Управление инновационными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:37, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент - это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций…….2
2. Управление инновационными проектами…………………………………5
2.1 Концепция и принципы проектного управления………………………..5
2.2 Понятие и сущность инновационного проекта…………………………..7
2.3 Организационные структуры управления проектами……………….......9
2.4 Финансирование инновационных проектов…………………………….14
2.5 Экспертиза инновационного проекта…………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…19
Список использованной литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

       Как процесс осуществления инноваций инновационный проект - это совокупность выполняемых в определенной последовательности научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в результате которых создается инновационный продукт.

       Третий содержательный элемент инновационного проекта -это комплект технической, организационно-плановой и расчетно-финансовой документации, необходимой для реализации Целей проекта.

       Инновационный проект, будучи особой (проектной) формой инновации, обладает всеми ее основными свойствами. Классификация по видам и жизненный цикл определяют основные особенности инновационного проекта как категории качественной и категории временной.

       Классификация инновационных проектов. Многообразие возможных целей и задач научно-технического и социально-экономического развития предопределяет широкое разнообразие инновационных проектов:

* по уровню решения - федеральные, президентские, региональные, отраслевые, отдельного предприятия;

* по характеру целей проекта - конечные по достигаемым результатам и промежуточные, связанные с достижением промежуточных результатов при решении сложных проблем;

* по виду потребности - ориентированные на существующие потребности или на создание новых потребностей;

* по типу инновации -- создание нового продукта, нового метода, нового рынка, нового источника сырья, новой структуры управления;

* по периоду реализации - долгосрочные (более 5 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), краткосрочные (менее 3 лет).

       Жизненный цикл инновационного проекта. Инновационный проект, рассматриваемый как процесс, совершающийся во времени, включает следующие стадии:

* формирование инновационной идеи - зарождение инновационной идеи, формулирование конечной цели, количественная оценка проекта по объемам, срокам и размерам прибыли, определение путей достижения целей, определение величины, источников и форм инвестирования;

* разработка проекта - поиск решений по достижению конечных целей проекта, сравнительный анализ различных вариантов достижения целей проекта и выбор наиболее жизнеспособного для реализации, разработка плана реализации проекта, формирование команды проекта с оформлением при необходимости контрактной документации;

* реализация проекта - выполнение работ по реализации поставленных целей проекта, контроль выполнения календарных планов и расходования ресурсов, корректировка возникших отклонений, оперативное регулирование хода реализации проекта;

* завершение проекта - сдача результатов проекта заказчику и закрытие договоров.

       Участники инновационного проекта. В зависимости от вида, сложности и стоимости инновационного проекта в его реализации могут принимать участие как одна, так и несколько организаций. Каждый из участников проекта принимает на себя обязательства по выполнению конкретных функций и несет определенную ответственность за судьбу проекта.

       Крупные инновационные проекты характеризуются расширенным составом участников: заказчик, проектировщик, руководитель проекта, команда проекта, инвестор, поставщик.

       Формирование команды проекта. Для обеспечения эффективного управления проектом американские исследователи выделяют ряд важных моментов, которые должны быть реализованы еще в ходе подготовки проекта:

* понимание на всех  уровнях руководства организационной  сути проектного управления;

* заинтересованность и  поддержка проекта высшим руководством  организации;

* способность подразделений  и служб организации адаптироваться  к работе в условиях проектного  управления;

* соответствие руководителя  проекта критериям отбора: четкая  ориентация на получение конкретных  результатов к определенному  сроку, полное понимание корпоративных  целей, стремление внести личный  вклад в их достижение, навыки  работы с людьми;

* наличие у руководителя  качеств полного лидера: авторитетность, ответственность, умение налаживать  и поддерживать деловые контакты.

2.3 Организационные структуры управления проектами.

        Для выполнения специфических функций управления реализацией инновационных проектов могут применяться различные организационные формы управления. Наибольшее распространение получили три из них: линейно-функциональная, матричная и проектная.

