Сущность и значение стратегии. Методы выбора инновационной стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 01:14, контрольная работа

Описание работы

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В обоих случаях имеются цели и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Содержание работы

Введение
1. Сущность стратегии.
2. Значение выбора стратегии.
3. Методы выбора инновационной стратегии.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Оригинал.docx

— 27.76 Кб (Скачать файл)

Московский Государственный  Университет

Экономики, Статистики и  Информатики (МЭСИ)

 

Институт Менеджмента

 

Кафедра

Кафедра Инновационного и  Производственного Менеджмента (ИиПМ)

 

Контрольная работа

По дисциплине «Инновационный менеджмент»

На тему: «Сущность и значение стратегии. Методы выбора инновационной стратегии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва

2012 г.

 

                                              Содержание

 

Введение

1. Сущность стратегии.

2. Значение выбора стратегии.

3. Методы выбора инновационной  стратегии.

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Выбор стратегии является важнейшей составляющей цикла инновационного менеджмента.

В условиях рыночной экономики  руководителю недостаточно иметь хороший  продукт, он должен внимательно следить  за появлением новых технологий и  планировать их внедрение в своей  фирме, чтобы не отстать от конкурентов.

Стратегия может быть объединена с процессом принятия решений. В  обоих случаях имеются цели  и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели.

Четко сформулированная стратегия  важна для продвижения новшеств.

Стратегия означает взаимосвязанный  комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного  предприятия по отношению к его  конкурентам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность стратегий.

  Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.

Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. Применяется фирмами, не являющимися пионерами в выпуске на рынок тех или иных нововведений. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок малыми инновационными фирмами или фирмами-лидерами.

Инновационная стратегия, выработанная на основе теории жизненного цикла  продукта, учитывает фазы, в которых  находится продукт.

 

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение. Перелом состоит в возникновении сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

4. Стабилизация. Перелом заключается во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный момент состоит в начале "увядания" системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла апогей своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы.

Она как бы возвращается к своему исходному состоянию  и подготавливается к переходу в  новое состояние.

8. Деструктуризация. Перелом выражается в остановке всех процессов жизнедеятельности системы и либо в использовании ее в другом качестве, либо в проведении технологии утилизации.

   Полный цикл жизни  отдельного поколения техники  в условиях рыночной экономики,  как правило, формируется разнонаправленными  усилиями множества предприятий  и фирм. Он охватывает как минимум  три частных цикла: научный,  изобретательский и производственный. Эти три цикла на протяжении жизни одного поколения техники осуществляются друг за другом последовательно, но с некоторым взаимным наложением во времени.

   Исследованиями доказано, что между этими циклами имеется статистическая связь через временной лаг, равный определенному средневероятному промежутку времени. Это лаг между моментом появления технического решения и моментом максимального объема использования этой идеи, проекта и т.д. в промышленности. В связи с этим научно-техническая политика предприятия должна тщательно отслеживать отечественные и мировые тенденции развития науки и техники. Чтобы успешно решить эту задачу, нужно уметь анализировать потоки документов.

   Существующий методический аппарат выявления мировых и отечественных тенденций развития науки и техники на базе анализа массивов документов, в конечном счете можно свести к следующим пяти методам:

-Метод структурно-морфологического анализа. Этот метод предназначен для выявления внутреннего состава предметной области, фиксации появления принципиально новых разработок, что позволяет обоснованно формировать стратегию НТПл на подотраслевом уровне.

-Метод определения характеристик публикационной активности. Его специфика связана с тем, что поток документов ведет себя как система, подчиняясь циклическому развитию; отслеживая эти циклы, можно определить, на каком этапе жизненного цикла находится предметная область в той или иной стране. Метод дает возможность предлагать корректные рекомендации по формированию НТПл на отраслевом уровне.

-Метод, базирующийся на выявлении групп патентных документов с семейством патентов-аналогов большой мощности, или просто метод патентов-аналогов. Его суть в том, что фирмы патентуют за рубежом только те идеи, которые имеют практическую значимость, поэтому, выявляя направления, в которых мощность патентов-аналогов растет быстрее, удается тем самым устанавливать направленность деятельности ведущих фирм в развитии производственного потенциала.

-Метод терминологического и лексического анализа. Терминологический анализ базируется на предположении, что при использовании исследователями идей из других областей знаний происходит смена терминологического аппарата. Это связано с крупными структурными сдвигами, которые первоначально не отслеживаются никакими другими методами. Поэтому метод терминологического анализа позволяет выявить зарождение принципиальных инноваций на ранних этапах и спрогнозировать направленность ожидаемых изменений. Лексический анализ текстов аналогичен терминологическому анализу; различие лишь в том, что рассматриваются не конкретные термины, а словосочетания (лексические единицы).

 -Метод показателей основывается на том, что каждая техническая система описывается набором показателей, которые в меру научно-технического прогресса совершенствуются, что отражается в документах. Изучая динамические характеристики показателей технических систем, можно получить четкое представление о тенденциях в мировой и отечественной практике и научных изысканиях.

 

 

2.Значение выбора стратегии.

