Венчурные фонды в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 12:01, практическая работа

Описание работы

Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРД). Региональные Венчурные Фонды (РВФ), число которых составляет 10 были образованы в 10 различных регионах России. Одновременно с ЕБРД другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в С-Петербурге. По дан

Файлы: 1 файл

Венчурные фонды в России.docx

— 27.74 Кб (Скачать файл)

2.2 Венчурные фонды  в России

Венчурные фонды  в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка  Реконструкции и Развития (ЕБРД). Региональные Венчурные Фонды (РВФ), число которых составляет 10 были образованы в 10 различных регионах России. Одновременно с ЕБРД другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация  также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 году 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ) со штаб-квартирой в Москве и отделением в С-Петербурге. По данным "Financial Times", на сентябрь 1997 г. в России действовали 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $1,6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей.Но в 1998 г. в результате дефолта большинство фондов потерпели банкротство, их потери составили около 5 млрд. долл.

2.2.1 Зарубежные венчурные  фонды в России 

 На 2000 год  свое присутствие в России  декларируют  более 40 венчурных  фондов с суммарными активами не менее 4,3 млрд. долларов. На территории России размещены представительства около 30 управляющих компаний венчурных фондов.

Все действующие  зарубежные фонды можно условно  разделить на три группы:

- фонды, капитал  которых полностью или частично  сформирован Европейским банком  реконструкции и развития (фонды  ЕБРР) с участием других международных  финансовых организаций;

-  активно  действующие в России фонды,  в создании и деятельности  которых, наряду с корпоративными  и частными инвесторами, в той  или иной форме участвует государство  ("активные" фонды);

- фонды, заявившие  о своей заинтересованности в  присутствии на российском рынке,  однако еще не проявившие значительной  деловой активности ("пассивные"  фонды).

Естественно, деление  фондов на "активные" и "пассивные" весьма условно и основано на имеющихся  сведениях о количестве и объемах  инвестиций, осуществленных в России. При этом необходимо учитывать, что  фонды, как любые серьезные коммерческие структуры, весьма сдержанны в предоставлении информации о своей деятельности. Поэтому не совсем корректно определять активность только по указанным характеристикам. Очевидно, например, что венчурный  фонд, не инвестирующий в настоящее  время, но активно разрабатывающий  динамичную стратегию деятельности в России, не может быть отнесен  к числу "пассивных".

Фонды ЕБРР

В России в настоящее  время действуют 10 региональных венчурных  фондов, капитал которых образован  за счет средств Европейского банка  реконструкции и развития (ЕБРР), вложившего 308 млн. долл. Расходы на содержание и обеспечение деятельности фондов покрываются из средств технической  поддержки (порядка 200 млн. долл.), безвозмездно выделяемых правительствами стран "Большой семерки".

Фонды были сформированы в 1993-1994 годах в рамках программы  поддержки частных и приватизированных  предприятий преимущественного  среднего бизнеса (до 5 тыс. работающих) в регионах России.

С начала реализации программы по 16.04.99 всеми фондами  было осуществлено инвестирование 46 российских компаний на общую сумму 90,6 млн. долл., что составляет 29,4% от общего капитала фондов.

Особо следует  сказать о Российском технологическом  фонде, капитал которого также сформирован  ЕБРР с участием Международной финансовой корпорацией (МФК) из группы Мирового банка. Указанный фонд с капиталом 10 млн. долл. интересен своей ориентацией  на осуществление венчурных инвестиций в предприятия, разрабатывающие  и внедряющие инновационные технологии для внутреннего рынка. Хотя фонд не определяет региональных предпочтений, его деятельность в настоящее  время ограничена Санкт-Петербургом, там же расположено и представительство  фонда. Фонды, ориентированные на малые  предприятия, более динамичны в  своем развитии. Благоприятная ситуация для фондов малого бизнеса определяется сегодня колоссальной потребностью в инвестициях практически для  всех предприятий, поэтому отсутствует  дефицит в выборе реципиента (например, петербургским фондом долевого участия  в малых предприятиях за время  существования рассмотрено более 1000 заявок на инвестиции).

ЕБРР принимал долевое участие в формировании еще ряда фондов, обычно совместно  с МФК. В тех фондах, где ЕБРР и МФК не являются акционерами, имеющими контрольный пакет, влияние политических факторов не становится определяющим при выборе стратегии деятельности управляющих компаний. Стратегия  определяется менеджерами компаний и отражает их профессиональные предпочтения и оценку ими состояния рынка  и бизнеса в России. Суммарный  капитал этих фондов составляет порядка 530 млн. долл. При этом надо отметить, что только 2 фонда из этой подгруппы  ограничивают свою деятельность Россией, все остальные действуют в  СНГ либо странах Восточной Европы, включая Россию. По имеющимся данным, 4 фонда этой подгруппы осуществили  инвестиции в 82 компании на общую сумму порядка 270 млн. долл., при этом в России - не менее 200 млн. долл. в 69 компаний.

