Виды инновационных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно развиваться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы "внедрения" результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ ПО ОТРАСЛЯМ. 5
2. НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ 10
3. ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
4. ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ 17
Заключение. 23
Список использованной литературы 24

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 112.50 Кб (Скачать файл)

2.3 Стратегические информационные технологии

ОАО «Ситроникс» представило два  проекта по направлению «стратегические  информационные технологии». В 2008—2010 годах был реализован проект по разработке и выводу на рынок нового продукта — Мобильного центра обработки данных (МЦОД), с которым компания вышла на новый сегмент рынка и получила новые возможности реализации комплексных ИТ-проектов. Второй инновационный проект, реализуемый в настоящее время, — создание производства интегральных схем с проектными нормами 90 нм. Это масштабный проект, оценивающийся в 16,5 млрд рублей. В его рамках создается новое производство, соответствующее мировому уровню, расширяется ассортимент выпускаемых микросхем, производственные мощности предприятия увеличиваются вдвое.

2.4 Ядерные и медицинские технологии

Инновации в данной сфере связаны с деятельностью корпорации «Росатом». Один из проектов, реализованных «Росатомом», имеет отношение к ядерной энергетике, а другие относятся к разработке медицинского оборудования и средств контроля. [3]

 

3. ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1 Выпуск инновационной продукции

В 2009 году в России удельный вес  инновационных товаров, работ, услуг  в общем объёме выпуска составлял 4,5 %, в 2010 году — 4,8 %, в 2011 году — 6,3 %.

В 2009 году удельный вес инновационных  товаров, работ, услуг в общем объёме выпуска в промышленности России составлял 4,6 %, в 2010 году — 4,9 %, в 2011 году — 6,1 %.

В 2009 году в России удельный вес  инновационных товаров, работ, услуг  в общем объёме выпуска в сфере  услуг составлял 3,2 %, в 2010 году — 4,0 %, в 2011 году — 8,3 %.

Удельный вес инновационных  товаров, работ, услуг в общем  объёме выпуска в промышленности России по федеральным округам (данные за 2011 год):

  • Центральный федеральный округ — 4,8 %
  • Северо-Западный федеральный округ — 4,8 %
  • Южный федеральный округ — 3,5 %
  • Северо-Кавказский федеральный округ — 10,3 %
  • Приволжский федеральный округ — 11,3 %
  • Уральский федеральный округ — 2,5 %
  • Сибирский федеральный округ — 2,1 %
  • Дальневосточный федеральный округ — 21,7 %

Удельный вес инновационных  товаров, работ, услуг в общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг:

  • 1995 год — 4,7 %
  • 1999 год — 3,7 %
  • 2004 год — 5,4 %
  • 2009 год — 4,6 %

3.2 Производство инновационной продукции

Измерение результативности инноваций  базируется на оценке объёмов инновационной  продукции и её структуры с позиций уровня новизны. В 2009 г. крупными и средними предприятиями промышленности было произведено инновационной продукции на сумму 877.7 млрд руб. Большая её часть относится к среднетехнологичным отраслям высокого и низкого уровней (57 %). Доля продукции высокотехнологичного сектора занимает 7 % в общем объёме инновационных товаров, работ, услуг; низкотехнологичного — 14 %. [2]

До 2008 г. в промышленном производстве России фиксировался устойчивый рост объёмов инновационных товаров (работ, услуг) — на 70 % по отношению к уровню 1995 г. В то же время в 2009 г. наблюдалось сокращение объёмов продаж инновационной продукции на 18 %, что обусловлено кризисными явлениями в экономике, приведшими к снижению потребительской активности населения и спроса на продукцию производственного назначения.

В общем объёме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг доля инновационной  продукции в 2009 году составила 4.6 % — это самая низкая величина рассматриваемого индикатора за последние пять лет. Несколько лучше обстоит дело в высокотехнологичных секторах, где данный показатель почти вдвое выше. Максимальные же значения отмечаются в среднетехнологичных отраслях высокого уровня (12.9 %), в том числе в автомобилестроении — 20.8 %, производстве прочих транспортных средств (железнодорожного подвижного состава и др.) — 20.1 %.

