Стратегия инновационного развития Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 15:13, доклад

Описание работы

Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» разработана на основе положений Концепции долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2020 года.Утверждена 3 марта 2010 года.
Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вопросы в сфере инновационного развития за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики.
В Стратегии говориться что инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17–20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП).

Файлы: 1 файл

доклад.doc

— 33.00 Кб (Скачать файл)

Стратегия инновационного развития Российской Федерации  на период до 2020 года «Инновационная Россия – 2020» разработана на основе положений Концепции долгосрочного  развития Российской Федерации на период до 2020 года.Утверждена 3 марта 2010 года.

Стратегия инновационного развития призвана ответить на стоящие перед Россией вопросы в сфере инновационного развития  за счет выстраивания четкой системы целей, приоритетов и инструментов государственной инновационной политики.

В Стратегии  говориться что  инновационный рывок российской экономики возможен только при удвоении доли высокотехнологичного сектора в ВВП (до 17–20% ВВП к 2020 г.) и всех затрат на исследования и разработки (до 2,4% ВВП).

Формирование экономики лидерства  и инноваций — единственный способ достичь поставленных амбициозных целей: обеспечить высокий уровень жизни населения, а за страной закрепить роль глобального лидера. Пока же Россию трудно назвать передовиком инновационного прорыва: правительство уже принимало стратегию развития науки и техники страны до 2015 г., но достигнуто меньше трети от запланированных показателей.

Остается низким спрос на инновации, который к тому же имеет неэффективную  структуру: перекос в сторону  закупки готового оборудования за рубежом  в ущерб внедрению собственных  новых разработок. Баланс платежей за технологии был положительным в 2000 г. ($20 млн), а в 2009 г. составил минус $1000,8 млн. Страны — лидеры в области инноваций за то же время увеличили профицит технологического баланса: США — в 1,5 раза, Великобритания — в 1,9 раза, а Япония — в 2,5 раза. В кризис десятки миллиардов долларов были вложены в развитие медицины, биотехнологий, альтернативной энергетики, атомной отрасли, информтехнологий. Столь мощные финансовые вливания могут на 3–5 лет приблизить смену технологического уклада, указано в документе. Российское же государственное регулирование пока характеризуется скорее враждебностью по отношению к бизнесу, налоговое и таможенное управление носит репрессивный характер. Государственная власть не инновационна и не достигла значимых успехов в создании инновационного климата.

Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой в 2009 г. разработку и внедрение технологических инноваций осуществляло 9,4% от общего числа предприятий. В Германии таких почти 70%, в Ирландии — 57%, в Бельгии — 60%, в Эстонии — 55%. Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий. Слабо используются предприятиями современные информационные технологии. Только три российские компании входят в мировую тысячу компаний — лидеров по исследованиям и разработкам: «Газпром» (108-е место по абсолютному объему затрат, их доля в выручке — 0,6%), «АвтоВАЗ» (758-е место, 0,8%) и «Ситроникс» (868-е место, 2,6%), указано в проекте стратегии.

В стратегии пять ключевых задач.

  • Для инновационной экономики нужен инновационный человек,: тот, кто ориентирован на создание инноваций и их внедрение во все сферы общественной жизни. И первая задача — изменить людей, повысить их восприимчивость к инновациям, расширить класс инновационных предпринимателей, создать в обществе атмосферу терпимости к риску. Необходимо адаптировать все ступени системы образования для формирования у населения необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, формирование системы непрерывного образования.
  • Резкое, кратное повышение инновационной активности бизнеса и динамики появления новых инновационных компаний. Бизнес должен воспринимать инновации не как хобби и не как обязанность перед государством, а как жизненно важную модель поведения, тогда вырастет производительность труда и модернизируется промышленность.
  • повышение инновационности государства. Максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий, формирование «электронного правительства», перевод в электронную форму большинства услуг населению, расширение использование системы государственного заказа для стимулирования инноваций.
  • Формирование сбалансированного сектора исследований
  • повышение открытости национальной инновационной системы

Главное — сосредоточиться на определенных направлениях, например авиастроении, космосе, композитных материалах и ядерных технологиях

Принципы стратегии:

- концентрация усилий  государства в сферах, характеризующихся  недостаточной предпринимательской  активностью, преимущественная ориентация  на восполнение «провалов рынка»;

- тесное взаимодействие  государства, бизнеса и науки;

- прозрачность распределения  бюджетных средств и оценки  достигнутых результатов;

- ориентация инноваций  на наивысшие международные стандарты.   

В ближайшие два года должны быть созданы условия для инноваций существенно увеличены расходы на НИОКР и частно-государственное партнерство, разработаны технологические программы для госкомпаний и введены дополнительные налоговые стимулы. В Минэкономразвития обсуждается расширение действия льготы по страховым взносам.

Новое предложение от министерства — создать институт грантовой поддержки инновационной деятельности. Им может стать Российский фонд технологического развития (РФТР). Фонд будет давать средним и крупным предприятиям не только гранты, но и беспроцентные займы на 3–5 лет под проектную документацию, создание серийного производства и запуск продаж. По предложению министерства в 2012 г. РФТР должен будет распределять 10 млрд, а в 2020 г. — 50 млрд руб. Сегодня этот фонд практически не работает.

Контролировать исполнение стратегии будет президентская комиссия по модернизации и технологическому развитию, а в министерствах и ведомствах должны создать новые подразделения, отвечающие за инновационное развитие своей сферы. Минэкономразвития станет главным ответственным за коммерциализацию результатов научной деятельности.

Пока эксперты не могут  сказать, будет ли действовать стратегия Минэкономразвития. Хорошо уже то, что она широко обсуждается.

Главное для инновационной  экономики — конкурентная среда, ее создание должно быть главным элементом стратегии. Пока же главный враг конкуренции — государство: 60% дел о нарушении конкурентного законодательства возбуждено в отношении органов власти.


Информация о работе Стратегия инновационного развития Российской Федерации