Анализ динамики денежной массы в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2013 в 17:23, курсовая работа

Описание работы

Финансовый рынок разделяется на денежный рынок и рынок капиталов. На денежном рынке осуществляются операции по предоставлению и заимствованию свободных денежных средств предприятий и населения на короткий срок. На рынке капиталов производится заимствование средств на длительные сроки. Различия определяются назначением заемных средств. Денежный рынок обслуживает сферу обращения, капитал функционирует на нем как средство обращения и платежа, что определяет типы финансовых инструментов на этом рынке. Рынок капиталов обслуживает процесс расширенного воспроизводства: капитал функционирует как самовозрастающая стоимость.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Денежный рынок………………………………...……………………...5
Сущность и функции денег……………..………………………………....5
Равновесие на денежном рынке…………………………………………..9
Организация денежного рынка : субъекты, объекты, структура…........11
Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг……………...19
Глава 3.Анализ динамики денежной массы в России…………………………26
3.1. Изменение количества наличных денег в обращении ……………………………………………………………………………………27
3.2 Состояние денежной сферы и реализация денежно-кредитной политики.………………………………………………………………................27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………....33

Файлы: 1 файл

Kursovaya.doc

— 205.00 Кб (Скачать файл)

 

        Глава 2. Государственное регулирование рынка ценных бумаг.

Как известно, рынок ценных бумаг является частью финансового  рынка. Его цель аккумулировать финансовые ресурсы и обеспечить возможность их перераспределения путем совершения различными участниками рынка разнообразных операций с ценными бумагами, т.е. осуществлять посредничество в движении временно свободных денежных средств от инвесторов к эмитентам ценных бумаг.

Ценные бумаги играют значительную роль в платежном обороте  государства, в мобилизации инвестиций. Совокупность ценных бумаг в обращении  составляет основу фондового рынка, который является регулирующим элементом  экономики. Он способствует перемещению капитала от инвесторов, имеющих свободные денежные ресурсы, к эмитентам ценных бумаг.

С учетом того, что в  течение последних десятилетий  нарастает тенденция замещения  многих форм финансовых ресурсов, таких, как банковский кредит и другие, выпуском ценных бумаг, фондовый рынок становится важнейшим сегментом финансового рынка.

Данный процесс называется секьюритизацией. Он проявляется в том, что в мировом масштабе преобладающая доля финансовых активов существует в виде ценных бумаг. К концу XX в. величина ресурсов в виде наличных денег и средств на текущих и срочных счетах в банках равнялась почти 20 трлн. дол., размер мирового ВВП достигал примерно 30 трлн. дол., а объем мировых рынков ценных бумаг составлял около 72 трлн. дол.

 Подобная ситуация  объясняется тем, что рынок ценных бумаг предоставляет экономическим субъектам широкий набор инструментов для привлечения денежных ресурсов или их выгодного размещения на самых разных условиях, что позволяет учитывать все многообразие интересов и возможностей эмитентов, инвесторов и посредников.

Государство на рынке ценных бумаг выступает в следующих качествах:

–инвестора; 
–эмитента; 
–профессионального участника; 
– регулятора; 
– верховного арбитража в спорах между участниками рынка.

Инвестиционная деятельность государства - это поддержка субъектов предпринимательской деятельности путем прямых государственных инвестиций в их уставные капиталы, деятельность по управлению пакетами акций, находящимися в государственной собственности, использование акций, находящихся в государственной собственности, и производных от них инструментов для развития и активизации национального фондового рынка.

Инвестиционная деятельность государства предполагает тесное взаимодействие органа по регулированию рынка ценных бумаг с другими государственными органами, на которые возложены функции по проведению экономической, финансовой, фискальной политики, а также функции по управлению имуществом, находящимся в государственной собственности.

Выпуск (эмиссия) государственных ценных бумаг является не менее важным видом деятельности государства на рынке ценных бумаг. Рынок государственных ценных бумаг является базовым сектором финансовой системы любого развитого государства и позволяет решать такие важные макроэкономические задачи, как финансирование перспективных государственных инвестиционных проектов, текущих бюджетных нужд; поддержание ликвидности банковской системы в рамках реализации задач денежно-кредитной политики; предоставление банковской системе инструментов управления собственной ликвидностью. Государственные ценные бумаги - форма существования государственного внутреннего и внешнего долга.

Выпуск в обращение  государственных ценных бумаг может  использоваться и для регулирования  экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, на расходы и направления инвестирования, экономический рост, платежный баланс и т. д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг - многоуровневый процесс воздействия на деятельность всех участников рынка ценных бумаг в соответствии с избранными государством целями и принципами. Создаваемая государством система регулирования рынка ценных бумаг является главным инструментом государственной политики в этой сфере.

Вообще система управления рынком ценных бумаг основана на использовании государственных и негосударственных (общественных) методов регулирования. В мировой практике различают следующие модели регулирования рынка ценных бумаг:

– Регулирование фондового  рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая часть полномочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. Такая система существует во Франции.

– При сохранении за государством основных контрольных позиций максимально возможный объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Эта система сложилась в Великобритании.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг включает в себя:

– разработку и реализацию специальных нормативно-правовых актов; 
– разработку стандартов - набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 
– регламентацию основных процедур и государственный контроль за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка.

Задачами государственного регулирования являются:

– реализация государственной  политики развития рынка ценных бумаг; 
– обеспечение безопасности рынка ценных бумаг для профессиональных участников и клиентов; 
– создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участниками рынка.

