Анализ динамики развития АПК Краснодарского края

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 09:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ динамики развития АПК Краснодарского края, а так же выявление проблем, стоящих перед АПК региона на данном этапе.
Объектом исследования является АПК Краснодарского края.
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, задачи и структуру АПК РФ ;
изучить состав АПК РФ;
рассмотреть систему экономических отношений в АПК;
рассмотреть эффективность воздействия АПК на экономическую и социальную сферу;

Файлы: 1 файл

Работа переработанная.docx

— 78.23 Кб (Скачать файл)

"Нестле Кубань" стала  первым предприятием полного  цикла по производству растворимого  кофе на российском рынке, который  является одним из ключевых  рынков Nestle в Европе. Для компании Nestle, у которой насчитывается 12 производственных предприятий в России, она была также первой фабрикой, построенной «с нуля».

  • ООО «Кубанские консервы»

Французская компания «CECAB Group»- один из европейских лидеров по производству и переработке консервированных и замороженных овощей – реализовал проект строительства в г. Тимашевске Краснодарского края завода по производству и переработке консервированных овощей ООО «Кубанские консервы».

В строительство завода и  технологическую линию французские  партнеры инвестировали более 1 млрд рублей. В оросительную систему и в сельскохозяйственную технику CECAB Group вложила 480 млн. рублей.

  • ООО «КЛААС» (Германия) реализует проект строительства в городе Краснодар завода по производству сельхозтехники стоимостью 20 млн. Евро. С октября 2003 года были возведены все запланированные объекты, центральным из которых является сборочный цех площадью 5 тысяч квадратных метров. Ежегодно здесь будет выпускаться 600 - 1000 машин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Проблемы и перспективы  развития АПК Кубани

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» государственная  аграрная политика в Российской Федерации  осуществляется на основе государственной  программы развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, которая определяет основные направления  государственной поддержки в  сфере развития сельского хозяйства, механизмы их реализации и финансовое обеспечение на пятилетний период.

Постановлением Правительства  Российской Федерации от 14 июля 2007_года   № 446 утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы.  В настоящее время Минсельхозом России разрабатывается концепция        программы на 2013 - 2020 годы, органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия до 2020 года.

          В дальнейшем, с учетом принятия Правительством РФ Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы,  департаментом сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края при разработке долгосрочной краевой целевой программы «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае» на 2013 – 2020 годы могут быть внесены изменения в перечень и объемы финансирования мероприятий программы.

          Географическое положение и природно-климатические  условия, обусловленные границами  поясов умеренного и субтропического  климата, определили Краснодарскому краю место одного из ведущих регионов России по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и поставкам продовольствия в промышленные центры страны.

          Основными целями данной Программы  являются:

  • устойчивое развитие сельских территорий;
  • интенсивное развитие животноводства;
  • развитие растениеводства;
  • увеличение объемов производства продукции предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности;
  • научное и кадровое обеспечение агропромышленного комплекса края;
  • повышение занятости и уровня жизни сельского населения;
  • повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства.

 

          Основными задачами Программы  являются:

  • создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий и обеспечение улучшения к 2020 году жилищных условий сельского населения (увеличение ввода и приобретения жилья с 24,6 тысяч квадратных метров в 2010 году до 36,186 тысяч квадратных метров в 2020 году, или в 1,5 раза);
  • развитие социальной и инженерной инфраструктуры - повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой до 71,15  процентов, а уровня газификации домов природным газом до 77,7 процента;
  • за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли;
  • улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства путем сохранения и поддержания почвенного плодородия, создания системы краевого информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
  • обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства, прежде всего животноводства, на основе доведения удельного веса племенного скота в общем объеме поголовья сельскохозяйственных животных до 36 процентов, строительство объектов и приобретение оборудования животноводства, улучшение генетического потенциала, количества и качества животноводческой продукции, повышение уровня душевого потребления продукции животноводства;
  • повышение производительности сельскохозяйственных культур;
  • увеличение количества и качества используемых земель;
  • обновление материально-технической базы;
  • улучшение качества и увеличение объемов продаж продукции пищевой промышленности;
  • развитие малых форм хозяйствования в АПК;
  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  • увеличение количества обучающих мероприятий;
  • информационно-консультационное обслуживание АПК.

 

Основным условием обеспечения  стабильного развития агропромышленного  комплекса края и важнейшим источником расширения сельскохозяйственного  производства является сохранение, воспроизводство  и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного  назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами  составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.

Состояние почвенного плодородия напрямую связано с продовольственной  безопасностью государства. Нерациональное использование плодородия почв приведет к снижению валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и  усилит зависимость сельского хозяйства  от погодных условий.

Сегодняшняя социально-экономическая  обстановка заставляет сельхоз товаропроизводителей идти по пути сиюминутной выгоды, получения  максимального дохода за короткий срок, в то время как сохранение плодородия – это планомерная целенаправленная работа, требующая определенных материально-технических  затрат.

Анализ современного состояния  природной среды и сельскохозяйственного  производства, оценка динамики изменения  качественных показателей земель дают основание говорить о том, что  тенденция снижения плодородия почв и ухудшения общей экологической  обстановки в АПК сохраняется  и может привести к возникновению  кризисной ситуации в этой сфере.

Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского  хозяйства являются:

  • недостаточно высокие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
  • финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции, ограничение доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к финансовым рынкам, материально-техническим и информационным ресурсам;
  • дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

     В этих обстоятельствах  создание условий для устойчивого  развития сельских территорий, ускорения  темпов роста объемов сельскохозяйственного  производства на основе повышения  его конкурентоспособности становится  приоритетным направлением аграрной  экономической политики края.

      Ограниченность  финансовых и материальных ресурсов  требует  привлечения значительных  финансовых ресурсов, в том числе  кредитов банков, средств внутренних  и внешних инвесторов, а также  концентрации средств на наиболее  приоритетных направлениях, адресности  выделения, увязки с конечными  результатами, усиления контроля за целевым использованием. Этим требованиям в наибольшей степени отвечает программно-целевой метод решения проблемы, определяющий основные направления аграрной и промышленной политики, и обеспечивающий координацию деятельности предприятий, организаций, финансовых институтов и органов государственного управления.

Решение сложившейся проблемной ситуаций в сельском хозяйстве целесообразно  решить программно-целевым методом, поскольку он имеет системный  подход к определению целей, задач  и основных направлений развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, финансового  обеспечения и механизмов реализации предусматриваемых мероприятий, показателей  их результативности.

Без значительной государственной  поддержки в современных условиях субъекты агропромышленного комплекса  края не в состоянии эффективно участвовать  в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Основными преимуществами программно-целевого метода в решении обозначенных в  программе проблем можно:

  • комплексный подход к решению проблемы развития животноводства в Краснодарском крае. Цели, задачи и основные направления реализации долгосрочной краевой целевой Программы позволяют учесть значительное число факторов, влияющих на эффективность программы, и в рамках финансирования программы определить приоритетность тех или иных направлений деятельности;
  • распределение полномочий и ответственности;
  • в рамках долгосрочной краевой целевой Программы проводится четкое распределение полномочий, ответственности, что в целом позволяет повысить эффективность выполнения программных мероприятий;
  • координация решения проблем;
  • в целях эффективного решения возникающих проблем органов исполнительной власти, подведомственных учреждений департаментов участников  программы определяется координатор программы;
  • обеспечение полного и своевременного финансирования;
  • в долгосрочной краевой целевой Программе обозначается механизм и объем финансирования программных мероприятий, что позволит обеспечить полноту финансирования, своевременность оплаты реализованных мероприятий;
  • обозначение критериев оценки и социально-экономических последствий решения проблемы;

Целесообразность и преимущество использования программно-целевого метода обусловлены необходимостью достижения наиболее оптимальных качественных и количественных результатов в  ходе реализации программы при сохранении эффективности в выборе способов решения стоящих проблем. В связи  с этим, лишь использование системного и комплексного подхода позволит обеспечить достижение наибольшего  эффекта в развитии сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Краснодарском крае.

При выборе варианта решения  проблемы (краткосрочное, среднесрочное  и долгосрочное планирование) в вопросах развития АПК в Краснодарском крае на 2013 – 2020 годы необходимо исходить из условий развития государства и общества. Краткосрочное планирование, имеющее в качестве преимущества детальную проработку отдельных элементов Программы, может иметь место только при наличии небольших объемов работ, однако оно не приемлемо в условиях масштабной работы по совершенствованию развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в  Краснодарском крае.

Иных вариантов привлечения  средств федерального бюджета на поддержку развития сельскохозяйственного  производства нет. Только наличие краевой  Программы дает основание для  привлечения на условиях софинансирования средств федерального бюджета на поддержку сельского хозяйства края, что предопределяет целесообразность её принятия.

Таким образом, при отсутствии краевой Программы, предусматривающей  условия софинансирования из краевого бюджета агропромышленный комплекс Краснодарского края рискует недополучить значительных средств из федерального бюджета, что является недопустимым.

Вместе с тем наращиванию  прогнозируемых темпов роста социально-экономического развития сельского хозяйства на 2013 год и до 2020 года могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и имеющихся в аграрном секторе социально-экономических проблем.

К основным рискам относятся  следующие:

  • макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары российского экспорта и снижением возможности достижения целей по развитию агропромышленного комплекса, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности и кризисом банковской системы, которые не позволят интенсифицировать развитие агропромышленного комплекса и усилят зависимость развития отрасли от государственных инвестиций. В результате негативных макроэкономических процессов может снизиться спрос на продукцию агропромышленного комплекса, а также могут сократиться реальные доходы сельского населения;
  • природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами, которые могут существенно повлиять на степень достижения прогнозируемых показателей. Зависимость функционирования отрасли от природно-климатических условий также снижает ее инвестиционную привлекательность;
  • социальные риски, обусловленные возможностью консервации или усиления социальной непривлекательности сельской местности и увеличения разрыва между уровнями жизни в городе и на селе, которые создадут серьезную угрозу демографического кризиса в сельской местности и спровоцируют нехватку трудоспособного населения, а также поставят под угрозу срыва реализацию программ развития аграрного сектора;
  • международные торгово-политические риски, обусловленные успешным функционированием аграрного сектора в увязке с ситуацией на международных рынках и деятельностью экспортеров и импортеров сельскохозяйственной продукции на внутреннем рынке, изменением конъюнктуры международной торговли сельскохозяйственной продукцией (это может сказаться на результатах сельскохозяйственной деятельности), существенным возрастанием конкуренции в результате вступления России во Всемирную торговую организацию и усилением ограничения по принятию различных мер аграрной политики, в том числе по внутренней поддержке сельского хозяйства, тарифному квотированию и уровню таможенных пошлин.

Информация о работе Анализ динамики развития АПК Краснодарского края