Инновационная продукция существенно  различается по уровню новизны. В  её структуре новая для мирового рынка (принципиально новая) занимает всего 0.6 %, а новая для рынка сбыта предприятия — 9 %. В основном же здесь преобладает продукция, новая не для рынка, а для производящих её предприятий (47.9 %), а также усовершенствованная, основанная на ранее выпускавшейся продукции и характеризуемая самым низким уровнем новизны (42.5 %).

Объём продукции, новой для мирового рынка, составляет всего 5.5 млрд руб. и в общем объёме промышленного производства не набирает даже одной десятой процента. В высокотехнологичном секторе эта величина равна 0.5 %, в том числе в производстве авиационно-космической техники — 1.2 %.

Объём продукции, новой для рынка  сбыта предприятий, достигает 78.8 млрд руб., или 0.4 % общего объёма продукции промышленного производства. Для сравнения, доля такой продукции в европейских странах составляет: в Финляндии — почти 16 %, в Германии и Чехии — 12-13 %, Греции — 23 %.

В высокотехнологичных секторах отечественной  промышленности, изначально нацеленных на высокий уровень новизны, доля продукции, новой для рынка сбыта  предприятий, не превышала 1 %, в среднетехнологичных высокого уровня — 1.9 %. В менее наукоемких секторах вклад подобной продукции минимален: на предприятиях среднетехнологичных отраслей низкого уровня — 0.2 %, низкотехнологичных — 0.4 %. Объём продукции, новой для предприятия, но уже из-вестной на рынках, составил 2.2 % от общего объёма промышленной продукции. В высокотехнологичных отраслях соответствующая величина равнялась 4.7 %, среднетехнологичных высокого уровня — 6.1 %, и только в секторах по производству автомобилей и телекоммуникационной аппаратуры она приблизилась к среднеевропейской — 10.8 и 8.2 % соответственно.

3.3 Экспорт инновационной продукции

Позиции отечественной инновационной  сферы на глобальном рынке характеризуются  параметрами экспорта инновационной  продукции. В 2009 г. объём отгруженных инновационных товаров (работ, услуг) за пределы Российской Федерации оценивался в 217.6 млрд руб., что при пересчете в постоянные цены ниже уровня предыдущего года на 25 %. Отрицательная динамика экспорта инновационной продукции, наблюдаемая в последние два года, очевидно, вызвана негативными последствиями мирового финансового кризиса, в частности падением общего объёма мировой торговли и реализацией многими странами политики защиты внутреннего рынка.

Рассмотрение более длительной динамики экспорта инновационной продукции показывает тенденцию к его увеличению: за период 1995—2009 годов — на 30 %. Причём вплоть до 2009 г. наращивание экспорта инновационной продукции опережало рост её общего объёма. Но даже и по итогам 2009 г. доля экспорта в объёме инновационной продукции составляла почти 25 %.

В структуре экспорта отечественных  товаров в целом преобладает  продукция, не подвергавшаяся технологическим  изменениям, а доля инновационных  товаров, работ и услуг равна 5,5 % (из них 2,5 % — вновь внедрённая продукция). В ряде секторов, активно осваивающих инновационную продукцию, соответствующие величины достигают более высоких отметок: 44 % (40 %) — в производстве аппаратуры для радио, телевидения и связи; 43 % (37 %) — в автомобилестроении; 34 % (32 %) — в производстве пищевых продуктов. Производители инновационной продукции потребительского назначения (текстильной и мебельной) осуществляли её реализацию преимущественно на внутреннем рынке: доля экспорта здесь не выходила за пределы 3 %.

Почти две трети всей экспортируемой инновационной продукции приходится на добывающие отрасли и среднетехнологичные отрасли высокого уровня. Доля высокотехнологичных секторов в этом отношении не превысила 3 %.

Экспорт инновационной продукции  по большей части ориентирован на рынки дальнего зарубежья — 86 % его общего объёма, а на страны СНГ приходится 14 %. Во многом сходные тенденции наблюдаются практически во всех видах экономической деятельности.

