Зарубежный опыт трансфера технологий – в российскую практику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Августа 2015 в 12:43, статья

Описание работы

В статье обозревается зарубежный опыт в сфере трансфера и коммерциализации технологий. Рассматриваются особенности и недостатки организации трансфера технологий в России. Предлагаются направления освоения зарубежного опыта в инновационной системе страны.

Файлы: 1 файл

zarubezhnyy-opyt-transfera-tehnologiy-v-rossiyskuyu-praktiku.pdf

— 176.12 Кб (Скачать файл)
Page 1
206
1 (25) 2013
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
УДК 001.89
ББК 65.9(2)-5
© Ильин П.В.
Зарубежный опыт трансфера технологий –
в российскую практику
В статье обозревается зарубежный опыт в сфере трансфера и коммерциализации тех-
нологий. Рассматриваются особенности и недостатки организации трансфера технологий
в России. Предлагаются направления освоения зарубежного опыта в инновационной системе
страны.
Трансфер технологий, зарубежный опыт, российская практика, инновационная инфраструктура.
Петр Владимирович
ИЛЬИН
аспирант ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский
государственный экономический университет»
e-mail: petr359@yandex.ru
В современный период глобализации
экономики в мире возрастает роль научных
исследований, создания и внедрения новых
технологий механизмов и методов устой-
чивого экономического развития. Одной
из основных составляющих развития эко-
номики является трансфер технологий, а
степень участия стран в этом процессе во
многом определяет возможности их тех-
нологического прогресса и конкуренто-
способность. В России активный интерес
к трансферу технологий связан сегодня не
только с совершенствованием рыночных
отношений в экономике, но и вступлением
страны во Всемирную торговую органи-
зацию.
Для характеристики развития науки и
инноваций в отечественной и зарубежной
практике широко применяется понятие
научного и инновационного потенциала.
С целью оценки инновационного раз-
вития аналитическим подразделением
журнала «Economist Intelligence Unit» была
разработана система индикаторов инно-
вационной активности и интегральный
показатель инновационного развития,
включающий большое число факторов
[1]. Исследование проводится с 2007 года
и на данный момент представляет наибо-
лее полный комплекс показателей инно-
вационного развития по различным стра-
нам мира.
В 2012 году Международная бизнес-
школа INSEAD и Всемирная организация
интеллектуальной собственности (World
Intellectual Property Organization) предста-
вили аналитический доклад «Глобальный
индекс инноваций 2012». Исследование
охватило 141 страну, которые в совокуп-
ности производят 99,4% мирового ВВП [2].
В 2012 году Россия заняла 51 место в
списке (таблица), что на шесть позиций
выше, чем было в 2011 году. Но эта позиция
крайне далека от желаемой.

