Теория решения изобретательских задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших мировых проблем в настоящее время является проблема устойчивого развития (sustainable development) человечества . Эта проблема ставится на мировом уровне, а решаться должна на уровне территории, отдельной организации и каждого человека. Возникает вопрос: как, каким образом может решаться данная проблема конкретно отдельным человеком, живущим в Чувашии, работающим или управляющим современным предприятием?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.История ТРИЗ…………………………………………………………………..4
2.Методики решение задач с помощью ТРИЗ………………………………....10
2.1. Алгоритм решения задач при помощи ТРИЗ……………………...10
2.2. Идеальный конечный результат…………………………………….11
Противоречия………………………………………………………13
Дробление………………………………………………………..…14
3. Примеры решения задач с применением ТРИЗ…………………………….18
3.1."Как снимать медленно?"…………………………………………….18
3.2. «Как лечить пчел?»………………………………………………..…20
3.3. Решение задачи с помощью алгоритма Гальетова В. П. «8 шагов»…………………………………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

- пока не  требуется.

Перейдем к  шагу 10 алгоритма ПА.

10. В качестве  помехи выступает: 

- рассмотрим  снижение производительности при применении ручного способа лечения каждой отдельной пчелы. При этом можно рассмотреть прием  «увеличение числа одновременно действующих объектов».

Возможным вариантом  решения может быть следующее:  выкурить дым окуром всех пчел в  большую емкость и там опрыскать лекарством, а затем выпустить на волю. Это – приемлемое решение, но не отвечающее нашей формулировке ИКР («система сама обеспечивает нанесение лекарства на тело пчелы»). Поэтому решение задачи продолжим.

Перейдём к  алгоритму УА.

1. В новь рассмотрим условие задачи.

Её можно  отнести к классу  «Устранение  вредного или усиление полезного  взаимодействия».

2. При такой  классификации вепольная формула  будет следующей: 

- есть вещество  В1 - пчела, и вещество В2 - порция  лекарства, между ними осуществляется неудовлетворительное взаимодействие П.

3. Перейдем к  пункту 5.

5.1. Рассмотрим  подкласс стандартов 1.2.

Его стандарты 1.2.1. и 1.2.2. предлагают ввести посредническое вещество В, внешнее или являющееся видоизменением В1 или В2 или их обоих  для устранения вредного или улучшения имеющегося взаимодействия. Вещество В3 должно переносить лекарство на тело пчелы. Этого можно добиться, если пропитать лекарством пористые, например, поролоновые шарики. Пчелы, поддерживая чистоту, будут их выталкивать из улья, нанося на себя частички лекарства.  Можно также использовать вместо поролоновых шариков тельца пчёл, уже погибших от болезни (нанося на них лекарство и вновь помещая в улей).

5.3. Проверим, что  может предложить таблица часто  используемых приемов. 

В качестве улучшаемого  параметра системы примем производительность, если за исходный вариант и в этот раз принять ручной вариант лечения  каждой пчелы.

Таблица рекомендует  следующие приемы:

- 10 (предварительное  действие) - заранее расставить объекты  так, чтобы они вступили в действие без затрат времени;

- 35 (изменение  физико-химических параметров объекта):

- изменить агрегатное  состояние объекта; 

- изменить концентрацию  или консистенциюобъекта; 

- изменить степень  гибкости;

- изменить температуру. 

- 28 (замена механической схемы);

- 1 (дробление).

Возможные решения:

- в соответствии  с приемом 35 превратить лекарство  в желеобразные комочки, которые  и внести в улей;

- в соответствии  с приемом 1 можно использовать  лекарство в аэрозольном виде (но при этом вновь придётся решать вопрос о защите меда от порчи).

Контрольное решение:

Лекарством  пропитываются легкие шарики, помещаемые в улей.  Пчелы постоянно поддерживают чистоту в улье.  Выталкивая посторонние  предметы из своего жилища, пчелы получают необходимую дозу лекарства.

 

3.3. Решение  задачи с  помощью алгоритма  Гальетова В. П. «8 шагов».

 

 1. Описание ситуации: Известная обувная компания «РИБОК», расширяя производственную сеть в Гонконге и на Тайване, где дешевая рабочая сила и природные ресурсы, столкнулась с неожиданной проблемой: воровством среди рабочих. Прекратить воровство не удавалось ни с помощью дорогостоящих систем контроля, ни с помощью охраны, так как доход от продажи кроссовок был намного выше, чем заработная плата работников. Предприятие начало терпеть убытки.

2. Действующие  лица: Предприятие(руководство предприятия); Работники предприятия.

3. Связи между  действующими лицами.

4. Проблема: Предприятие  терпит убытки.

5. Причина: Воровство  работниками предприятия кроссовок.

6. Цель: Прекратить воровство.

7. Задача: Для  того, чтобы прекратить воровство,  надо лишить работников предприятия  возможности воровать. Для этого  необходимо разделить производство  кроссовок, левую пару производить  на одном заводе, правую на  другом. По отдельности, естественно, кроссовки никому нужны не будут и воровство прекратится. Следовательно предприятие не будет больше терпеть убытки.

8. Данное решение  соответствует критериям:

-этичности;

-экономичности;

-экологичности.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Реалии наших  дней таковы, что только единицы  людей могут находить и принимать  правильные решения при разборе  каких-либо задач, ситуаций. И сегодня  это одна из важнейших проблем  нашего общества, на которую стоит  обратить внимание.

Неумение правильно ориентироваться в различных ситуациях связано с незнанием людей специальных методик, которые разработаны именно для упрощения решения задач.

В данной курсовой работе была рассмотрена Теория решения  изобретательских задач, которая разработана  Г. Альтшуллером для упрощения решения задач.

Были рассмотрены  различные методики, такие как  дробление, ИКР, противоречие и алгоритм «8 шагов».

В процессе выполнения курсовой работы были рассмотрены решения  задач с помощью ТРИЗ.

С каждым годом  ТРИЗ становится все более популярным, появляется все больше учеников и последователей данной теории.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

1. http://practiceducation.com/node/25

2. http://triz.natm.ru/istoria/lerner.htm

3.http://www.trizland.ru/methods/4/

4. http://www.trizland.ru/methods/7/

5. http://www.trizland.ru/methods/5/

6. http://www.trizland.ru/methods/49/


Информация о работе Теория решения изобретательских задач