Теоретические основы внедрения инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

Сущность понятий новация (новшество) и инновация (нововведение). Свойства инноваций. Функции нововведений: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая. Классификация нововведений (инноваций) и характеристика основных видов нововведений в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли).

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Теоретические основы внедрения инноваций

 

1.1Сущность понятий  новация (новшество) и инновация  (нововведение). Свойства инноваций

 

Анализ новых  тенденций, характеризующих мировую  экономику, показывает, что уровень  развития страны и благосостояния населения во – многом определяется способностью ее экономики адаптироваться к изменениям, происходящим под влиянием стремительных темпов научно-технологического развития. Результативность же научно-технического прогресса в значительной степени определяется эффективностью нововведений, то есть эффективностью инноваций в форме внедрения новых продуктов и технологий. Главными факторами устойчивого развития и экономического роста общества являются научно-технические знания. В развитых странах до 80% прироста валового внутреннего продукта достигается за счет инноваций. Тенденция роста наукоемкости общественного производства стала объективной реальностью современного мирового воспроизводственного процесса.

Под новшеством (новацией) понимается новый или обновленный продукт чьей-либо творческой деятельности, предлагаемый потребителям для дальнейшего преобразования и использования. Новшество может представлять собой новый материал, новое изделие, новый метод, новую технологию, новую программу, новую организационную форму, новую услугу. Новация, прежде всего, характеризуется заложенными в ней новыми знаниями и признаком новизны. Поэтому к новшествам можно относить то, что является результатом творческой или интеллектуальной деятельности (продукт труда, содержащий новое решение), и то, что является новым для потребителя (новое для него оборудование, новая для него технология и т.п.). Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений, патентов,так же

товарных знаков, рационализаторских предложений, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Новшества могут быть зафиксированы в головах людей, на бумажных или электронных носителях. Информация о новшествах содержится в научной и технической литературе, а также в нормативных и методических документах (стандартах, рекомендациях, методиках, инструкциях и т. п.), отчетах о маркетинговых исследованиях и т. д.  

Новшества могут разрабатываться  по любой проблеме на любой стадии жизненного цикла товара. В частности, в рамках стратегического маркетинга, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и т.д. Новшества могут быть покупными или собственной разработки, предназначенными для накопления, продажи или внедрения в производственный процесс выпускаемой фирмой продукций (выполняемой услуги), то есть превращения в форму инновации.

Инновация является синонимом нововведения. Инновацией является новшество, которое  стало предметом процесса освоения, внедрения. Новшество становится нововведением  с момента принятия его потребителем для дальнейшего преобразования или использования. Новшество к тому же обладает признаком новизны для потребителя. Лишь при соблюдении двух условий новацию или новшество следует считать инновацией или нововведением:

- новшество должно быть принято данным потребителем;

- новшество должно обладать  признаком новизны для данного потребителя.

В повседневной практике отождествляют  понятие новшество, новация, нововведение, инновация. Любые изобретения, новые  явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).

Период времени между появлением новшества и воплощением его  в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Общеизвестно, что переход от одного качества к другому требует затрат ресурсов (энергии, времени, финансов и  т.п.). Процесс перевода новшества (новации) в нововведение (инновации) также  требует затрат различных ресурсов, основными из которых являются инвестиции и время. В условиях рынка как система экономических отношений купли - продажи товаров, в рамках которой формируются спрос, предложение и цена, основными компонентами инновационной деятельности выступают новшества, инвестиции и нововведения.

Новшества формируют инвестиции - рынок капитала (инвестиций), нововведения (инновации) - рынок новшеств (новаций), к чистой конкуренции нововведений.

Непременными свойствами инновации  являются:

- научно-техническая новизна;

- производственная применимость.

Коммерческая реализуемость (3 свойство) по отношению к инновации выступает  как потенциальное свойство, для  достижения которого необходимы определенные усилия. Из вышеизложенного следует, что нововведение как результат нужно рассматривать неразрывно с инновационным процессом. Нововведению присущи в равной мере все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, осознанную через потребности рынка.

Распространение нововведений, как  и их создание, является составной  частью инновационного процесса.

 

 

1.2 Функции нововведений: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая

 

Нововведение как экономическая категория отражает наиболее общие свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации новшеств. Сущность нововведений  проявляется в их функциях. Функции нововведения  отражают его назначение в экономической системе государства и его роль в хозяйственном процессе. Особую роль играют нововведения в повышении конкурентоспособности предприятий.

Нововведение выполняет следующие три функции:

  1. воспроизводственную;
  2. инвестиционную;
  3. стимулирующую.

Воспроизводственная функция означает, что нововведение представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства. Смысл воспроизводственной функции состоит в получении прибыли от нововведений и использовании их в качестве источника финансовых ресурсов.