Page 2

207
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
1 (25) 2013
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
П.В. Ильин
По результатам 2012 года рейтинг стран
мира по уровню инновационных возмож-
ностей возглавляет Швейцария, в тройку
лидеров по-прежнему входят Швеция и
Сингапур.
В докладе отмечается [2], что страны
БРИК «должны и далее инвестировать в
развитие инноваций, чтобы в полной мере
раскрыть свой потенциал». Китай по пока-
зателям в таких областях, как ключевые
знания и развитие технологий, уступает
только Швейцарии, Швеции, Сингапуру
и Финляндии, однако, как и Индия, имеет
слабые места в инновационной инфра-
структуре.
В связи с этим в первую очередь акту-
ально рассмотреть опыт трансфера техно-
логий стран-лидеров по уровню инноваци-
онных возможностей и результатам –
Швейцарии и Швеции.
Швейцария прилагает большие усилия
для коммерциализации своего научно-тех-
нического потенциала. Её правительство
в 2004 – 2007 годах ежегодно увеличивало
расходы на образование, научные исследо-
вания и технологический сектор в среднем
на 6% [3]. Государственная комиссия по
технологиям и инновациям (KTI) пре-
творяет в жизнь лозунг: «Науку в рыноч-
ный оборот» [4]. Выступающая в качестве
агентства по инновациям и развитию на
государственном уровне, KTI поддержи-
вает проведение прикладных НИОКР,
содействует продвижению молодых ком-
паний и развитию предпринимательства
в целом.
Вопросы коммерциализации иннова-
ционных разработок в Швейцарии не под-
держиваются прямыми государственными
инвестициями. В финансировании научно-
технологических разработок в стране важ-
ную роль играет частный сектор. Трансфер
инновационных технологий в промышлен-
ность происходит в рамках действующих
форм поддержки фирм, преимущественно
в условиях технопарков. Из-за отсутствия
прямой государственной поддержки инно-
ваций в секторе бизнеса инструменты
инновационной политики ориентированы
в основном на предложение прикладных
научных исследований.
Швейцарская ассоциация трансфера
технологий «swiTT», образованная в 2003 г.,
осуществляет обмен научной и техноло-
гической информацией между нацио-
нальными научно-исследовательскими
учреждениями и частным сектором [4].
При швейцарских университетах работают
специальные центры коммерциализации
результатов научно-технической деятель-
ности.
Важными особенностями Швеции
являются высокий уровень образования
и квалификации занятых в государствен-
ном секторе, эффективная работа госу-
дарственных институтов, стабильная
политическая система. В стране развит
рынок венчурного капитала. Однако пока
недостаточно развита система поддержки
и стимулирования коммерциализации
результатов НИОКР через создание и раз-
витие новых предприятий.
Глобальный инновационный индекс некоторых стран в 2012 году
Рейтинг
Страна
Индекс
Рейтинг
Страна
Индекс
Рейтинг
Страна
Индекс
1
Швейцария
68,2
10
США
57,7
54
Южная Африка
37,4
2
Швеция
64,8
15
Германия
56,2
58
Бразилия
36,6
3
Сингапур
63,5
25
Япония
51,7
63
Украина
36,1
4
Финляндия
61,8
34
Китай
45,4
64
Индия
35,7
5
Великобритания
61,2
51
Россия
37,9
78
Беларусь
32,9

Page 3

208
1 (25) 2013
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
Зарубежный опыт трансфера технологий – в российскую практику
Это обусловило формирование целой
цепочки организаций, ответственных за
реализацию политики в отношении раз-
вития бизнеса. «Инновационный мост»
поддерживает коммерциализацию резуль-
татов научных исследований и обеспечи-
вает (ограниченное) финансирование на
предпосевной стадии. «ALMI Бизнес-Пар-
тнерство» осуществляет поддержку бизнеса
(не проводящего НИОКР). «Промышлен-
ный фонд» является государственным вен-
чурным инвестором. «Агентство по инве-
стициям в Швецию» способствует притоку
инвестиций [3].
Главная особенность типичного запад-
ного центра трансфера технологий (ЦТТ)
– создание полной инновационной
цепочки, позволяющей провести проект
от идеи до малого предприятия с перспек-
тивами роста. ЦТТ работают по стандарт-
ной схеме. На этапе идеи проводится пред-
варительная оценка востребованности
данной технологии на рынке, проверка
возможностей защиты. По окончании
исследований выполняется подробный
маркетинговый анализ, включая поиск
потенциальных покупателей. В случае
признания разработки перспективной
ключевым моментом считается состав-
ление патентной заявки и получение
патента. Следующий этап – решение о
форме трансфера: выдача лицензии, соз-
дание дочерней компании или совмест-
ного предприятия, продажа патента. Если
ученый сам решит развивать предприятие,
в ЦТТ ему помогут составить бизнес-план,
зарегистрировать компанию, рассчитать
себестоимость, найти поставщиков и
покупателей и т.д.
В некоторых зарубежных странах
(США, Финляндия) трансфер технологий
возведен законом в статус третьей миссии
университетов – наряду с обучением и
научно-исследовательской работой [7]. Ее
неисполнение влечет за собой наказание
в виде лишения университета прав на соз-
данную им интеллектуальную собствен-
ность.
В мировой практике большинство
университетов прописывают потенци-
альные права на интеллектуальную соб-
ственность и распределение лицензион-
ного дохода между университетом, кафе-
дрой, изобретателем и центрами. ЦТТ
получает 30% чистого лицензионного
дохода, который направляется на пога-
шение затрат по патентованию и других
юридических издержек управления соб-
ственностью. Вместе с тем экономиче-
ская выгода от деятельности ЦТТ заклю-
чается не столько в получении прибыли,
сколько в том, что в ходе коммерциали-
зации создаются новые малые и сред-
ние предприятия, высокооплачиваемые
рабочие места для квалифицированных
сотрудников, а также растут налоговые
поступления в бюджет.
Центры трансфера технологий, как
автономные, так и созданные на базе уни-
верситетов, объединяются в сети транс-
фера технологий, поддержки инноваци-
онного бизнеса. Например, Европейская
сеть поддержки предпринимательства
(Enterprise Europe Network – EEN) в
настоящее время объединяет около 250
консорциумов, 600 организаций из 50
стран мира [8]. Они оказывают предпри-
ятиям интегрированные услуги в области
поддержки развития бизнеса и иннова-
ций, включая услуги по информирова-
нию, поддержке бизнес-коопераций,
интернационализации предприятий,
передаче знаний и технологий, обеспе-
чению участия малого и среднего пред-
принимательства в рамочных программах
Европейского Союза.

