Венчурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 00:16, реферат

Описание работы

Венчурная деятельность – система организации экон. отношений хозяйствующих субъектов по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для инвестирования новых быстрорастущих фирм, занимающихся иннов-ионной деятельностью.
Хар-ной особенностью венчурной деятельности является то, что она обусловлена высоким риском не возврата вложенных денежных средств, что хар-изует данную деятельность как рисковую.

Файлы: 1 файл

Венчурная деятельность.docx

— 28.54 Кб (Скачать файл)

              Венчурная деятельность

1 Венчурная деятельность – система организации экон. отношений хозяйствующих субъектов по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств для инвестирования новых быстрорастущих фирм, занимающихся иннов-ионной деятельностью.  
Хар-ной особенностью венчурной деятельности является то, что она обусловлена высоким риском не возврата вложенных денежных средств, что хар-изует данную деятельность как рисковую. 
Цель венчурной деятельности – получение прибыли от долевого участия венчурного инвестора в уставном капитале венчурной фирмы.  
К субъектам венчурного бизнеса относятся:

– субъекты самой  венчурной деятельности (основные субъекты финансов венчурной деятельности);

– субъекты, не участвующие  в венчурной деятельности, но являющиеся субъектами финансовых отношений венчурной деятельности (неосновные субъекты финансов венчурной деятельности).

Основные субъекты венчурного бизнеса:

– венчурные фирмы,

– индивидуальные инвесторы,

– финансовые посредники.

Венчурные фирмы (венчуры) — рисковые фирмы, продуктами деятельности которых являются связанные с риском инновации в научно-технологической сфе-ре — новые виды наукоемкой высокотехнологичной продукции или услуг; обычно венчуры служат начальной ступенью развития продукта, занимаясь отбором и разработкой научной или технологической идеи, ее апробацией, созданием образцов и моделей для последующей их передачи на стадию промышленного производства. 
       Венчурные фирмы подразделяются на два типа:

– учрежденные инициаторами венчурного проекта (учеными, конструкторами, изобретателями);  
– учрежденные крупной промышленной компанией.

Индивидуальные инвесторы — юридические или физические лица, вклады-вающие финансовые средства в венчурные проекты.

В качестве индивидуальных венчурных инвесторов могут выступать:

– институциональные  инвесторы: банки, финансовые и страховые компании, специальные траст-фонды, пенсионные фонды;

– неинституциональные инвесторы — университеты, исследовательские институты, предприятия и др.;

– государство (в  лице указанных государственных  институциональных и не-институциональных инвесторов, а также в лице правительственных внебюджет-ных фондов, местных органов власти);

– частные лица. 
Финансовые посредники — инвестиционные организации, аккумулирующие финансовые средства индивидуальных инвесторов и использующие их для венчурного финансирования. Основные организационные формы финансового посредничества: фирма венчурного капитала и фонд венчурного капитала (венчурный фонд).

 
В развитых странах венчурная  деятельность позволяет активизировать развитие инновационного предпринимательства. Механизм венчурной деятельности снижает высокий риск инвестирования в разработку и создание продукции на базе высоких технологий за счет использования специальных принципов, технологий и методов управления инвестициями и риском. Формирование организационно-экон. механизма венчурной деятельности в РБ в настоящий момент является необходимым условием активизации инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции. Пока в Беларуси В.Д. не развита (0 случаев). 
Выявлен ряд существенных проблем, препятствующих развитию венчурной деятельности в Беларуси. Основные из них:  
- низкая ликвидность венчурных инвестиций, в значительной мере обусловленная недостаточной развитостью фондового рынка;  
- неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей появление в научно-технической сфере РБ новых и развитие существующих малых и средних быстрорастущих технологических иннов-ионных предприятий;  
- недостаточное развитие малых иннов-ионных и технологически ориентированных фирм;  
- отсутствие экон. стимулов для привлечения прямых инвестиций в предпр.-я высокотехнологичного сектора.  
Кроме того, сдерживающими развитие венчурной индустрии факторами являются:  
- отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей венчурную деятельность;  
- недостаточная информационная поддержка венчурной индустрии в республике;  
- не высокий уровень квалификации управляющих венчурными фондами и низкий уровень инвестиционной культуры предпринимателей. 
Для решения выше перечисленных проблем существуют следующие пути их решения:  
- формирование благоприятной экон.-ой среды для привлечения венчурных инвестиций в иннов-ионный сектор экономики;  
- развитие в научно-технологической сфере сегмента иннов-ионной инфраструктуры, обеспечивающей создание малых технологических предприятий и условий для их динамичного развития;  
- повышение престижа предпринимательской деятельности; 
- обеспечение ликвидности венчурных инвестиций;  
- создание нормативно-правовой базы, регламентирующей формирование организационно-экон. механизма венчурной деятельности. 
Актуальность развития венчурной деятельности в Беларуси стала очевидной, т.к. именно она позволяет создать дополнительное недостающее звено, связывающее науку с другими сегментами национальной экономики

2. Важной задачей, стоящей в настоящее время перед нашей страной, является активная модернизация экономики, переход на истинно инновационный путь развития. Как известно, одним из наиболее перспективных механизмов инновационного развития выступает венчурное финансирование. Под венчурным финансированием понимают прямые инвестиции частных инвесторов, направленные на финансирование инновационного проекта компании на ранней стадии его развития. Для венчурного финансирования характерна высокая степень риска, поскольку оно предполагает вложение капитала в разработку, производство и продажу на рынке нового или существенно модифицированного продукта.