Судя даже по этим неполным цифрам, можно сделать  вывод о высокой активности профессиональных управляющих компаний, обусловленной  в первую очередь хорошими перспективами  для венчурных капиталистов на развивающемся  рынке России. Например, созданный в 1994 году First NIS Regional Fund с капиталом 160 млн. долл. уже в апреле 1998 года выплатил акционерам в виде дивидендов 100 млн. долл., а в 1999 году, несмотря на августовский кризис, - 33,6 млн. долл. Причем в качестве меры противодействия повышению уровня риска, вызванного кризисом, руководством фонда избрано значительное увеличение объема прямых инвестиций в действующие предприятия реального сектора экономики.

Общим для фондов этой подгруппы является ориентация на предприятия среднего бизнеса, что  подтверждается минимальным размером инвестиций от 1 млн. долл.

"Активные" фонды

К этой группе можно  отнести 6 фондов с суммарным капиталом  порядка 1,26 млрд. долл., осуществивших  до настоящего времени прямые инвестиции общим объемом не менее 430 млн. долл. в несколько десятков российских компаний. Состав группы весьма представителен: два фонда - TUSRIF (The United States - Russia Investment Fund) и Defence Enterprise Fund - образованы из средств Правительства и Департамента обороны США соответственно; деятельность Investment Fund for Central and Eastern Europe (Дания) поддерживается государством, состав совета директоров фонда утверждается Министром иностранных дел Дании; акционерный капитал Agribusiness Partners International гарантирован правительственным агентством США по сельскому хозяйству и Заокеанской корпорацией частных инвестиций (OPIC). Другими словами, эти фонды при осуществлении деятельности в значительной степени руководствуются правительственными стратегиями своих стран (США и Дании). Если американские фонды действуют в рамках межправительственных соглашений, основной задачей которых является поддержка рыночных реформ в России, то руководство датского фонда не скрывает протекционистской направленности своей деятельности: "наиболее значительным эффектом [деятельности фонда] является рост экспорта в страны Центральной и Восточной Европы в 90-е годы. Многие датские предприятия включили инвестиции в стратегию проникновения на рынки, защищенные тарифными барьерами." (из годового отчета за 1998 год).

Капиталы фондов AIG-Brunswick и Russia Partners сформированы финансовыми учреждениями, инвестиционными организациями, пенсионными фондами, частными лицами и компаниями США. Несомненно, эти фонды более свободны от необходимости учитывать в своей деятельности политические соображения. Солидность фондов и надежность вложения в них капиталов обеспечивается гарантиями OPIC, защищающими акционеров от возможной потери капиталов. Однако наличие этих гарантий налагает определенные ограничения на осуществляемые фондами операции. Наряду с общепризнанными ограничениями, связанными с недопущением вреда окружающей среде, здоровью, благосостоянию и правам человека, существует запрещение инвестиций в проекты, наносящие ущерб торговле, коммерческим связям и занятости населения США (например, экспорт российских технологий подпадает под ограничения OPIC). Более того, перед одобрением инвестиционного проекта OPIC оценивает его согласуемость с экономическими и внешнеполитическими интересами США. Таким образом, деятельность фондов этой группы учитывает национальные интересы сформировавших их капиталов, что, впрочем, нисколько не умаляет ее значения для поддержки экономики России и продвижения на российский рынок технологий венчурного бизнеса.

Из этой группы только TUSRIF ограничивает Россией зону своей деятельности. Для остальных  фондов регионом интересов является СНГ (конечно, в значительной степени  инвестиции концентрируются в России), страны Балтии, Центральной и Восточной  Европы.

Отраслевые предпочтения фондов этой группы во многом совпадают  с фондами ЕБРР: сельское хозяйство  и пищевая промышленность, потребительские  товары и услуги, телекоммуникации, строительство, фармацевтика и т.д. Отдельно в этой группе стоит Defence Enterprise Fund (Фонд оборонных предприятий), основная задача которого - оказание помощи новым независимым государствам (NIS) - России, Украине, Казахстану и Белоруссии - в проведении приватизации оборонных предприятий и конверсии военных технологий и производственных мощностей. Фактически фонд осуществляет со-инвестирование совместных конверсионных проектов российских оборонных предприятий с обязательным участием зарубежных партнеров соответствующего профиля. Предприятия Москвы и московского региона составляют 75% от числа российских портфельных компаний фонда, инвестиции в них составили 83% от общего объема инвестиций в Россию. Этот факт является подтверждением, во-первых, высокого научно-технического потенциала региона и, во-вторых, влияния местоположения представительства венчурного фонда на выбор предприятий-реципиентов.