Page 4

209
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
1 (25) 2013
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
П.В. Ильин
В США интерес к проблемам трансфера
и коммерциализации технологий наблюда-
ется уже не одно десятилетие и обусловлен,
по мнению американских специалистов,
двумя основными причинами. Во-первых,
обострением конкуренции в области высо-
ких технологий со стороны иностран-
ных компаний. Во-вторых, стремлением
повысить эффективность использования
в коммерческих целях научных и техноло-
гических результатов, полученных в ходе
освоения федеральных бюджетных ассиг-
нований на НИОКР. США осуществляют
35% мировых расходов на НИОКР по пари-
тету покупательной способности [9].
В начале 90-х годов в США сформиро-
вана Национальная сеть передачи техно-
логий, состоящая из головного националь-
ного и шести региональных центров
(ЦПТ), расположенных в разных частях
страны. Общее руководство работой осу-
ществляет Национальное агентство по
исследованию космического пространства
(NASA), призванное обеспечить повыше-
ние экономической отдачи от реализуемых
широкомасштабных космических проек-
тов. Созданная сеть имеет общефедераль-
ное значение и оказывает необходимую
помощь в передаче технологий всем другим
заинтересованным ведомствам.
Все это способствовало заметной акти-
визации деятельности по передаче техно-
логий на всех уровнях. Позитивные резуль-
таты выражаются в увеличении поданных
заявок на изобретения с участием феде-
ральных лабораторий, росте количества
выданных на них патентов и повышении
расходов частного сектора на поддержку
научных исследований в университетах.
Правительство не предоставляет пря-
мой финансовой поддержки центрам
передачи технологий. Однако на этапе
становления ЦПТ (как правило, 5 – 10 лет)
национальные лаборатории и универси-
теты оказывают им существенную финан-
совую поддержку, напрямую финансируя
из своих внутренних ресурсов. Впослед-
ствии, как только ЦПТ начинают полу-
чать доход от коммерциализации резуль-
татов исследований и разработок, объем
субсидий на их деятельность постепенно
сокращается и, в конечном счете, получае-
мый ими доход избавляет университеты от
необходимости прямого субсидирования
этих центров. В ряде случаев ЦПТ может
получать прямую либо косвенную (через
университет или национальную лабора-
торию) финансовую поддержку и от про-
мышленных организаций.
В Германии функции технологических
посредников между лабораториями и ком-
паниями выполняют различные научные
общества и совместные исследовательские
ассоциации в промышленности [10]. Веду-
щая организационная роль принадлежит
Фраунгоферовскому обществу, в которое
входят 58 исследовательских институтов
[11]. Их деятельность финансируется за
счет субсидий федерального правитель-
ства и доходов от выполнения контрактных
исследований.
Главной задачей общества является
содействие внедрению в промышленность
новых технологий и выполнение исследо-
ваний общенационального значения
(например, в области охраны окружающей
среды и энергосбережения). Для облегче-
ния малым фирмам доступа к его услугам
правительство предоставляет им субсидии
в размере до 40% полной стоимости зака-
зываемых НИОКР [11].
Большое участие в организации пере-
дачи технологий принимают местные
органы власти, в первую очередь прави-
тельства земель. В частности, они вносят
большой вклад в создание научных парков

