Жизненный цикл инновации. Понятие и сущность инновационного проекта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 19:16, контрольная работа

Описание работы

Инновация – это, по сути, комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации. Информационная основа инноваций проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества на любой из стадий его реализации.

Файлы: 1 файл

иновации.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

Введение.

Прежде всего, необходимо ответить на вопрос: Что  такое инновация? «Нововведение  – инновация» в широком смысле означает обновление какого-либо объекта, иначе – проведение в нем какого-либо изменения. Любые реально проведенные  изменения всегда приводят к одному результату – характеристики (свойства) объекта изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит  объект из одного качественного или количественного состояния в другое.

Инновация – это, по сути, комплекс действий и его практический результат по использованию достижений научной и научно-технической деятельности в конкретной области науки, техники, технологии, организации в целях совершенствования характеристик объекта управления. Таким образом, инновации отражают процессы получения, накопления и использования новых знаний и новой информации.

Информационная основа инноваций  проявляется в возможности распространения (тиражирования, диффузии) новшества  на любой из стадий его реализации.

Распространяться могут  исходная идея новшества, изобретение как результат научно-исследовательских работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат изготовления (внедрения) новшества.

Инновационный менеджмент –  это система управления разработкой  и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления, и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п.

Процессы управления инновациями  в мировой практике получили название инновационных процессов.

 

 

1. Жизненный цикл инноваций.

Жизненный цикл инновации  представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов и стадий создания новшества. Жизненный цикл инновации определяется как промежуток времени от зарождения идеи до снятия с производства реализованного на ее основе инновационного продукта.

Инновация в своем жизненном  цикле проходит ряд стадий, включающих:

• зарождение, сопровождающееся выполнением  необходимого объема научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ, разработкой и созданием опытной  партии новшества;

• рост (промышленное освоение с одновременным  выходом продукта на рынок);

• зрелость (стадия серийного или  массового производства и увеличение объема продаж);

• насыщение рынка (максимальный объем  производства и максимальный объем  продаж);

• упадок (свертывание производства и уход продукта с рынка).

С позиций инновационной деятельности целесообразно различать как жизненные циклы производства, так и жизненные циклы обращения новшества. Графическая интерпретация жизненного цикла производства

Первая стадия – внедрение новшества  –- является наиболее трудоемкой и сложной. Именно здесь велик объем расходов на освоение производства и выпуск опытной партии нового товара. На первой стадии воспроизводится и совершенствуется технология, отрабатывается регламент производственного процесса, И именно на данной стадии наблюдается высокая себестоимость продукции и незагруженность мощностей.

Вторая стадия – стадия промышленного  освоения производства – характеризуется  медленным и растянутым во времени  наращиванием выпуска продукции.

Третья стадия – стадия подъема  – отличается быстрым наращиванием производства, значительным увеличением загрузки производственных мощностей, отлаженностью технологического процесса и организации производства.

Четвертая стадия – стадия зрелости и стабилизации – характеризуется  устойчивыми темпами наибольших объемов выпуска продукции и максимально возможной загрузкой производственных мощностей.

Пятая стадия – стадия увядания или  упадка – связана с падением загрузки мощностей, сворачиванием производства данного товара и резким уменьшением  товарных запасов вплоть до нуля.

Состав и структура циклов жизни  новой техники и технологии тесно  связаны с параметрами развития производства. Так, например, на первой стадии жизненного цикла новой техники  и технологии производительность труда  низкая, себестоимость продукции снижается медленно, медленно возрастает прибыль предприятия либо экономическая прибыль даже отрицательна. В период быстрого роста выпуска продукции заметно снижается себестоимость, окупаются первоначальные затраты.

Частая смена техники  и технологии создает большие сложности и нестабильность производства. В период перехода на новую технику и освоения новых технологических процессов снижаются показатели эффективности всех подразделений предприятия. Вот почему инновациям в области технологических процессов и орудий труда должны сопутствовать новые формы организации и управления, пооперационный, попроцессорный и подетальный расчет экономической эффективности.

Жизнециклическая концепция инноваций  играет очень важную роль в определении  как максимального объема выпуска, объема продаж и прибыли, так и продолжительности цикла жизни конкретного новшества.

Анализ продолжительности циклов жизни новой техники и технологии проводится в следующей последовательности, включающей:

1) определение общей продолжительности циклов жизни изделий данного семейства, поколения за всю историю, с тем чтобы установить устойчивую величину цикла данного вида техники или технологического процесса, в том числе и по стадиям;

2) определение распределений продолжительностей  циклов жизни и их стадий вокруг центральной тенденции, поскольку это является основой прогноза продолжительности циклов жизни будущего новшества;

3) выработку базы стратегии и  тактики роста производства соответственно  продолжительности стадий циклов  жизни новой техники и технологии;

4) распределение вероятностей продолжительности  циклов будущих образцов и  пропорционально ей ресурсов  во времени следующего цикла;

5) тщательный анализ факторов, влияющих  на продолжительность прошлых  циклов, и экстраполяция результатов  на прогноз их влияния на циклы жизни будущих изделий;

6) формализацию методов сбора  исходных данных и применение  эконометрических моделей расчета.