 Прибыль, полученная за счет реализации нововведения, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала. Этот капитал может направляться на финансирование новых видов нововведений. Таким образом, использование прибыли от нововведения для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции нововведения. Получение предпринимателем прибыли за счет реализации нововведения прямо соответствует основной цели любой коммерческой организации. Прибыль служит стимулом для предпринимателя для внедрения нововведений; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять современные методы управления финансами.

Все вместе это составляет содержание стимулирующей функции нововведения.

Нововведение является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). 

 

1.3 Классификация нововведений (инноваций) и характеристика основных видов нововведений в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли)

 

Классификация нововведений означает распределение их на конкретные группы по определенным критериям. Построение классификационной схемы нововведений начинается с определения классификационных признаков. Классификационный признак представляет собой отличительное свойство данной группы инноваций, ее главную особенность.

Классификацию нововведений можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В экономической литературе представлены самые различные подходы к классификации нововведений (инноваций), а также к выделению ее критериев.

По значимости различают базисные нововведения, которые реализуют крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений техники; улучшающие нововведения, обычно реализующие мелкие и средние изобретения и преобладающие на фазах распространения и стабильного развития научно-технического цикла; псевдоинновации, направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий. По направлениям воздействия на процесс производства инновации могут быть расширяющими (нацелены на глубокое проникновение в различные отрасли и рынки имеющихся базисных инноваций),

рационализирующими (по сути, близки к видоизменениям) и заменяющими (предназначены для замены старых продуктов или технологий новыми, основанными на выполнении той же функции).

Классификация инноваций по глубине вносимых изменений позволяет последовательно проследить переходы от инноваций более низкого уровня к более высокому:

- регенерирование первоначальных свойств системы, сохранение и обновление ее существующих функций;

- изменение количественных свойств системы, перегруппировка составных частей системы с целью улучшения ее функционирования;

- адаптивные изменения элементов производственной системы с целью приспособления друг к другу;

- новый вариант - простейшее качественное изменение, выходящее за рамки простых адаптивных изменений;

- новое поколение - меняются все или большинство свойств системы, но базовая концепция сохраняется;

- новый вид - качественное изменение первоначальных свойств системы, первоначальной концепции без изменения функционального принципа;

- новый род - высшее изменение в функциональных свойствах системы, которое меняет ее функциональный принцип;

- радикальные (базовые);

- улучшающие;

- модификационные (частные).

По характеру удовлетворяемых  потребностей инновации могут быть ориентированы на существующие потребности или могут создавать новые.

По степени  новизны инновации могут быть основаны на новых открытиях или быть созданными па основе нового способа, примененного к открытым явлениям. Также, по типу новизны для рынка инновации делятся на:

- новые для отрасли в мире;

- новые для отрасли в стране;

- новые для данного предприятия (группы предприятий).

По причинам возникновения инновации можно разделить на реактивные, обеспечивающие выживание фирмы, представляющие собой реакцию на нововведения, осуществленные конкурентом; и стратегические - инновации, внедрение которых имеет упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

По области  применения инновации весьма своеобразны: технические появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами; технологические возникают при применении улучшенных, более совершенных способов изготовления продукции; организационно-управленческие связаны, прежде всего, с процессами оптимальной организации производства, транспорта, сбыта и снабжения; информационные решают задачи организации рациональных информационных потоков в сфере научно-технической и инновационной деятельности, повышения достоверности и оперативности получения информации; социальные направлены на улучшение условий труда, решение проблем здравоохранения, образования, культуры.

  • По месту инноваций в системе (на предприятии) можно выделить:
  • инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • инновации «на выходе» предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Эволюция инновационных  стратегий и инновационного бизнеса  согласно концепции К. Кристенсена  предполагает периодическую смену  «подрывных» и поддерживающих технологических  инноваций и их

приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те, которые идут на смену устоявшимся  и развитым технологиям. Они ведут  с собой новые продукты и новые  услуги, которые сменяют прежние. «Подрывные» инновации, стратегии  постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

В Таблице 1 представлена  классификация нововведений Завлина П.Н. и А.В.Васильева, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления нововведений, масштабы, результативность, эффективность нововведений.

 

Таблица 1- Классификация нововведений Завлина П.Н и Васильева А.В

Классификационный признак

Классификационные группировки нововведений.

1. Область применения

Управленческие,организационные, социальные, промышленные и др.

2. Этапы НТП, результатом которых  стала инновация

Научные,технические,технологические, конструкторские,производственные, информационные

3. Степень интенсивности

«Бум», равномерная, слабая, массовая

4. Темпы осуществления инноваций

Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные

5. Масштабы инноваций

Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие

6. Результативность

Высокая, низкая, средняя

7. Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая

Информация о работе Теоретические основы внедрения инноваций