Структура государственных органов, регулирующих фондовый рынок, зависит от принятой модели рынка и степени централизации управления страной и автономии регионов. В странах с федеративным устройством часть полномочий государства на рынке ценных бумаг передана территориям. Общей тенденцией является создание самостоятельных ведомств (комиссий) по ценным бумагам, регулирующих фондовые рынки.

Российский фондовый рынок имеет смешанную модель управления, так как в качестве регулирующих инстанций выступают Центральный банк РФ и небанковские государственные органы во главе с ФСФР России, с одной стороны, и саморегулируемые ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг (ПАРТАД, НАУФОР, НФА), с другой стороны.

Cмешанная, полицентрическая  модель фондового рынка, на  котором одновременно и с равными правами присутствуют коммерческие банки, фондовые биржи и другие финансовые институты сложилась в России стихийно. Эта модель отличается от американской, где существуют серьезные ограничения по операциям с ценными бумагами (в частности, для коммерческих банков).

Опыт стран с развитым рынком ценных бумаг показывает, что государство должно осуществлять следующие функции:

– разработка концепции  развития рынка, осуществление программы  ее реализации, разработка соответствующих  законодательных актов; 
– концентрация ресурсов (государственных и частных) в первую очередь для развития инфраструктуры рынка; 
– контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов); 
– установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; 
– создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение ее открытости для инвесторов; 
– создание системы защиты инвесторов от потерь (в том числе государственные или смешанные схемы страхования инвестиций); 
– предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (денежно-кредитного, валютного, налогового); 
– регулирование рынка государственных ценных бумаг, направленное на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвлекаемых на покрытие непроизводительных расходов государства; 
– разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; 
– арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных правил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; 
– налогообложение.

На первичном рынке  государственное регулирование  сосредоточено на поддержании единого  порядка выпуска (эмиссии) ценных бумаг в обращение посредством государственной регистрации проспектов эмиссии и путем аттестации, лицензирования деятельности профессиональных участников рынка.

На вторичном рынке  государственный контроль осуществляется посредством лицензирования деятельности профессиональных участников рынка и путем выдачи квалификационных аттестатов, дающих право на совершение определенных видов деятельности на рынке ценных бумаг, а также надзора за соблюдением антимонопольного законодательства. Особое место в регулировании развития рынка ценных бумаг занимает налогообложение операций (сделок) с ценными бумагами.

Выделяют следующие методы регулирования рынка ценных бумаг:

– регистрация выпусков ценных бумаг, проспектов эмиссии; 
– лицензирование деятельности профессиональных участников рынка; 
– аттестация специалистов инвестиционных институтов; 
–страхование инвесторов; 
– аудиторский и рейтинговый контроль за финансовым состоянием эмитентов; 
– надзор и контроль за проведением фондовых операций; 
– регистрация и надзор за деятельностью обменных и клиринговых корпораций; 
– раскрытие и публикация информации в соответствии с действующим законодательством.

В современной России в роли главного регулирующего и  контролирующего органа на рынке  ценных бумаг выступает Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).

ФСФР России создана  в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» и действует на основании  постановления Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2004 г. № 206 «Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам», Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 317, и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

В соответствии с нормативными правовыми актами ФСФР является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных  правовых актов, контролю и надзору  в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и деятельности бирж и находится в ведении Правительства Российской Федерации.

ФСФР руководствуется  в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о ФСФР.

Осуществляет свою деятельность ФСФР непосредственно и через  свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

Поскольку ключевую роль в регулировании отношений на фондовом рынке в России играет государство, то приоритетными задачами государства для успешного развития рынка ценных бумаг в современных условиях являются:

– совершенствование  правового регулирования на финансовом рынке;  
– повышение его емкости и прозрачности; 
– обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; 
– формирование благоприятного налогового климата для участников рынка; 
– снижение инфляционных процессов в экономике страны; 
– устранение пробелов в российском законодательстве, а также приведение нормативной базы в соответствие с международными стандартами.[11,17]

 

 

 

 

                Глава 3. Анализ динамики денежной массы в Росси

Динамика  денежной массы (М2)1) 
в 2011-2013гг. 
на начало года

 

Денежная масса (М2) 
млрд. 
рублей

В том числе

Удельный вес 
МО в М2, 
%

наличные деньги  
вне банковской  
системы (МО),  
млрд.рублей

переводные  депозиты, млрд.рублей

М1

другие депозиты, млрд.рублей

2011

20011,9

5062,7

5797,1

9152,0

25,3

2012

24483,1

5938,6

6918,9

11625,7

24,3

2013

27405,4

6430,1

7323,5

13651,8

23,5


Эти данные свидетельствуют, что с 2011 по 2013гг. , что удельный вес наличных денег в обращении снижается. Как видно из таблицы денежная масса с каждым годом увеличивается, а наличных денег в обращении по сравнению с безналичными становится все меньше. Это говорит о том, что  Россия постепенно переходят на безналичные средства, т. е. на так называемые «квази-деньги». На данный момент самый низкий процент в 2013 он составляет  23,5 это вызвано тем, что в этом году наличных денег в обращении почти в три раза меньше чем безналичных средств этим и вызван такой низкий процент. А самый высокий процент был в 2011 году  он составил 25,3. потому что М1 было на 5797,1руб. больше чем М0. [7]

Информация о работе Анализ динамики денежной массы в России