Сущность и значение инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение отличия инновационной деятельности от инновационного процесса.
Эта цель определяет следующие задачи:
Определение сущности и значения инноваций;
Выявление отличительных особенностей инновационного процесса;
Определение особенностей инновационной деятельности

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………..3
1. Сущность и значение инноваций…………………………….……………..…4
2. Отличительные особенности инновационного процесса…………………....7
2.1. Соотношение понятий инновации и инновационного процесса……….7
2.2. Формы и фазы инновационного процесса………………………….……9
2.3. Модель инновационного процесса……………………………….….….13
3. Особенности инновационной деятельности…………………………...……16
3.1. Понятие инновационной деятельности…………………………………16
3.2. Закономерности инновационной деятельности…………………..…….20
4. Соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса..22
Заключение…………………………………………………..…...........................24
Список использованной литературы………………………..…….….…..……..25

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность и инновац. процесс. контр.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

Введение………………………………………………….………………………..3

1. Сущность и значение инноваций…………………………….……………..…4

2. Отличительные особенности  инновационного процесса…………………....7

    2.1. Соотношение  понятий инновации и инновационного процесса……….7

    2.2. Формы и  фазы инновационного процесса………………………….……9

    2.3. Модель инновационного  процесса……………………………….….….13

3. Особенности инновационной деятельности…………………………...……16

    3.1. Понятие инновационной деятельности…………………………………16

    3.2. Закономерности инновационной деятельности…………………..…….20

4. Соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса..22

Заключение…………………………………………………..…...........................24

Список использованной литературы………………………..…….….…..……..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Перевод экономики на инновационный путь развития в условиях глобализации является императивом  для обеспечения устойчивых темпов экономического роста как в среднесрочной, так и в долгосрочной перспективе.

В современной России инновационная активность предприятия может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной стратегической перспективы, удержания и расширения рыночной ниши. Поэтому предприятия, преодолевая экономические трудности, начали повышать инновационную активность, вести разработки в области продуктовых и технологических инноваций.

Инновационный процесс — это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от научных идей до конкретных новых продуктов, технологий или услуг и распространяется при практическом использовании.

Инновационная деятельность - это целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни  с целью получения социальных, экономических и других эффектов.

Термины " инновационная  деятельность " и "инновационный  процесс" не однозначны, хотя и близки.

Целью данной контрольной  работы является изучение отличия инновационной деятельности от инновационного процесса.

Эта цель определяет следующие задачи:

  1. Определение сущности и значения инноваций;

  1. Выявление отличительных особенностей инновационного процесса;
  1. Определение особенностей инновационной деятельности;

  1. Изучение соотношения инновационной деятельности и инновационного процесса.

1. Сущность и значение инноваций

 

В мировой экономической  литературе "инновация" интерпретируется как превращение потенциального научно-технического прогресса в  реальный, воплощающийся в новых  продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП.

Термин "инновация" стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: "инновационная  деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п.

В литературе насчитываются  сотни определений понятия "инновации". Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др.

Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т. п. Различные авторы, в основном зарубежные (Б.Твист, Ф.Никсон, Б. Санто, Й.Шумпетер и др.) трактуют это понятие в зависимости от объекта и предмета своего исследования.

Например, Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором  изобретение или идея приобретают  экономическое содержание. Ф. Никсон считает, что инновация - это совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования1.

Б. Санто считает, что  инновация – это такой общественный - технический - экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, появление инновации на рынке может привести добавочный доход. Й. Шумпетер трактует инновацию как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом2.

В настоящее время  применительно к технологическим  инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты  в статистике науки, техники и  инноваций – рекомендации международных  организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам3.

Таким образом, инновация  является следствием инновационной  деятельности.

Анализ различных определений приводит к выводу, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения.

Австрийский ученый Й. Шумпетер выделял пять типичных изменений:

1. Использование новой  техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (купля - продажа).

2. Внедрение продукции  с новыми свойствами.

3. Использование нового  сырья.

4. Изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения.

5. Появление новых рынков сбыта.

Эти положения Й. Шумпетер сформулировал еще в 1911 г. Позднее в 30-е годы он уже ввел понятие инновация, трактуя его как изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности.

В современной России инновационная активность предприятия  может стать одним из основных условий формирования его конкурентоспособной  стратегической перспективы, удержания  и расширения рыночной ниши.

Инновации свойственны  как динамический, так и статический  аспекты. В последнем случае инновация  представляется как конечный результат  научно-производственного цикла (НПЦ), эти результаты имеют самостоятельный  круг проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Отличительные особенности инновационного процесса

2.1. Соотношение понятий  инновации и инновационного процесса

 

В ряде источников инновация  рассматривается как процесс. В  этой концепции признается, что нововведение развивается во времени и имеет  отчетливо выраженные стадии4.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Создатели инновации (новаторы) руководствуются такими критериями, как жизненный цикл изделия и экономическая эффективность.

Их стратегия направлена на то, чтобы превзойти конкурентов, создав новшество, которое будет  признано уникальным в определенной области.

С.Д. Ильенкова обращает внимание на то, что научно-технические разработки и нововведения выступают как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей5.

Непременными свойствами инновации являются научно-техническая  новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению  к инновации выступает как  потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара – научно-технической продукции – и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

Из сказанного следует, что инновацию - результат нужно  рассматривать с учетом инновационного процесса. Для инновации в равной мере важны все три свойства: научно-техническая новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую  необходимость, осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

Следовательно, научно-технические  инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять рыночному  спросу и приносить прибыль производителю.

Распространение нововведений, как и их создание является составной  частью инновационного процесса (ИП).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Формы и фазы инновационного процесса

 

Различают три логических формы инновационного процесса: простой  внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный. Простой ИП предполагает создание и использование новшества внутри одной и той же организации, новшество в этом случае не принимает непосредственно товарной формы. При простом межорганизационном инновационном процессе новшество выступает как предмет купли-продажи. Такая форма инновационного процесса означает отделение функции создателя и производителя новшества от функции его потребителя. Наконец, расширенный инновационный процесс проявляется в создании все новых и новых производителей нововведения, нарушении монополии производителя-пионера, что способствует через взаимную конкуренцию совершенствованию потребительских свойств выпускаемого товара. В условиях товарного инновационного процесса действует как минимум два хозяйственных субъекта: производитель (создатель) и потребитель (пользователь) нововведения. Если новшество является технологическим процессом, его производитель и потребитель могут совмещаться в одном хозяйственном субъекте6.

По мере превращения  инновационного процесса в товарный выделяются две его органические фазы: а) создание и распространение; б) диффузия нововведения. Первое, в основном, включает последовательные этапы научных исследований, опытно-конструкторских работ, организацию опытного производства и сбыта, организацию коммерческого производства. На первой фазе еще не реализуется полезный эффект нововведения, а только создаются предпосылки такой реализации.

На второй фазе общественно-полезный эффект перераспределяется между производителями  нововведения (НВ), а также между  производителями и потребителями.

В результате диффузии возрастает число и изменяются качественные характеристики как производителей, так и потребителей. Непрерывность нововведенческих процессов оказывает определяющее воздействие на скорость и широту диффузии НВ в рыночной экономике.

Диффузия инновации – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам между членами социальной системы во времени. Нововведениями могут быть идеи, предметы, технологии и т. п., являющиеся новыми для соответствующего хозяйствующего субъекта. Иными словами диффузия – это распространение уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения.

Информация о работе Сущность и значение инноваций