В нашей стране венчурное финансирование, а точнее деятельность венчурных организаций, регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 03.01.2007 г. № 1 «Об утверждении Положения о порядке создания субъектов инновационной инфраструктуры и внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 30.09.2002 г. № 495» в редакции от 17.05.2010 г. [1, с. 65], в соответствии с которым венчурные организации отнесены к числу упомянутых субъектов. В зарубежной практике посредниками между венчурными инвесторами и получающими финансовые средства субъектами хозяйствования выступают венчурные фонды. Венчурный фонд представляет собой пул денежных средств венчурных инвесторов или партнерство венчурных инвесторов. Венчурные фонды за рубежом являются либо юридическими лицами, либо объединениями венчурных инвесторов без образования юридического лица. Венчурное финансирование обладает следующими признаками: высокий уровень риска, вложения в акционерный капитал, предоставление инвестиций без залога, многостадийность венчурного процесса, достаточно продолжительныесроки вложений, длительный период ожидания ликвидности, значительный потенциал, ориентация на рост капитализации, отсутствие стремления к полному контролю над бизнесом, наличие рычагов влияния на стратегию компании, установление партнерских отношений между организациями-донорами и венчурными инвесторами, определение способа выхода для последних [1, с. 66]. Для того чтобы венчурное финансирование было оправдано, оценка возможной рентабельности нового бизнеса должна быть не менее 40% Иначе говоря, венчурные проекты – это амбициозные бизнесы с высоким риском и большой перспективой роста.

На Западе венчурные  фонды создаются 3 – 4 структурами: в них входят страховые компании, банки, пенсионные фонды, государственные структуры. В Беларуси работа будет вестись по несколько иной, отличной от классической, схеме. На начальном этапе систему венчурного финансирования в Беларуси будет представлять Белорусский инновационный фонд (БИФ). Указом Президента Республики Беларусь от 17.05.2010 г. № 252 определен порядок финансирования фондом венчурных проектов

Основной источник средств фонда – отраслевые инновационные фонды республиканского бюджета. Практически каждое министерство или орган местного управления создают их для поддержки инноваций в своей сфере и регионе. Около 3% этих средств зачисляется в республиканский бюджет для использования через Белорусский инновационный фонд. Уставом фонда предусмотрены и другие источники средств: добровольные отчисления министерств, объединений и отдельных граждан, а также доходы от уставной деятельности фонда, банковские проценты за использование временно свободных средствСредства Белорусского инновационного фонда, в отличие от банковского кредита, имеют определенные преимущества. Во-первых, это длительный период финансирования – до 5 лет. Во-вторых, это относительно невысокая процентная ставка. Пользователь платит проценты в размере 0,5 ставки рефинансирования Национального банка в год [3, с. 23]. Также, в отличие от банков, не требуется залога или страхования; может быть предоставлена отсрочка на 2 года по выплате процентов. При этом на получателей средств Белорусского инновационного фонда возлагаются определенные обязанности. Прежде всего, это возврат средств и их целевое использование. ССледует отметить, что на Западе венчурное финансирование в случае неудачи проекта не предполагает возврата вложенных в него средств – все риски инвестору приходится брать на себя. Однако в белорусских условиях принято решение, что если венчурный проект не состоится, то предприятие должно будет вернуть бюджетные средства в инновационный фонд. Кроме того, БИФ будет финансировать венчурные проекты лишь частично: предприятиям придется вкладывать 50% собственных средств либо искать других инвесторов.