       В основе первой формы лежит структурная специализация тематических и функциональных подразделений предприятия и принцип децентрализации управления при выполнении работ в рамках каждого инновационного проекта. На малых предприятиях (фирмах) линейно-функциональная структура управления заменяется линейной.

       Сущность второй формы заключается во взаимодействии подразделений предприятия в соответствии с матричной сеткой, в которой горизонтальные линии соответствуют выполняемым проектам, а вертикальные - видам работ, выполняемым структурными подразделениями.     Выделенные точки пересечения горизонтальных и вертикальных линий матрицы определяют участие подразделений в конкретных тематических работах. Тематические руководители (руководители проектов) наделяются специальными полномочиями в деле координации и регулировании всех горизонтальных связей, относящихся к теме (проекту).

       Третья форма управления, получившая название проектной, специально разработана для методологии проектного управления, она предусматривает создание единого временного коллектива специалистов - команды проекта и усиление централизации в управлении реализацией проекта.

       Рассмотрим более подробно особенности каждой из форм управления инновационными проектами.

       Линейно-функциональная форма управления. Характеризуется многофункциональностью внутренней структуры, совпадающей с организационной структурой предприятия. Основу последней составляют тематические и функциональные подразделения, которые специализируются на отдельных видах работ или функциях деятельности и объединяются в единую иерархическую структуру на основе принципа единоначалия.

       Структурная специализация подразделений характеризуется четким распределением прав и обязанностей, что в принципе способствует обеспечению высокой производительности труда, эффективности работы, типизирует и упрощает организационную структуру и процесс управления на предприятии.

       Достоинства линейно-функциональной формы управления:

* крайне интенсивное использование  людских и материальных ресурсов, обусловленное высокой степенью  специализации сотрудников и  оборудования;

* возможность концентрации  знаний и опыта в относительно  узкой области науки и техники;

* возможность широкого  использования при реализации  инновационных проектов унифицированных  и стандартизированных решений  и конструкций;

* удобство обслуживания  научно-технической, патентной и  прочей информацией;

* лучшая адаптация молодых  специалистов и большие возможности  для профессионального роста  отдельных специалистов в составе  постоянного творческого коллектива.

       Недостатки линейно-функциональной формы управления:

сложность планирования, контроля и оперативного регулирования хода выполнения исследовательских и  проектных работ ввиду большого количества специализированных подразделений, каждое из которых имеет свои собственные, локальные цели;

* большой объем необходимой  технической и плановой документации (частных технических заданий,  сметных калькуляций, заявок, планов  и т. п.);

необходимость большого количества согласований на горизонтальных уровнях;

* низкая восприимчивость  и мотивация к нововведениям,  прежде всего радикального свойства;

неопределенный характер ответственности за взаимоотношения  и координацию деятельности различных  подразделений из-за частичного дублирования функций и соответствующего параллелизма;

* распределение объема  работ между подразделениями,  обусловливающее замедление и  усложнение процесса принятия  решений и увеличивающее вероятность  запоздалого реагирования на  изменение обстановки в организации;

* соперничество между  руководителями на линейных уровнях  управления, обусловливающее возможность  задержек или потерь важной  информации; обострение проблемы  эффективного управления реализацией  отдельных проектов, задач или  программ с увеличением размеров  организации и организационной  сложности.

       Сотрудники специализированных подразделений вынуждены решать крайне узкие проблемы, они могут оказаться несостоятельными при решении вопросов, выходящих за традиционные рамки их специализации. Таким образом, при решении комплексных и сложных научно-технических проблем с участием большого количества чисто функциональных подразделений перечисленные недостатки сводят на нет все преимущества структуры, и она становится маложизнеспособной.

       Матричная форма управления. Применяется, как правило, для проектов с продолжительностью цикла до двух лет. Суть матричной формы заключается в подборе в проектную команду специалистов из тематических и функциональных подразделений предприятия на временной контрактной основе.