 В целом  активность этой группы фондов  в части прямых инвестиций  значительно выше, чем фондов  ЕБРР. По имеющимся данным (нет  данных по AIG-Brunswick) объем размещенных в России средств уже значительно превышает 50% от общего объема предполагаемых инвестиций в российскую экономику. При этом фонд Russia Partners полностью инвестировал свои средства. Фонды этой группы осуществляют инвестиции в средние и крупные предприятия, минимальный размер инвестиций составляет 3 - 5 млн. долл.

"Пассивные"  фонды

К этой группе (как  уже говорилось, весьма условно) можно  отнести 16 фондов, суммарный капитал  которых составляет не менее 2,2 млрд. долл. Несмотря на декларированный  интерес к деятельности в России, отсутствуют достоверные сведения о масштабных инвестициях, осуществляемых этими фондами в российскую экономику.

Состав этой группы фондов весьма разнообразен как  по размерам капитала, так и по страновой принадлежности. Здесь присутствуют американские гиганты типа Morgan Stanley Dean Witter, NCH Advisors c капиталами 300 - 700 млн. долл. и небольшой британский фонд Red Tiger с 15 млн. долл. капитала, финский FINNFUND и греческий Commercial Capital. Региональные интересы этих фондов редко ограничиваются только Россией, обычно это СНГ либо еще шире - европейские страны, в т.ч. СНГ. При этом известно, что большинство этих фондов активно действуют в странах Восточной и Центральной Европы, Черноморского бассейна. Отраслевые предпочтения характерны для фондов, действующих на развивающихся рынках: телекоммуникации, потребительские товары и услуги, фармацевтика и медицина, продовольственные товары, природные ресурсы. Ряд фондов проявляет интерес к российским технологиям: Morgan Stanley Global Emerging Markets, Cruises Capital Management Fund, Commercial Capital, NIS Transformation Fund.

Отличительной особенностью этих фондов является полная независимость в принятии решений  по инвестициям - в основном их капиталы сформированы негосударственными корпоративными и частными инвесторами. Основное условие - удовлетворение интересов акционеров, в первую очередь обеспечение  высокой доходности на вложенный  капитал. Поэтому совершенно очевидны причины неопределенности их позиции  по вопросу деятельности в России: высокие риски, связанные с нестабильностью  политической и экономической ситуации в стране; неразвитость рынка ценных бумаг; таможенные тарифы и ограничения и т.д. Однако несомненно одно - фонды этой группы даже в послекризисный период сохраняют серьезную заинтересованность в расширении своего присутствия на перспективном российском рынке, разрабатывают оптимальные стратегии своей инвестиционной деятельности. Свидетельством тому является проведение регулярных совещаний представителей инвестиционных и венчурных фондов по оценке ситуации в странах Восточной Европы и СНГ, в том числе России, и принятию согласованных решений по дальнейшей деятельности. В частности, последнее подобное совещание проходило в Польше в сентябре нынешнего года. Несмотря на то, что в настоящее время менеджеры фондов придерживаются стратегии "stand-by", не вызывает сомнений, что при стабилизации ситуации в стране значительные объемы "придерживаемых" в настоящее время зарубежных венчурных инвестиций могут быть в короткие сроки привлечены в ключевые секторы российской экономики.

Недостаточность информации не позволяет дать исчерпывающую  и полностью объективную характеристику деятельности фондов этой группы в  России; вероятно, не все участники  этого бизнеса попали в поле нашего зрения. Работа в этом направлении  продолжается, и по мере накопления информации и ее анализа достоверность и точность оценок будет постоянно повышаться.

2.2.2 Российские венчурные  фонды

Взяв курс на инновационную экономику, Правительство  РФ обратило свое внимание на венчурные  фонды как на подпитку для инновационных  фирм и задумалось о создании целой их системы в регионах

В марте 2000 г. в  РФ был организован «Венчурный инновационный  фонд» (ВИФ), созданный в соответствии с Распоряжением Правительства  РФ №362-р от 10.03.00 г. с целью формирования организационной структуры системы  венчурного инвестирования. Этот фонд стал первым российским фондом-фондов, который призван участвовать в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес

Информация о работе Венчурные фонды в России