Page 5

210
1 (25) 2013
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
Зарубежный опыт трансфера технологий – в российскую практику
и инновационных центров, рассматривая
эту деятельность как одно из важнейших
направлений в решении проблем регио-
нального развития.
Многие из субсидируемых государством
посредников связаны с финансовой помо-
щью третьих лиц и с целью выживания
овладевают более широким сегментом
рынка, чем только рынок услуг по транс-
феру технологий. Огромное число таких
агентств, например, предлагает обучение
на семинарах, услуги по организации торго-
вых выставок и финансовые консультации,
используя государственные рекламные
программы. По этой причине состав
агентств по трансферу различен по струк-
туре. В Германии существуют более чем
190 трансферных агентств и несколько
сотен других источников технологической
информации [10] (бизнес-инкубаторы,
демонстрационные и прикладные цен-
тры, офисы технологического трансфера
при университетах, Национальном иссле-
довательском центре, Фраунгоферовском
обществе, обществе Макса Планка и т.п.).
Безусловный интерес в сфере создания
ЦТТ представляет опыт Японии, добив-
шейся значительных успехов в области
интеграции науки и промышленности и
отразившей в выбранном ею типе транс-
фера технологий присущие этой стране
культурные традиции. Японская система
поддержки соответствующего уровня
трансфера технологий достаточно эффек-
тивна.
Японская инновационная модель имеет
следующие структурные элементы:
а) сформирована четкая система пла-
нирования (начиная с 1996 года дей-
ствуют пятилетние планы по науке и тех-
нологиям, так называемый Science and
Technology Basic Plan, в рамках которого
существует отдельная Стратегическая
программа «Интеллектуальная собствен-
ность», а также Комплексная стратегия
по продвижению науки);
б) созданы венчурные бизнес-лабора-
тории в 45 университетах;
в) действуют Агентство по науке и тех-
нологиям, Общество содействия науке;
г) реализуется разветвленный меха-
низм взаимодействия «промышленность
– академическая наука – власть» [12].
Важная роль придается содействию
коммерциализации исследовательских
результатов для практического применения
научно-исследовательскими учреждени-
ями: за последние пять лет удвоилось число
совместных научно-исследовательских
проектов университетов и промышленно-
сти. Только за последние три года было соз-
дано почти 450 венчурных компаний [12],
которые используют результаты универси-
тетских разработок. Не меньшее значение
придается организации лицензирования
технологий, созданию специальных орга-
низаций, которые осуществляют трансфер
результатов университетской науки в про-
мышленность.
Определенный интерес может представ-
лять опыт стран, имеющих значительный
прогресс в области технологического раз-
вития и коммерциализации результатов
исследований и разработок.
В Китае в 1998 г. центры трансфера тех-
нологий существовали лишь в Универси-
тете Цинхуа и Пекинском университете. В
настоящее время каждый крупный научно-
исследовательский университет имеет
структуру по трансферу технологий, изна-
чально финансируемую Правительством
КНР из доли от общих средств, выделенных
университету Правительством. Эта модель
финансирования ЦТТ в последние годы
меняется. В настоящее время большин-
ство ЦТТ работают как ассоциированные
частные компании, владельцами которых
являются исключительно университеты [3].