1) проектно-матричная форма, характеризующаяся тем, что сотрудники подразделений предприятия передаются при выполнении проекта в прямое подчинение руководителю инновационного проекта на все время его реализации. Руководитель проекта, наделенный всеми правами распорядительства, определяет непосредственные задания всем исполнителям, контролирует и координирует их деятельность, т. е. единолично осуществляет общее руководство работами по проекту. Руководитель подразделения следит лишь за тем, чтобы общее количество работников данной специальности соответствовало потребностям предприятия, распределяет специалистов по проектам, оказывает своим работникам необходимую методическую помощь и осуществляет общее руководство административного характера.

 

       Существуют две разновидности матричной формы управления:

Применение  проектно-матричной структуры эффективно в случаях, когда организация  выполняет ограниченное количество сложных, существенно отличающихся друг от друга проектов, требующих  высокого качества работ, для выполнения которых целесообразно использовать отдельных, не участвующих в других проектах специалистов;

2) функционально-матричная форма, характеризующаяся тем, что специалисты, привлеченные к работам по проекту, не подчиняются полностью руководителю проекта, а действуют в рамках двойного подчинения. На руководителя проекта возлагается общее квалифицированное руководство. Он определяет, что и когда должно быть выполнено, а руководители подразделений - кто конкретно этим будет заниматься. Руководители подразделений отвечают за квалификацию специалистов, их профессиональный рост, оплату труда, повышение квалификации и т. п. Такой вариант разделения полномочий позволяет возложить на руководителя проекта ответственность за основные, промежуточные и конечные результаты проектирования, сохраняя при этом сложившуюся на предприятии систему разделения и кооперации труда.

       Достоинства матричной формы управления:

* гибкость в  формировании и реорганизации  команды при осуществлении необходимых  изменений в процессе деятельности;

* отсутствие  дублирования функций вновь созданной  команды и постоянно действующих  подразделений фирмы;

* наличие у  членов команды «уверенности  в завтрашнем дне», которые после  завершения работы в команде  проекта возвращаются в свои  функциональные подразделения.

       Недостатки матричной формы управления:

* руководитель  проекта не обладает непосредственной  административной властью над  членами своей команды, сохраняющих  свою административную принадлежность  к функциональным подразделениям, т. е. нарушается принцип единоначалия;

* короткие сроки  реализации проекта затрудняют  формирование «командного духа»;

* двойственность  положения участников и временный  характер их работы способствуют  возникновению конфликтных ситуаций  по вопросам распределения специалистов  и ресурсов внутри предприятия.

       Проектная форма управления. Представляет собой качественно новую схему взаимодействия между подразделениями и исполнителями проекта и используется для управления крупномасштабными проектами в течение длительного срока (более 2 лет).

       В этой организационной форме в большей степени реализуются требования системного подхода к управлению, в соответствии с которым вся совокупность работ, обеспечивающих решение определенной проблемы или достижение конечной цели, рассматривается не с позиций установившейся на предприятии иерархии подчинения, а в плане достижения именно этой цели или решения указанной проблемы.

       В проектной структуре для решения задач проекта создается специальная рабочая группа (команда проекта) из специалистов различных служб, административно подчиненных руководителю проекта. Команда проекта укомплектовывается кадрами и обеспечивается ресурсами в объеме, необходимом для выполнения всех основных работ по проекту. С точки зрения кадрового состава команда крупного проекта может представлять собой уменьшенную копию оргструктуры предприятия. После завершения работ по проекту команда подлежит расформированию. Соответствующий персонал и ресурсы, ранее привлеченные к проекту, возвращаются в свои специализированные подразделения.

       Организация работ по проектам в рамках такой формы управления характеризуется высокой оперативностью и быстротой реализации разработок, поскольку команда проекта ответственна, как правило, и за их внедрение в сферу использования.

