Влияние рисков на инновационную деятельность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 21:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.
Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты рисков в инновационной деятельности……………………………………….……………………….5
1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5
1.2 Риски в инновационной деятельности…………………………………….14
1.3 Методы оценки рисков……………………………………………………..19
2. Анализ влияния рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………..…25
2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска……………………………………………………………………………...28
2.3 Совершенствование системы способов минимизации рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30
Заключение………………………………………………………………….33
список литературы……………………………………………………….34

Файлы: 1 файл

влияние рисков на инновационную деятельность предприятия.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

                      

 

                        Министерство по образованию и науке РФ  

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

                        высшего профессионального образования

Московский  государственный индустриальный университет

                                              (ФГБОУ МГИУ)

 

 

 

                                        Курсовая работа

 

    по предмету «Инновационный менеджмент»

    на  тему « Влияние рисков на инновационную деятельность предприятия»

 

 

 

 

 

 

 

                                             

                                                       Москва, 2013

 

 

 

 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………3

1.  Теоретические  аспекты рисков в инновационной  деятельности……………………………………….……………………….5

1.1 Понятие инноваций…………………………….…….………………………5

1.2 Риски в  инновационной деятельности…………………………………….14

1.3 Методы оценки  рисков……………………………………………………..19

2. Анализ влияния  рисков на примере ЗАО «НСММЗ»…………25

2.1 Краткая характеристика  предприятия…………………………………..…25

2.2 Анализ рисков предприятия и методов, используемых для минимизации риска……………………………………………………………………………...28

2.3 Совершенствование  системы способов минимизации  рисков, используемой на ЗАО «НСММЗ»……………………………………………...30

Заключение………………………………………………………………….33

список литературы……………………………………………………….34

 

 

Введение

Тема данной работы – «Влияние рисков на инновационную  деятельность». Актуальность данной темы обусловлена рядом факторов. Прежде всего потому, что появление дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Инновационные процессы, их воплощение в новых продуктах и новой технике являются основой экономического развития.

Предпринимательская деятельность вообще, а в научно-технической  сфере особенно, является весьма рисковой, учитывая высокую степень неопределенности, часто невозможности доведения конструкторских и технологических разработок до практического внедрения и получения соответствующих коммерческих и финансовых результатов.

Для более полного  освещения актуальности данной проблематики необходимо рассмотреть саму сущность инновационных процессов.

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных  изменений и состоит из взаимосвязанных  фаз, образующих единое, комплексное  целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация.

Целью данной работы является оценка и анализ современных инновационных процессов, рассмотрение влияние рисков на инновационную деятельность.

Риск в организациях возникает в силу неопределенности условий и процессов деятельности организаций. Очевидно, что инновационная деятельность, вносящая существенные, а порой и радикальные изменения в производственные процессы, существенно увеличивает неопределенность динамики и результатов деятельности организации. Рост неопределенности повышает риск неудачного результата инновации.

Развитие рыночных отношений в России определило инновационную  деятельность как единственный способ выживания российских предприятий  независимо от формы собственности  и сферы их деятельности по всем стадиями жизненных циклов организаций, технологий и продуктов труда. При этом результативность инновационной деятельности прямо зависит от того, насколько точно произведена оценка и экспертиза риска, а также от того, насколько адекватно определены методы управления им.

Риск неизменно  сопутствует принятию любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность — неизбежное условие хозяйствования. Предпринимательская деятельность всегда сопряжена с риском, воздействие  которого на результаты деятельности нельзя заранее точно определить. А инновационная деятельность в большей степени, чем другие направления предпринимательской деятельности, сопряжена с риском, т.к. гарантия благополучного результата в инновационном предпринимательстве практически отсутствует.

В работе предполагается рассмотреть вопросы инновационной деятельности, сущности инновационного предприниматель тва, рисков,  путей их оценки и минимизации.

 

1. Риски  в инновационной деятельности

1.1 Понятие  инноваций

В отечественной и зарубежной экономической литературе встречаются различные трактовки таких категорий, как «нововведение», «новшество» и «инновация». В некоторых случаях эти понятия используются в качестве синонимов, однако определенные различия между ними существуют.

Новшество характеризует определенную новизну, и в этом смысле данное понятие близко к понятию «изобретение».

Нововведение — это освоение новой техники и технологии, улучшенных методов организации и управления, процесс использования новшества.

Инновация же - это деятельность, направленная на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, организационных форм. Существует и другое определение: «Инновация — это нововведение, комплексный процесс создания, распространения и использования новшеств (нового практического средства) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся под воздействием развития общества» [5, стр. 56].

Таким образом, с момента принятия к распространению  новшества приобретает новое  качество – становится нововведением (инновацией). Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом коммерциализации. Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом (жизненным циклом инновации). С учетом последовательности проведения работ жизненный цикл инновации рассматривается как инновационный процесс.

Любые изобретения, новые явления, виды услуг или  методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты  к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Под инновациями  в широком смысле понимается прибыльное использование новшеств в виде новых  технологий, видов продукции и  услуг, организационно-технических  и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера. Иными словами, «инновация» интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях.

Анализ  различных определений инновации  приводит к выводу, что специфическое  содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения. Австрийский ученый Й.Шумпетер1 выделил пять типичных изменений:

-использование  новой техники, новых технологический  процессов или нового рыночного  обеспечения производства;

-внедрение продукции  с новыми свойствами;

-использование  нового сырья;

-изменения в  организации производства и его  материально-технического обеспечения;

-появление новыx рынков сбыта.

