Жизненный цикл инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 17:31, доклад

Описание работы

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия». Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, т.е. с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.

Файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ.docx

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, можно сделать  вывод, что жизненный цикл нового продукта - это продолжительность  периода его существования от начальной формы (т.е. зарождения идеи) до выхода продукции из употребления и ее утилизации.

Жизненные циклы инноваций  будут различаться в зависимости  от вида инновации. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность  цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла нового продукта определяются особенностями той или иной инновации.

Жизненный цикл инновации  представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит производителю и/или  продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Развитие бизнеса многих предприятий базируется на четко  выстроенном процессе управления жизненным  циклом продукции. Недочеты в процессе управления жизненным циклом продукции  ведут к целому ряду последствий, негативно сказывающихся на всей деятельности предприятия. Процесс  управления жизненным циклом нового продукта должен быть клиентоориентированным. Это дает возможность предприятию выстраивать свои бизнес-процессы таким образом, чтобы соответствовать требованиям рынка и ожиданиям потребителей.

Для того чтобы проанализировать перспективы развития предприятия, спланировать на определенный период выпуск или приобретение инноваций, а также для планирования качества самой инновации и анализа  в будущем информации о том, на какой стадии жизненного цикла находится  инновация и каковы ее перспективы  на будущее, необходимо осуществлять проектирование жизненного цикла инновации.

Чтобы определить, что такое  проектирование жизненного цикла инновации, рассмотрим определение понятия  «проектирование». В экономической  научной и справочной литературе это понятие трактуется как процесс  создания проекта-прототипа, прообраза  предполагаемого или возможного объекта, состояния.

Под проектированием можно  понимать разработку проектной, конструкторской  и другой технической документации, предназначенной для осуществления  строительства, создания новых видов  продукции и процессов. В ходе проектирования могут выполняться  технические и экономические  расчеты, схемы, графики, пояснительные записки, сметы, калькуляции и описания.

Любая проектная деятельность относится к разряду инновационной, творческой деятельности, ибо она  предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать.

Международный стандарт ISO9000:2008 дает следующее определение проектирования: «Проектирование и разработка (design and development): совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или спецификации на продукцию, процесс или систему. Термины «проектирование» и «разработка» иногда используют как синонимы, а иногда - для определения различных стадий процесса проектирования и разработки в целом. Для обозначения объекта проектирования и разработки могут применяться определяющие слова (например, проектирование и разработка продукции или проектирование и разработка процесса).

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновации можно  определить как процесс, переводящий  требования потребителей в установленные  характеристики инновационной продукции, результатом которого должен стать определенный план, содержащий описание стадий существования инновационного продукта, период времени, в течение которого этот продукт будет обладать активной жизненной силой и приносить производителю и/или продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

При проектировании жизненного цикла инновации необходимо планировать  качество будущего инновационного продукта. При этом планировать придется предполагаемое качество, т.е. качество еще не существующей в материальном воплощении продукции, связанное с предполагаемой потребностью, существующее лишь в нашем сознании. Такое планирование осуществляется на каждой стадии жизненного цикла  инновации.

Процесс превращения предполагаемого  качества продукции в реальную связь  с содержанием проекта ее создания. Значение проекта для производства высококачественной продукции определяется многими факторами, основными из которых являются следующие:

  • качество и конкурентоспособность инновационной продукции, которая будет изготавливаться и поставляться потребителю на основе проекта;
  • сроки разработки проекта;
  • возможность на его основе быстро подготовить и развернуть в нужных количествах производство новой конкурентоспособной продукции;
  • четкое оформление документов, входящих в состав проекта, обеспечивающее единообразное понимание, быструю и качественную подготовку и развертывание производства продукции;
  • бюджет проекта, величина которого зачастую влияет на такие параметры проекта, как сроки вывода продукции на рынок и качество инновационной продукции.

План жизненного цикла  инновации (ЖЦИ) можно представить  в виде таблицы (табл. 3.1).

Выходы (результаты) каждой стадии необходимо планировать очень  конкретно (подробно). Они могут быть как материальные, документальные, так и носить информационный характер. Например, для стадии проектирования и разработки продукции выходом  может быть комплект технической  документации (конструкторской и  технологической) и опытный образец, а для стадии стабилизации рынка  выходом может быть информация о  доли рынка, о рентабельности продукции.

Таблица 3.1 План жизненного цикла инновации

Наименование инновации: _______________________________

Стадии ЖЦИ

Планируемые сроки

Выходы (результаты)

Основные показатели результативности и эффективности

Должностное лицо, ответственное  за отслеживание хода выполнения стадии

начало стадии

завершение стадии

           

Такой план ЖЦИ можно считать  планом по качеству для определенного  инновационного продукта при условии, что основные показатели результативности и эффективности будут отражать требования к качеству инновационного продукта, либо при условии добавления в таблицу колонки, содержащей данные требования.

Таким образом, проектирование жизненного цикла инновационной  продукции позволяет предприятиям в дальнейшем анализировать соответствие действительного состояния продукции  желаемому и вовремя корректировать жизненный цикл продукции. Такой  анализ желательно проводить на каждой стадии жизненного цикла.

Сегодняшний рынок требует  от менеджмента большей динамичности. Главное слово в лексиконе  успешного руководителя - «инновации». Наиболее успешна в рыночных условиях компания, избирающая инновационную  стратегию, когда приоритеты выстраиваются  от инноваций к качеству и затем  издержкам. Новая продукция и  услуги дают ей большие конкурентные преимущества, но при этом она должна сохранять высокий уровень обеспечения  качества, иначе ее преимущества недолговечны.

Оптимальный вариант для  компании, ориентированной на инновации, - менеджмент качества уже во время  маркетинга новой продукции, планирования и проектирования, а не только в  процессе производства.

Таким образом, выполнение вышеперечисленных  условий позволит обеспечить качество инновационного продукта и конкурентное преимущество предприятию, выводящему инновационный продукт на рынок.

 

 

 


Информация о работе Жизненный цикл инноваций