       Преимущества проектной формы управления достаточно убедительны:

* по сравнению  с другими ранее рассмотренными  структурами управления, в условиях  которых руководители тематических  и функциональных подразделений  вынуждены участвовать в нескольких  проектах одновременно, в проектной  структуре все усилия руководителя  проекта и команды исполнителей  концентрируются на решении одной  единственной задачи;

* реализуется  принцип единоначалия, поскольку  все члены команды полностью  ориентированы на проект и  его руководителя;

* длительность  реализации проекта способствует  формированию определенного его  статуса и имиджа на предприятии,  а следовательно, возможности  приоритетного выделения ресурсов.

       Однако и такая структура имеет ряд существенных недостатков:

* наличие своеобразных  филиалов функциональных отделов  предприятия внутри проектной  команды, что приводит к дублированию  функций, перерасходу ресурсов  и времени. А пересечение функций  и полномочий команды с основными  функциональными отделами является  источником повышенной конфликтности  при распределении полномочий  между проектным и организационным  уровнями предприятия;

*отсутствие  гибкости в развитии и реорганизации  команды, а также усилий по  поддержанию эффективности работы  проектной группы в течение  длительного времени;

* длительные  отрывы специалистов от творческих  коллективов своих подразделений,  что отрицательно сказывается  на их профессиональном росте;

* сложность  формирования команды, обусловленная  тем, что люди прежде не работали  вместе, не имеют общих ценностей  и норм, а от них требуется  эффективность и слаженность  в работе.    Необходимо время, чтобы внутри группы развилось чувство команды, и сформировались общие нормы, стандарты и ценности.

       Создание команды проекта происходит в несколько этапов.

        1. Формирование. Члены команды собираются вместе с чувством настороженности и принужденности. Главные трудности на этом этапе обусловлены:

* личными ощущениями;

* взаимоотношениями  в команде;

* определением  места проектной команды внутри  предприятия.

       2. Период срабатываемости участников. В ходе совместной работы члены команды начинают понимать, что они используют различные подходы и методы реализации проекта. Для этапа срабатываемости команды характерны следующие проблемы:

трудности работы команды (перекладывание полномочий, неслаженность  в действиях на первых порах);

* проявление  характеров (лодыри и неформальные  лидеры, властолюбивые участники);

* обсуждение  проблем (споры по любому поводу);

* ошибки руководства  (слабый контроль, внезапные смены  настроения, ошибки в планировании  и распределении ресурсов);

* сложные взаимоотношения  (конфликты, отсутствие взаимоподдержки  и доверия).

       3. Период нормального функционирования. Является наиболее продолжительным и наиболее продуктивным для проекта, поскольку каждый член прочувствовал свою роль и свое место в коллективе, с которым ему предстоит работать в течение всего жизненного цикла проекта.

       4. Реорганизация. Состоит в количественном и качественном изменении объема и видов работ, привлечении новых специалистов, перераспределении должностных обязанностей, что обусловлено внутренним и внешним окружением проекта. Это является нормальным процессом развития команды.

       5. Расформирование команды. Главное на этом этапе - чтобы члены команды ощущали удовлетворение своей работой и готовы были работать вместе и в дальнейшем. Как правило, менеджер, приступая к новому проекту, приглашает в команду тех людей, с которыми успешно реализовал предыдущий проект.

2.4 Финансирование инновационных  проектов

       В условиях рыночных отношений система финансирования инновационных проектов и инновационной деятельности в целом имеет свою специфику и выступает как составной элемент финансовой политики государства.

       Эта система призвана обеспечивать решение следующих важнейших задач:

1) создание необходимых  предпосылок для быстрого и  эффективного внедрения технических  новинок во всех звеньях народнохозяйственного  комплекса страны, обеспечение ее  структурно-технологической перестройки;

2) сохранение  и развитие стратегического научно-технического  потенциала в приоритетных направлениях  развития;

3) создание необходимых  материальных условий для сохранения  кадрового потенциала науки и  техники, предотвращения его утечки  за рубеж.

