Управление инновационным процессом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

По некоторым оценкам, в течение ближайших двадцати лет мир должен:
накормить новое население, по численности равное населению всего земного шара в 1940 году, и при этом:
· в меньшей степени использовать химические удобрения и биоциды;
· произвести столько энергии, сколько ее было произведено за всю предшествующую историю человечества, притом, что наращивать производство энергии становиться труднее и нужно одновременно ликвидировать кислотные дожди;
· удовлетворить на 100% возросшие потребности в продуктах питания, сырье и промышленных товарах, притом, что ресурсы иссякают, а безопасно хранить отходы становится труднее;
· генерировать чистый реальный капитал в годовом исчислении, по крайней мере, вдвое больший нынешнего, несмотря на перераспределение капитала правительством в социальных целях;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Инновации - экономическая категория
Раздел 1.1 Нововведения - закон развития человеческого общества
Раздел 1.2 Сущность и содержание инноваций
Раздел 1.3 Функции инноваций
Раздел 1.4 Классификация инноваций
Глава 2. Содержание и структура инновационного процесса
Раздел 2.1 Инновация - начальный этап инновационного процесса
Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций
Раздел 2.3 Экономическая эффективность инноваций
Глава 3. Управление инновационным процессом
Раздел 3.1 Организация инновационного менеджмента
Выводы и предложения
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

иннов1.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

¦ прямая;

¦ личная;

¦ символическая.

Прямая аналогия означает, что рассматриваемый  новый продукт или операция сравнивается с более или менее схожими продуктами или операциями.

Личная аналогия означает, что специалист, решающий данную проблему, моделирует образ нового продукта или операции, пытаясь выяснить, какие личные ощущения или чувства возникают у покупателя этого нового продукта (операции).

Символическая аналогия -- это какая-то обобщенная аналогия. Наиболее простой символической аналогией можно считать обычную экономико-математическую модель.

Экономико-математическая модель есть символическая модель. Эта модель может описать явления с помощью  математических символов и приемов (уравнений, неравенств, таблиц, графиков и т. д.).

Следует иметь в виду, что возможности  синтетики ограничены, так как  она оторвана от изучения объективных  закономерностей развития экономики  и финансов.

Стратегия семикратного поиска

Стратегия семикратного поиска означает, что выбор правильной идеи производится путем ее поиска последовательно  по семи этапам. Отсюда и название стратегии. Стратегия семикратного поиска была разработана рижским инженером  Г. Я. Бушем в 1964 г.

При поиске идеи творческий процесс делится на семь последовательных этапов.

Первый этап -- анализ имеющейся  проблемы. Здесь изучается проблемная ситуация, пересматривается различная  информация, ставится главная цель нововведения в данной области.

Второй этап -- анализ характеристик имеющихся аналогов новых продуктов или операций. Здесь выявляются оптимальные условия хозяйственной ситуации для потребления инновации и определяются ее основные функции и характеристики.

Третий этап -- формулировка общей  идеи, а также задач, которые необходимо заложить в разработку инновации.

Четвертый этап -- выбор  основополагающих идей. На этом этапе  генерируются возможные инновационные  идеи, производится их анализ методом  эвристики, выбираются оптимальные  идеи.

Эвристика (греч. heurisko -- нахожу) представляет собой совокупность логических приемов и методических правил теоретического исследования и отыскания истины. Иными словами, это правила и приемы решения особо сложных задач. Конечно, эвристика менее надежна и менее определенна, чем математические расчеты. Однако она дает возможность получить вполне определенное решение.

Пятый этап -- контроль идей.

Шестой этап -- оценка выбора одной  оптимальной идеи.

Седьмой этап -- превращение выбранной  идеи в инновацию.

Метод теории решения изобретательских задач

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) представляет собой усовершенствованный  алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), разработанный инженером  Г. С. Альтшуллером в конце 1940-х гг.

АРИЗ-85-В состоит из 9 этапов (частей), каждый из которых содержит несколько последовательных шагов, регламентированных конкретными правилами и рекомендациями:

1. Анализ задачи.