Методика анализа продолжительности  циклов жизни позволяет дать ответ  о динамике технико-экономических  показателей производства. Во-первых, это дает возможность определить период роста производства до максимального, которому эквивалентны наилучшие тенденции ведущих показателей экономической эффективности: приведенных затрат, себестоимости продукции, производительности труда, величины рентабельности. Во-вторых, следует установить зависимость роста выпуска с экстремумом технико-экономических показателей и с объемом продаж, ибо они, как правило, не совпадают. В-третьих, необходимо проанализировать тенденции изменения технико-экономических показателей при удвоении объема выпуска, дать ответ: существует ли пропорциональность, инерционность, эффект запаздывания и проч. Из приведенной методики ясно, что исследование динамики продолжительности стадий циклов жизни в зависимости от технико-экономических показателей и объема продаж является одним из важнейших современных методов анализа новой техники и технологии.

 

 

2. Понятие и  сущность инновационного проекта

Инновационный проект - комплексное  понятие, включающее:

* форму целевого управления инновационной деятельностью;

* процесс осуществления инноваций;

* комплект определенных документов.

Как форма целевого управления инновационной  деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему  взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Как процесс осуществления инноваций  инновационный проект - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

Третий содержательный элемент  инновационного проекта - это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации целей проекта.

Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Классификация  по видам и жизненный цикл определяют основные особенности инновационного проекта как категории качественной и категории временной.

Многообразие возможных целей  и задач научно-технического и  социально-экономического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных  проектов:

* по уровню решения - федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия;

* по характеру целей проекта - конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением промежуточных результатов при решении сложных проблем;

* по виду потребности - ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;

* по типу инновации -- создание  нового продукта, нового метода, нового рынка, нового источника  сырья, новой структуры управления;

* по периоду реализации - долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

Жизненный цикл инновационного проекта. Инновационный проект, рассматриваемый  как процесс, совершающийся во времени, включает следующие стадии:

* формирование инновационной идеи - зарождение инновационной идеи, формулирование конечной цели, количественная оценка проекта по объемам, срокам и размерам прибыли, определение путей достижения целей, определение величины, источников и форм инвестирования; Переходов В.Н. Основы управления инновационной деятельностью. М.: ИНФРА-М, 2005

* разработка проекта - поиск  решений по достижению конечных  целей проекта, сравнительный  анализ различных вариантов достижения  целей проекта и выбор наиболее  жизнеспособного для реализации, разработка плана реализации проекта, формирование команды проекта с оформлением при необходимости контрактной документации;

* реализация проекта - выполнение  работ по реализации поставленных  целей проекта, контроль выполнения  календарных планов и расходования  ресурсов, корректировка возникших отклонений, оперативное регулирование хода реализации проекта;

* завершение проекта - сдача  результатов проекта заказчику  и закрытие договоров.

В зависимости от вида, сложности  и стоимости инновационного проекта  в его реализации могут принимать участие как одна, так и несколько организаций. Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта.

Крупные инновационные проекты  характеризуются расширенным составом участников: заказчик, проектировщик, руководитель проекта, команда проекта, инвестор, поставщик.

Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи  выделяют ряд важных моментов, которые  должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта:

* понимание на всех уровнях  руководства организационной сути  проектного управления;

* заинтересованность и поддержка  проекта высшим руководством  организации;

* способность подразделений и  служб организации адаптироваться к работе в условиях проектного управления;

* соответствие руководителя проекта  критериям отбора: четкая ориентация  на получение конкретных результатов  к определенному сроку, полное  понимание корпоративных целей,  стремление внести личный вклад  в их достижение, навыки работы с людьми;

* наличие у руководителя качеств  полного лидера: авторитетность, ответственность,  умение налаживать и поддерживать  деловые контакты.

 

Заключение

Управление инновациями, а также  применение новых методов управления и организации деятельности малых и средних предприятий способно принести ощутимый вклад в эффективное и устойчивое развития всего предприятия. Как известно, положение предприятия, его конкурентоспособность на рынке в будущем напрямую во многом зависят от того, насколько плодотворно сегодня проводится работа по внедрению инноваций во все сферы деятельности предприятия.

Наиболее перспективным путем  интенсивного развития предприятий  является инновационное развитие. Однако нововведения попадают на малые и  средние предприятия сферы услуг, как правило, не прямым путем через чисто инновационные структуры, разрабатывающие конкретные проекты, технологии и внедряющие новшества (например, через научные и учебные учреждения, систему венчурных предприятий), а формируются опосредованно: через систему совместных предприятий с участием иностранного капитала, лизинговую и. фраичайзинговую деятельность, _ консалтинг, бизнес-инкубаторы и др.

Хотя постоянно увеличивается  количество публикаций по проблематике инноваций на предприятиях, появляются монограммы и статьи, касающиеся этой темы, экономики и инновационные опросы Российских предприятий проблема реализации инноваций на малых и средних предприятиях сферы услуг как наиболее эффективного фактора развития и совершенствования предпринимательства проработана слабо.

 

Список использованной литературы:

1.И. Ю. Евграфова,  Е. О. Красникова. Инновационный  менеджмент.

2. «Экономика предприятия» учебник под редакцией доктора экономических наук, профессора Н. А. Сафронова

Информация о работе Жизненный цикл инновации. Понятие и сущность инновационного проекта