  на много лет вперед, краткосрочная  же – на год или несколько месяцев.

Прогнозирование инвестиций предполагает:

  • осуществление количественного и качественного анализа тенденций инвестиционных процессов, существующих проблем и новых явлений;
  • альтернативное предвидение будущего развития отраслей народного хозяйства как возможных объектов вложения капитала;

 

Структура инвестиционной политики выглядит следующим образом (рис. 1)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Структура инвестиционной политики. 

Государственные инвестиции образуются из средств государственного бюджета, из государственных финансовых источников. Расходы на финансирование бюджетных  инвестиций предусматриваются соответствующим  бюджетом при условии включения  их в федеральную целевую программу, региональную целевую программу  либо в соответствии с решением федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ.

Информация о работе Анализ факторов влияющих на инвестиционную политику РФ