2. Анализ модели задачи.

3. Определение идеального конечного  результата или кризисного решения  (ИКР) и физического противоречия (ФП).

4. Мобилизация и применение вещественно-полевых  ресурсов (ВПР).

5. Применение информационного фонда.

6. Изменение и/или замена задачи.

7. Анализ способа устранения  физического противоречия.

8. Применение полученного ответа.

9. Анализ хода решения.

Первый этап -- это выбор задачи, т. е. переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной  и предельно простой схеме (модели) задачи. На этом этапе определяется конечная цель задачи, проверяется  возможность и целесообразность ее решения обходными путями, выявляются требуемые характеристики с поправкой на время, размеры и стоимость, изучается патентная информация.

Второй этап -- это построение модели задачи. На этом этапе осуществляется учет имеющихся ресурсов, которые  можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства, времени, веществ и полей.

Ресурс пространства -- это оперативная  зона, т. е. пространство, в пределах которого возникает конфликт, указанный  в модели задачи.

Ресурс времени -- это оперативное  время, т. е. имеющиеся ресурсы времени: время до конфликта и конфликтное время.

Вещественно-полевые ресурсы (ВПР) -- это вещества и поля, которые  уже имеются или могут быть легко получены по условиям задачи. Вещественно-полевые ресурсы бывают внутрисистемные (инструменты, изделия и т, п.), внешнесистемные (среда, магнитные поля и т. п.), надсистемные (отходы, очень дешевые посторонние элементы, стоимостью которых можно пренебречь).

На этом этапе уточняются условия, выявляются возможности видоизменения  задачи путем варьирования требуемыми характеристиками. Здесь же выбирается такой элемент, который можно легко перестроить и заменить.

Третий этап направлен на формирование образа идеального конечного результата (ИКР) и на выявление физического  противоречия (ФИ), мешающего достижению ИКР.

Идеальный конечный результат дает возможность выйти в поле значимых решений. На этом этапе выявляются причины, препятствующие практическому созданию «идеальной машины», даются стандартные  формулировки физического противоречия.

Четвертый этап заключается в устранении физического противоречия. Этот этап включает планомерные операции по увеличению вещественно-полевых ресурсов.

Во многих случаях четвертый  этап приводит к решению задачи и  тогда можно сразу же перейти  к седьмому этапу. Если же этого не происходит, то надо пройти пятый и шестой этапы.

Пятый этап означает использование  опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. Этот фонд может включать стандарты, описание приемов, результаты опытов, описание разных явлений и  т. п.

Шестой этап означает оценку найденного решения и развитие полученного ответа. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделение противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются путем изменения смысла задачи: снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией и до решения кажущихся самоочевидными. Для правильного понимания задачи сначала надо ее решить, так как изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс корректировки задачи.

Седьмой этап -- это анализ хода решения. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический  ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально («без ничего»). При решении технических задач ТРИЗ используют созданный информационный фонд, включающий стандарты, описание приемов, физических эффектов и явлений. Составляется список из укрупненных приемов преодоления типовых противоречий, а именно: принципы «дробления», «асимметрии», «матрешки», «антивеса», «Наоборот», «обратить вред в пользу», «заранее подложенной подушки» и др.

Восьмой этап означает нахождение универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам.

Девятый этап направлен на повышение  творческого потенциала человека. Он является завершающим этапом, некотором  анализируется ход решений. Анализ производится методом сравнения  реального хода решения данной задачи с теоретическим (по ТРИЗ), сравнения полученного ответа с данными информационного фонда ТРИЗ и т. п. Такой анализ дает возможность наметить пути планомерного нахождения физических эффектов, необходимых для решения задачи.

Раздел 2.3 Экономическая эффективность  инноваций

Основным обобщающим показателем экономической эффективности технико-технологических нововведений является показатель экономического эффекта. В нем находят отражение частные показатели эффективности: производительность труда, фондоотдача, материало- и энергоемкость, показатели технического уровня производства, качество продукции и др.