 

  Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.

  Все большее число  фирм признает необходимость  стратегического планирования и  активно внедряет его. Это обусловлено  растущей конкуренцией. Приходится  жить не только сегодняшним  днем, но предвидеть и планировать  возможные изменения, чтобы выжить  и выиграть в конкурентной  борьбе.

  С выбором стратегии  связана разработка планов проведения  исследований и разработок и  других форм инновационной деятельности.

  Стратегическое планирование  преследует две основные цели:

1.Эффективное распределение  и использование ресурсов.

2. Адаптация к внешней  среде.

   Стратегическое планирование основывается на проведении многочисленных исследований, сборе и анализе данных. Это позволяет не потерять контроль за рынком. При этом следует учитывать, что в современном мире обстановка стремительно изменяется. Следовательно, стратегия должна быть разработана так, чтобы при необходимости ее можно было ликвидировать.

   Разработка стратегии  начинается с формулировки общей  цели организации. Она должна  быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную  роль в связях фирмы с внешней  средой, рынком, потребителем.

   Общая цель организации  должна учитывать:

-основное направление  деятельности фирмы;

-рабочие принципы во  внешней среде;

-культура организации,  ее традиции, рабочий климат.

   При выборе цели  нужно учитывать два аспекта:  кто является клиентами фирмы  и какие потребности она может  удовлетворить.

  После постановки  общей цели осуществляется второй  этап стратегического планирования - конкретизация целей.

      Чтобы цель  могла быть достигнута, нужно  исходить из следующих принципов:

-Четкая и конкретная  формулировка цели, выраженная в  конкретных измерителя).

-Каждая цель должна  быть ограничена во времени,  задан срок ее достижения. Цели  могут быть долгосрочными (до 10 лет), среднесрочными (до 5 лет) и  краткосрочными (до 1 года). Цели уточняются  с учетом изменений обстановки  и результатов контроля.

-Цели должны быть достижимыми.

-Цели не должны отрицать  друг друга.

    Стратегическое  планирование опирается на тщательный  анализ внешней и внутренней  среды фирмы:

-оцениваются изменения,  происходящие или могущие произойти  в планируемом периоде;

-выявляются факторы, угрожающие  позициям фирмы;

-исследуются факторы,  благоприятные для деятельности  фирмы.

     Процессы и  изменения во внешней среде  оказывают жизненно важное влияние  на фирму. Основные проблемы, связанные  с внешней средой - экономика,  политика, рынок, технология, конкуренция.

   Особенно важным  фактором является конкуренция.  Поэтому необходимо выявить основных  конкурентов и выяснить их  рыночные позиции.

Целесообразно провести исследования по следующим направлениям:

1. Оценить текущую стратегию  конкурентов 

2. Исследовать влияние  внешней среды на конкурентов.

3. Попытаться собрать  сведения о научно-технических  разработках соперников и другую  информацию и составить прогноз  будущих действий конкурентов  и наметить пути противодействия.

  К серьезным факторам внешней среды относятся социально-поведенческие и экологические факторы. Фирма должна учитывать изменения в демографической ситуации, образовательном уровне и др.

 

3. Методы выбора инновационной  стратегии.

 

     Основу выработки  инновационной стратегии составляют  теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая  ею научно-техническая политика.

Выделяют следующие типы инновационных стратегий:

1. Наступательная - характерна для фирм, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным фирмам.

2. Оборонительная - направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции фирмы на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии - активизировать соотношение "затраты - результат" в инновационном процессе.

Такая стратегия требует  интенсивных НИОКР.

3. Имитационная - используется фирмами, имеющими сильные рыночные и технологические позиции.

   Выбор инновационной  стратегии с учетом жизненного  цикла продукта учитывает следующее:

1. Зарождение. Этот переломный момент характеризуется появлением зародыша новой системы в среде старой или исходной, что превращает ее в материнскую и требует перестройки всей жизнедеятельности.

2. Рождение. Здесь перелом состоит в том, что реально появляется новая система, сформировавшаяся в значительной степени по образу и подобию систем, ее породивших.

3. Утверждение. Переломом является возникновение сформировавшейся (взрослой) системы, которая начинает на равных конкурировать с созданными ранее, в том числе и родительской. Сформировавшаяся система стремится самоутвердиться и готова к тому, чтобы положить начало появлению новой системы.

4. Стабилизация. Перелом во вступлении системы в такой период, когда она исчерпывает свой потенциал дальнейшего роста и близка к зрелости.

5. Упрощение. Переломный момент, состоящий в начале «увядания» системы, в появлении первых симптомов того, что она прошла «апогей» своего развития: молодость и зрелость уже позади, а впереди старость.

6. Падение. Во многих случаях отмечается снижение большинства значимых показателей жизнедеятельности системы, что и составляет суть перелома.

7. Исход. Этот переломный момент характеризуется завершением снижения большинства значимых показателей жизнедеятельности системы. Она как бы возвращается к своему исходному состоянию и подготавливается к переходу в новое состояние.

Информация о работе Сущность и значение стратегии. Методы выбора инновационной стратегии