В инновационном  процессе значительную роль играют создатели  инновации (новаторы), которые руководствуются  такими критериями, как жизненный  цикл изделия и экономическая  эффективность. Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет признано уникальным в определенной области. Тем не менее, на разработку и внедрение инновации в повседневную практику необходимы определенные финансовые средства.

Э.А.Уткин в  работе «Управление фирмой»2 определяет инновацию (нововведение) как объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.3

В общем плане  инновации — это обновление основного капитала (производственных фондов) или производимой продукции на основе внедрения достижений науки, техники, технологии, это закономерный, объективный процесс совершенствования общественного производства.

Различают следующие  виды инноваций:

1. По степени  радикальности (новизны):

-базисные инновации,  которые реализуют крупные изобретения  и становятся основой формирования  новых поколений и направлений  развития техники; 

-улучшающие  инновации, обычно реализующие  мелкие и средние изобретения  и преобладающие на стадиях распространения и стабильного развития научно-технического цикла;

-псевдоинновации,  направленные на частичное улучшение  устаревших поколений техники  и технологии.

2. По характеру применения:

-продуктивные  инновации, ориентированные на  производство и использование новых продуктов;

-технологические  инновации, нацеленные на создание  и применение новой технологии:

-социальные, ориентированные  на построение и функционирование  новых структур;

-комплексные,  представляющие единство нескольких  видов изменений;

-рыночные, позволяющие  реализовать потребности в продуктах,  услугах на новых рынках.

3. По стимулу появления (источнику):

-инновации,  вызванные развитием наукой и  техники;

-инновации,  вызванные потребностями производства;

-инновации,  вызванные потребностями рынка.

4. По роли в воспроизводственном процессе:

     -инновации потребительские;

     -инновации инвестиционные.

5. По масштабу:

      -инновации сложные (синтетические);

-инновации простые.

Приведенная классификация  инноваций позволяет сделать  вывод о том, что процессы нововведений многообразны и различны по своему характеру, следовательно, формы их организации, масштабы и способы воздействия на инновационную деятельность также отличаются многообразием.

Побудительным механизмом развития инноваций в первую очередь является рыночная конкуренция. Производителей и потребители в процессе использования устаревшей техники и технологии получают дифференциальный убыток, в результате чего вынуждены сокращать издержки производства на основе инноваций. Предпринимательские фирмы, первыми освоившие эффективные инновации, имеют возможность снижать издержки производства и соответственно стоимость реализуемых товаров (продукции, услуг). Следствием чего является укрепление своих позиций в конкурентной борьбе с фирмами, предлагающими аналогичные товары продукцию, услуги).

Под инновационным  предпринимательством понимается процесс  создания и коммерческого использования  технико-технологических нововведений. Как правило, в основе предпринимательской  деятельности лежит нововведение в области продукции или услуг, позволяющее создать новый рынок, удовлетворить новые потребности. Инновации служат специфическим инструментом предпринимательства, причем не инновации сами по себе, а направленный организованный поиск новшеств, постоянная нацеленность на них предпринимательских структур. П.Дракер отмечает, что «предпринимателей отличает инновационный тип мышления. Инновационность — особый инструмент предпринимательства».4

При принятии окончательного решения в связи с инновационной  идеей, в том числе к связи с конструкторско-исследовательскими работами, необходимо ответить еще на два важнейших вопроса: о реальной прибыли и реальном риске и ответы на эти вопросы должны сводиться к следующему:

-прибыль от  проекта должна быть значительно выше, чем затраты на его реализацию;

-связанный с  проектом риск должен находиться  в предельно допустимом соотношении  с прибылью от его реализации.5

Исходя из всего  вышесказанного, можно сделать вывод, что инновационный менеджмент — это совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами, инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью организационными структурами и их персоналом.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического  управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях:

-разработка  и внедрение новой продукции  (инновационная деятельность);

-модернизация  и совершенствование выпускаемой продукции;

-дальнейшее  развитие производства  традиционных  видов продукции;

-снятие с  производства устаревшей продукции.

 

1.2 Риски  в инновационной деятельности

Риск является элементом результатов исполнения любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность - неизбежное условие хозяйствования. Инновационная деятельность всегда сопряжена с риском, который обусловлен наличием ряда факторов, воздействие которых на результаты деятельности нельзя заранее точно определить.

При выборе проекта, оценке его эффективности обязательно следует учитывать факторы неопределенности и риска. Полномасштабное изучение этого вопроса выходит за рамки данной работы, поэтому остановимся на них лишь вкратце.

Инновационность связана с неопределенностью экономической конъюнктуры, вытекающей из непостоянства спроса-предложения на товары, деньги, факторы производства, из многовариантности сфер приложения капиталов и разнообразия критериев предпочтительности инвестировании средств, из ограниченности знаний о сферах бизнеса и коммерции и многих других обстоятельств.

Экономическое поведение предпринимателя при  рыночных отношениях основано на выбираемой, на свой риск реализуемой индивидуальной программе предпринимательской  деятельности в рамках возможностей. Каждый участник рыночных отношений изначально лишен заранее известных, однзначно заданных параметров, гарантий успеха: обеспеченной доли участия в рынке, доступности к производственным ресурсам по фиксированным ценам, устойчивости покупательной способности денежных единиц, неизменности норм и нормативов и других инструментов предпринимательской и другой экономической деятельности.

Информация о работе Влияние рисков на инновационную деятельность предприятия