В мировой практике в сферах научно-технической и  инновационной деятельности широко используются следующие формы и источники финансирования.

       1. Госбюджетное финансирование - ассигнование за счет федерального и регионального бюджетов.

Выделяя средства из бюджета, государство получает возможность  ускорять инновационные процессы, ориентировать  их в нужном направлении и способствовать общему повышению эффективности  использования ресурсов, формированию инновационного климата.

Госбюджетное  финансирование производится через  специализированные государственные  некоммерческие фонды, такие как  Российский фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере, Федеральный фонд производственных инноваций.

       2. Внебюджетное финансирование:

* средства специальных  внебюджетных фондов финансирования; * собственные средства предприятий;

* средства, мобилизуемые  путем эмиссии ценных бумаг;

* финансовые  ресурсы различных типов коммерческих  структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых  обществ, финансово-промышленных  групп и т. п.);

* кредитные  ресурсы специально уполномоченных  правительством инвестиционных  банков;

* иностранные  инвестиции промышленных и коммерческих  фирм и компаний;

* средства национальных  и зарубежных научных фондов;

* частные накопления  физических лиц.

       3. Финансовый лизинг. Данная форма финансирования находит применение прежде всего при решении задачи быстрого промышленного освоения крупных инновационных проектов, требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, уникальной контрольно-измерительной и вычислительной техники, энергетических установок, транспортных средств и т. п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде или лизинге.

       Фактически финансовый лизинг - это нечто среднее между арендой и кредитом, рассрочкой и прокатом. В современной хозяйственной практике лизингу как особому виду предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, свойствен трехсторонний характер взаимоотношений между тремя организациями:

* лизингодателем (собственником имущества);

* лизингополучателем (пользователем преимущества);

* поставщиком  имущества (продавцом имущества  лизингодателю).

       Механизм лизинга действует следующим образом. По договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских (инновационных) целей. При этом право собственности на указанное имущество на весь срок договора сохраняется за арендодателем и учитывается на его балансе. По истечении срока лизингового договора (периода лиза) и выплаты арендатором полной стоимости имущества и оговоренных процентов оно становится его собственностью либо, если это оговорено условиями договора, возвращается лизингодателю.

       4. Венчурное финансирование. Представляет собой механизм кредитования и финансирования инноваций любого типа, проводимых, в частности, небольшими и вновь создаваемыми малыми инновационными предприятиями.

       Венчурный капитал - рисковый капитал, формируемый с привлечением личных средств инвесторов, средств пенсионных и благотворительных фондов, страховых компаний, свободных средств крупных корпораций.

       По характеру венчурное финансирование является рисковым финансированием, т. е. не дающим каких-либо гарантий на возврат вложенных в инновационные процессы инвестиций.     Расчет делается на творческую «удачу», на реализацию радикальных инноваций, на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли.

2.5 Экспертиза инновационного проекта

       Главная задача экспертизы сводится к анализу перспективности инновационных решений, оформленных в виде проекта, экономической целесообразности и рискованности инвестиций на основе интегральной оценки инноваций и условий, в которых они будут осуществлены. На основании положительного результата экспертизы принимаются необходимые решения по реализации проекта с определением источника, формы и объема финансирования.

       Процесс оценки и отбора инвестиционных предложений на конкурсной основе осуществляется, как правило, по многоступенчатой схеме.

       Этап 1. Предварительная экспертиза инвестиционной заявки. Предназначена для определения соответствия инвестиционного предложения, оформленного в виде заявки, целям, приоритетам и предназначению источника финансирования. Это соответствие выявляется путем сопоставления приоритетов, существенно важных для инвестора, и конечных результатов проекта.