Показатель экономического эффекта  от реализации нововведений определяется как превышение стоимостной оценки результатов над стоимостной  оценкой совокупных затрат ресурсов за весь период осуществления мероприятий.

При расчетах экономического эффекта  в первую очередь должен соблюдаться  народнохозяйственный подход, т.е. должны учитываться результаты не только по месту применения технико-технологических  нововведений, но и в смежных отраслях с позицией их влияния на конечные показатели развития экономики страны.

Затем рассчитывается внутрихозяйственный (коммерческий) экономический эффект на отдельных стадиях воспроизводственного цикла: научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ (НИОКР), освоения, производства и использования результатов нововведений. Он позволяет оценить эффективность определенных инноваций в отдельных научно-исследовательских организациях, предприятиях-производителях и предприятиях-потребителях.

Экономический эффект (Э) определяется как разница между результатами (продукцией, работой, услугами в стоимостной оценке - Р) и затратами на их достижение (З) за определенный расчетный период:

Э = Р - З.

Под затратами понимается вся совокупность израсходованных для достижения эффекта ресурсов (или отдельных их видов). В масштабе национальной экономики затратами является совокупность капитальных вложений, оборотных фондов и живого труда (заработная плата). Для отрасли, объединения, предприятия затраты выступают в виде себестоимости или производственных фондов.

При расчетах экономического эффекта  необходимо учитывать фактор времени  путем приведения разновременных затрат и результатов к одному (единому) моменту времени, т.е. расчетному году tp.

Коэффициент приведения разновременных затрат и результатов к расчетному году рассчитывается по формуле:

?t = (1 + E) tp-t ,

где t - год, затраты и результаты которого приводятся к расчетному году; E - норматив приведения, равный процентной ставке.

При оценке эффективности организационных  инноваций их подразделяют на две группы:

* нововведения, требующие определенных  дополнительных одновременных затрат (капитальных вложений);

* нововведения, не требующие дополнительных  инвестиций.

Эффективность первой группы организационных  нововведений рассчитывается так же, как и технико-технологических. Оценка эффективности беззатратных нововведений осуществляется на основе исчисления экономии текущих затрат, вызванной осуществлением таких организационных инноваций.

При определении эффективности  нововведений необходимо также учитывать социальные и экологические результаты (безопасность объектов инноваций).

Глава 3. Управление инновационным  процессом

Раздел 3.1. Организация инновационного менеджмента

Научно-технический прогресс определяет все стороны функционирования предприятия. Поэтому одной из главных задач является выработка научно-технической политики, которая смогла бы обеспечить повышение эффективности производства за счет создания и выпуска продукции, отвечающей потребностям рынка.

Инновационный менеджмент - процесс управления инновациями для удовлетворения перспективных потребностей рынка, охватывающий проектную, технологическую, материальную, организационную и кадровую подготовку производства, внедрение нововведений, анализ полученных результатов и внесение корректив в эти виды деятельности. Сущность инновационного менеджмента заключается: в составлении инновационных программ и проведении единой инновационной политики; контроле за разработкой и внедрением новой продукции; финансовом, материальном и интеллектуальном обеспечении инновационных программ; создании специальных подразделений, занимающихся инновационной деятельностью. Главная цель инновационного менеджмента - разработка и производство новых видов продукции, что требует решения целого ряда задач, связанных с организацией взаимодействия различных служб предприятия для сбалансирования всех сторон обновляемого производства, поиск нетрадиционных решений в области технологии, организации, управления и подготовка соответствующих специалистов.

Инновационный менеджмент позволяет предприятию добиваться конкурентного преимущества за счет изменения товара или производственного процесса, а так же новых подходов к маркетингу. При этом происходит смена лидерства, если другие конкуренты не распознали нового способа веления дел либо не желают изменять свои методы. Инновация включает как НИОКР, так и совершенствование организационной структуры и системы управления.

Организация в широком  плане означает совокупность процессов  или действий, ведущих к образованию  и совершенствованию взаимосвязей между частями целого.

Информация о работе Управление инновационным процессом