Интенсивность экспорта инновационной  продукции, измеряемая её удельным весом  в общем объёме отгруженной продукции, снизилась в кризисный период с 1.7 % в 2007 г. до 1.1 % в 2009 г. Максимальные показатели интенсивности относятся к таким видам экономической деятельности, как химическое производство (5.5 %), производство автомобилей (2.5 %) и телекоммуникационной аппаратуры (2.4 %). Самые скромные индикаторы — в организациях, связанных с производством и распределением электроэнергии, газа и воды и производством мебели. Наибольшие значения данного показателя характерны для среднетехнологичных отраслей высокого уровня (2.8 %), а в высокотехнологичных секторах эта величина в 3.5 раза меньше. [3]

 

4. ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ

В марте 2011 года было сообщено, что  американское издание Fast Company составило рейтинг 10 ведущих инновационных компаний России. Места в рейтинге:

  1. «Яндекс» — интернет-портал
  2. Kaspersky Lab — компания по созданию антивирусов
  3. ABBYY — компания по созданию лингвистического программного обеспечения
  4. ОАО «Роснано» — компания в сфере нанотехнологий
  5. «Росатом» — компания в сфере атомной промышленности
  6. M2M Telematics — компания по производству чипов
  7. «Оптоган» — производитель светодиодов
  8. «Микрон» — компания по производству смарт-карт
  9. НПО «Сатурн» — производитель авиадвигателей
  10. «Лукойл» — нефтяная компания

В октябре 2011 года отмечалось, что  Россия представлена тремя участниками в рейтинге крупнейших по абсолютным затратам на НИОКР компаний мира, который ежегодно составляется Объединенным исследовательским центром ЕС. Это ОАО «Газпром» (83-е место), АвтоВАЗ (620-е) и «ЛУКойл» (632-е). В рейтинге 1000 крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, находятся три российские компании. По данным вице-премьера РФ Сергея Иванова, «Газпром» занимает 108-е место, причем доля инвестиций в инновации составляет 0,6 % от выручки концерна. АвтоВАЗ находится на 758-м месте (0,8 % от выручки), а «Ситроникс» — на 868-м месте (2,6 % от выручки).

В рейтинг «Эксперт-400», составленный в октябре 2011 года, впервые попала компания, бизнес которой является чисто инновационным. Это «Яндекс», лидер среди интернет-поисковиков в России и СНГ. В «Эксперте-400» он занял 375-е место.

В ноябре 2011 года отмечалось, что исследование «Инновационная активность крупного бизнеса в России», проведенное PWC среди заметных российских компаний, показало, что инновационными технологиями обладают 88 % компаний с годовым оборотом свыше $1 млрд и 50 % компаний с оборотом свыше $100 млн. Результаты опроса PWC подтверждают, что инновационная активность напрямую связана с конкурентной ситуацией на рынке. Инновационными технологиями обладают 58 % российских компаний, работающих только на внутреннем рынке, и 85 % компаний, действующих и на зарубежных рынках.

В числе российских инновационных  компаний:

  • «Лаборатория Касперского»
  • «Яндекс»
  • IPG Photonics
  • ABBYY
  • НТ-МДТ
  • НИПК «Электрон»
  • «Нева-металл посуда»
  • «Доктор Веб»
  • НПО «Стример»
  • «ДНК-Технология»
  • ИСКЧ
  • «Эковэйв»
  • «Оптоган»[
  • «Микробор Нанотех»

Особую ставку в планах развития инновационной деятельности российское государство делает на крупные госкомпании. Во-первых, госкомпании продолжают занимать командные высоты в целом ряде базовых отраслей: судостроении, авиастроении, энергетике, нефте- и газодобыче и т. д. Поэтому запуск инновационных процессов в них даст импульс к цепной реакции инновационных преобразований в данных отраслях и экономике в целом. Во-вторых, в случае с госкомпаниями Правительство помимо стандартных экономических мер стимулирования инноваций может использовать и административное принуждение, причем для этого не требуется ревизии законодательства, достаточно только ясно обозначенной политической воли.

По итогам 2011 года российские госкомпании  потратили на свои инновационные  программы 900 млрд рублей, что вдвое больше, чем в 2010 году. [1]

 

Заключение

Инновационный процесс  в СССР обеспечивался цепочкой слаженно работающих структур. На протяжении 1990-х годов динамика уровня инновационной активности в промышленном производстве демонстрировала зависимость от макроэкономических трендов. Радикальные рыночные реформы, осуществлявшиеся в условиях глубокого экономического кризиса, сопровождались существенным падением величины данного индикатора до минимального за последние 20 лет уровня — 4,7 % (1997 год). Его последующий рост, вплоть до максимума — 10,6 % в 2000 году, отражал краткосрочные эффекты импортозамещения, наблюдавшегося после экономического кризиса 1998 года.

Информация о работе Виды инновационных предприятий