Page 6

211
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
1 (25) 2013
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
П.В. Ильин
Действующая в современной России
инновационная система следует совет-
скому подходу к инновациям, который
можно охарактеризовать как «отталкива-
ние от технологий» [5]. Она предусматри-
вает такие фазы, как: научно-исследова-
тельские работы, пилотное производство,
промышленное производство, маркетинг.
Однако подобная организация в боль-
шинстве попыток не достигает стадии мар-
кетинга. Эта модель работает только в усло-
виях гарантированного спроса на продукт,
имеющегося на сильно регулируемом
рынке. В открытой рыночной экономике
инновационный процесс более сложен. Как
правило, он начинается не с научно-иссле-
довательских работ, а с оценки возможно-
стей для бизнеса. Это модель «притяжения
спроса», включающая ряд стадий от идеи
до продукта высокого рыночного спроса:
изучение возможностей для бизнеса, пред-
варительная оценка рынка, предваритель-
ная техническая оценка, маркетинговое
исследование, бизнес / финансовый ана-
лиз, разработка продукта, конструкторская
и технологическая документация (лишь на
этой стадии начинаются научно-исследо-
вательские работы), внутреннее тестиро-
вание продукта, рыночное тестирование,
пилотное производство, предпроизвод-
ственный бизнес-анализ, запуск производ-
ства, выход на рынок.
Модель «отталкивания от технологий»
имеет несколько недостатков. Во-первых,
она требует больших инвестиций в значи-
тельное количество потенциальных инно-
вационных процессов, из которых лишь
немногие дойдут до рыночной стадии.
Во-вторых, «отталкивание от технологий»
концентрирует внимание на начальной
научно-исследовательской стадии инно-
вационной деятельности, когда высок риск
того, что научная работа станет самоцелью.
В-третьих, технологический процесс, по
существу, начинается с нуля и игнорирует
уроки, полученные в других областях дея-
тельности.
В России модель «отталкивания от тех-
нологий» при коммерциализации научных
разработок применяется в работе ЦТТ при
институтах и университетах. Одна из
основных задач ЦТТ состоит в «упаковке
проекта», то есть в превращении научного
исследования в бизнес-проект с использо-
ванием международных стандартов. Цен-
тры трансфера технологий выводили на
рынок как плохо представленные, так и
хорошо представленные технологии. И все
они лишь случайно находили потенциаль-
ного покупателя. Для успешной коммерци-
ализации процесс трансфера технологий
должен основываться на рыночном спросе.
Существует два основных взаимодо-
полняющих способа улучшения трансфера
технологий и ускорения инновационного
процесса в России. Первый предусматри-
вает создание новых организаций (или
«организационных структур» – таких,
как сети и партнерства) для объединения
и сотрудничества действующих органи-
заций в целях осуществления трансфера
технологий. Второй включает создание
эффективных инструментов и механиз-
мов, управляющих взаимодействием
между инновационными организациями
и поддерживающих его. Сюда входит,
например, договорная база лицензиро-
вания интеллектуальной собственно-
сти, использования контрактов и пр. На
практике оба подхода часто использу-
ются одновременно: чтобы эффективно
лицензировать технологии, многие уни-
верситеты и научно-исследовательские
институты создают офисы лицензиро-
вания технологий или офисы трансфера
технологий.