       Варианты приоритетов:

* общественная  и социальная значимость проекта;

* соответствие  проекта целям, задачам и финансовым  возможностям инвестора;

* рыночный потенциал  создаваемого продукта;

* прибыль, уровень  риска и период окупаемости  проекта;

* экологичность  и безопасность проекта, соответствие  законодательству.

       Распространенной причиной отклонения на первом этапе экспертизы заявок на инвестирование является несоответствие инновационного проекта целям, задачам, финансовым нормам и возможностям инвестора.

       Этап 2. Независимая (внешняя) экспертиза бизнес-плана инновационного проекта. Назначение - всесторонняя комплексная оценка инновационного проекта (преимуществ и недостатков) на основе детального анализа представленного бизнес-плана и отбор наиболее перспективных проектов для финансирования из числа успешно прошедших этап предварительной экспертизы.

       Для анализа инновационных проектов используются динамические методы оценки экономической эффективности, основанные на дисконтировании денежных потоков.

       Финансово-экономическая оценка инновационного проекта является основой для принятия окончательного решения о его финансировании и реализации. Следует отметить, что решение о поддержке проекта должно приниматься также с учетом других оценок и критериев, которые в каждом конкретном случае формируются исходя из целей, стоящих перед участниками проекта, условий реализации проекта и связанного с ним рисками, другими факторами, часто не имеющими количественного значения. В связи с этим процедура оценки и отбора инновационных проектов должна включать как формальные методы расчета количественных показателей экономической эффективности, так и неформальные, экспертные методы анализа различных аспектов проекта.

       Заключительный этап экспертизы состоит в определении оптимального сочетания различных форм финансирования и различных источников на разных этапах жизненного цикла проекта. При этом ставятся цели:

1) снизить риск  за счет его распределения  между участниками проекта и  инвесторами;

2) провести оценку  коммерческой эффективности проекта,  выявить степень заинтересованности  потенциальных потребителей и  их готовность инвестициями поддержать  реализацию проекта;

3) оценить возможности  предоставления налоговых льгот,  которые можно было бы использовать  в виде инвестиционного кредита.

 

 

 

 

 

 

 

             

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         Заключение:

       Управление инновационными проектами – это искусство руководства и координации трудовых, материальных и иных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения системы современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ. 
       За все время, в течение которого применяется технология управления проектами, был разработан ряд методик и принципов, призванных помочь руководителям проекта. 
       Для того, чтобы справиться с ограничениями по времени используют методы построения и контроля календарных графиков работ. Для управления финансовыми ограничениями используют методы формирования финансового плана (бюджета) проекта и, по мере, выполнения работ, соблюдение бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля. Для выполнения работ требуется их обеспечение ресурсами, и существуют специальные методы управления человеческими и материальными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   Библиографический список:

   

1. Гунин В.Н., Баранчеев, В.П.,Устинов В.А., Ляпина  С.Ю. Управление инновациями.- М.: Издательство «ИНФРА-М»,1999

2. Уткин Э.А.  Курс менеджмента: учебник для  ВУЗов. - М.: Издательство «Зерцало»,2000

3. Медынский  В.Г. Инновационный менеджмент: учебник  для ВУЗов. - М.: Изд-во «ИНФРА-М»,2002

4. Балабанов  И.Т. Инновационный менеджмент: учебное  пособие. ИД «Питер»,2001

5. Парадигма  управления проектами. Мир управления / под ред. Х.Решко, Х.Шелле.- М.: « Аланс»,1994

6. Ильенкова  С.Д., Гохберт Л.М., Ягудин С.Ю. Инновационный  менеджмент: учебник для ВУЗов.- М.: Банки и биржи , Изд-во «ЮНИТИ»,2002

7. Шапиро В.Д.  Управление проектами: учебник  для ВУЗов.- М.: Изд-во «ИНФРА-М»,1998

8. Инновационный  менеджмент: Учебное пособие / Под  ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой - М.: ИНФРА - М, 2002. - 238 с.

 


Информация о работе Управление инновационными проектами