3.Подготовка и отбор инновационных проектов для венчурного финансирования. Основное содержание процесса подготовки инновационного проекта венчурной фирмой заключается в составлении бизнес-плана, целью которого является, прежде всего, привлечение финансовых средств, необходимых для реализации проекта. На основе бизнес-плана строятся отношения между венчурным предпринимателем и инвесторами. Как правило, бизнес-план разрабатывается на период3–5 лет. К важнейшим вопросам, рассматриваемым в бизнес-плане венчурной фирмы, относятся:– инвестиционная эффективность проекта;– риски фирмы и способы их минимизации;– обоснование объемов и форм запрашиваемых инвестиций для начала и последующего развития фирмы;– период временно убыточной деятельности фирмы, ожидаемые объемы и возможности извлечь из фирмы прибыль .Для обоснования эффективности проекта производится оценка инновационного бизнеса, а именно: рассчитывается прогнозная текущая рыночная стоимость проекта, после чего на основе оцененной стоимости проекта определяется ряд дополнительных показателей эффективности будущего венчура. Обычно эффективность проекта определяется отношением экономического эффекта к вызвавшим его затратам. Кроме того, эффективность проекта можно определять сроком окупаемости затрат. При анализе и планировании рисков определяются виды рисков, порождающих вероятность недостижения запланированных результатов, время и место наступления нежелательных последствий и источники возникновения рисков, а затем разрабатываются мероприятия по их минимизации, для чего определяются параметры уровня рисков, такие как: вероятность коммерческой неудачи инновационного проекта; величина средств, подверженных риску, либо величина вероятных потерь (масштаб риска); время подверженности этих средств риску. К главным факторам, на которых сосредотачиваются мероприятия по снижению уровня инновационных рисков, относятся объем и надежность информации об источниках риска и степень контроля над ними. Результаты анализа и планирования рисков дают возможность инвестору сделать заключение о приемлемом уровне рисков, а также о том, как можно снизить и/или застраховать выявленные риски. Далее инвестор, анализируя бизнес-план, определяет, сколько средств, когда и в какой форме (деньги, оборудование, ноу-хау и т. п.) требуется выделить для начала и последующего развития венчура, после чего определяет условия безубыточности фирмы с целью максимизации прибыли. Работу по отбору проектов для финансирования осуществляет сам инвестор либо финансовый посредник. Процесс отбора инновационных проектов включает следующие основные стадии: предварительная оценка (на основе анализа бизнес-плана); достижение предварительной договоренности об условиях финансирования; принятие решения о финансировании (подписание сделки).Окончательное решение о принятии инновационного проекта к финансированию принимается на основании результатов анализа следующих критериев: уровня квалификации и практического опыта управляющей команды, уникальности проекта, прогноза экономического потенциала новшества на достаточно длительную перспективу, прогноза доходов и темпов роста венчурной фирмы; прибыльности проекта для инвесторов, условий участия инвесторов в реализации проекта.

5В Беларуси развитие законодательства о венчурном финансировании началось три года назад, когда в январе 2007 г. был принят Указ Президента Республики Беларусь № 1 о возможности создания венчурных организаций. Однако как показала практика, запустить венчурные механизмы не удается сразу и без ошибок. Поэтому после длительных изменений в мае 2010 г. был подписан еще один Указ Президента Республики Беларусь № 252, где Белорусский инновационный фонд (Белинфонд), который финансирует инновационные проекты на возвратной основе, наделен функциями государственного венчурного фонда. С осени 2010 г. заявлено о начале анализа и отбора первых венчурных проектов. В основу построения венчурной индустрии в Беларуси положенопыт соседних стран, таких как Российская Федерация, Республики Татарстан, а также Республика Казахстан. Однако специфика белорусской модели венчурного финансирования через Белинфонд – это финансирование исключительно высокотехнологических и инновационных проектов, в отличие от соседей. Что касается иностранных венчурных инвесторов, то для деятельности на территории Беларуси иностранные венчурные структуры должны проходить аккредитацию в Государственном комитете по науке и технологиям. С другой стороны, власти намерены всячески способствовать приходу такого рода структур в страну.

Научные исследования экономического потенциала развития венчурной индустрии в Беларуси показали, что существует ряд проблем в данной области: зарегулированность, тяжелое налоговое бремя для вновь созданных предприятий, ограничения в инвестировании рисковых проектов для субъектов рынка и потенциальных инвесторов, неотлаженная судебная система, проблемы с защитой прав на интеллектуальную собственность, неразвитая инфраструктура (бизнес-инкубаторы, инновационные центры, инвестиционные, пенсионные и страховые фонды).

И все же в Беларусь уже обратился  ряд иностранных инвесторов с  предложениями профинансировать венчурные проекты. Среди них два инвестиционных фонда из Силиконовой долины, инвесторы из Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, России. В августе 2010 г. прошли переговоры с Эксимбанком Китая о возможностяхвенчурного финансирования.

Для иностранных венчурных инвесторов привлекательными являются следующие  факторы в экономике Беларуси.

1. Наличие законодательства, позволяющего регистрировать венчурные организации и фонды.

2. Льготы по налогу на прибыль при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что в перспективе повышает вероятность введения данной нормы для всех субъектов венчурной индустрии. Кроме того, сегодня действует ряд льгот в целом для иностранных инвесторов.

3. Стабильность экономики и отсутствие коррупции (в особенности по сравнению с нашими ближайшими соседями, Россией и Украиной).

Информация о работе Венчурная деятельность