Page 7

212
1 (25) 2013
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
Зарубежный опыт трансфера технологий – в российскую практику
В последние годы развитие рынка
трансфера и коммерциализации техноло-
гий в России получило мощное вливание
информационной, материальной и ресурс-
ной поддержки. Основные инициативы в
сфере развития науки и технологий нашли
понимание у широкой научной обще-
ственности. В качестве примера развития
нового рынка в стране можно упомянуть
следующее:
– формирование баз данных научных
и научно-технических проектов, основой
которых являются инновации;
– проведение при поддержке государ-
ственного финансирования ежегодного
отбора перспективных инновационных
проектов, обладающих патентной чистотой
и промышленной применимостью;
– осуществление мероприятий по
разъяснению значимости прав на объекты
интеллектуальной собственности, соз-
данные в результате реализации таких
проектов;
– принятие законопроектов об особых
экономических зонах, уделение внимания
организации технопарков именно в реги-
онах [6].
Однако для развития инновационной
экономики необходима не только иннова-
ционная составляющая, но и финансовая,
административная и маркетинговая инфра-
структура. Сейчас Правительство РФ пред-
лагает учреждение нескольких государ-
ственных венчурных фондов, средства
которых будут инвестированы в высокотех-
нологичные предприятия. Такое решение
может быть относительно эффективным.
Но для получения повышенной отдачи
должны вовлекаться частные финансо-
вые институты, которые могут работать
намного эффективнее, чем правитель-
ственные венчурные фонды.
Одним из перспективных направлений
деятельности частных финансовых органи-
заций является комплексное инвестицион-
ное, маркетинговое и управленческое
сопровождение проектов коммерциали-
зации и трансфера технологий. В данном
случае рассматриваем процесс трансфера
технологий как часть процесса коммерци-
ализации, одну из его составляющих, необ-
ходимую для продвижения наукоемких,
инновационных продуктов как на внутрен-
ний, так и на международный рынки. При
этом экспорт имеет особое значение: рас-
ширение структуры экспорта за счет транс-
фера отечественных высоких технологий
формирует условия для долговременного
международного сотрудничества. Созда-
ние сбалансированной системы трансфера
технологий в России обеспечит надежный
барьер для продажи за бесценок за рубеж
наших новейших технологий. Отечествен-
ный разработчик получает доступ к зару-
бежному инвестированию и приобретает
так необходимый для развития отечествен-
ного производителя опыт международной
кооперации.
Таким образом, для развития эконо-
мики страны необходимо наращивание
темпов трансфера уникальных и прогрес-
сивных технологий, привлечение финансо-
вых ресурсов для активизации инноваци-
онной деятельности. При этом внедрение
инноваций на предприятиях должно быть
поставлено на системную основу.
Литература
1. Стрелков, О.И. Российский индекс изобретательской активности [Электронный ресурс] / О.И. Стрел-
ков. – Режим доступа: http://www.akvobr.ru/rossiiskii_indeks_izobretatelskoi_aktivnosti.html
2. Исследование INSEAD: Глобальный индекс инноваций 2012 года [Электронный ресурс] / Центр гума-
нитарных технологий. – Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2012/07/06/4531

Page 8

213
Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз
1 (25) 2013
МОЛОДЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ
П.В. Ильин
3. Обзор международного опыта инновационного развития [Электронный ресурс] // Наука и технологии
РФ. – Режим доступа: http://www.strf.ru/material.aspx?CatalogId=223&d_no=39679
4. Официальный информационный портал Швейцарии. – Режим доступа: http://www.swissworld.org/ru/
nauka/nauka_i_gosudarstvo/transfer_tekhnologii/
5. Критический анализ практики научно-технической инновационной деятельности и результатов ком-
мерциализации технологий в Российской Федерации и в ЕС [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.marsiada.ru/357/464/725/684
6. Колмаков, В.М. Введение в трансфер технологий [Электронный ресурс] / В.М. Колмаков. – Режим
доступа: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_32324CCC-3415-4775-AD09-FFE60AED3E6F.
html
7. Теребова, С.В. Трансфер технологий как элемент инновационного развития экономики / С.В. Теребова
// Проблемы развития территории. – 2010. – №4. – C. 31-36.
8. Европейская сеть поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://
www.gate2rubin.ru/een
9. Доклад директора Института США и Канады РАН чл.-кор. РАН С.М. Рогова на заседании Президиума
Российской академии наук [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.iskran.ru/news.
php?id=91#_edn1
10. Дагаев, А. Передача технологий из государственного сектора в промышленность как инструмент госу-
дарственной инновационной политики [Электронный ресурс] / А.Дагаев.–Режим доступа: http://vasilievaa.
narod.ru/ptpu/13_5_99.htm
11. Фраунгоферовское общество по содействию прикладным исследованиям. Программа поддержки
талантливых ученых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://csr.spbu.ru/archives/10678
12. Позиция Японии по вопросу участия в международном обмене технологий [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://www.innovprom.ru/poziciya-yaponii-po-voprosu-uchastiya-v-mezhdunarodnom-
obmene-texnologij

Информация о работе Зарубежный опыт трансфера технологий – в российскую практику