Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 10:57, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение теоретических и методических положений инновационной политики предприятия и разработка комплекса мер по ее реализации.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
исследование теоретических основ инновационной политики предприятия;
анализ технико-экономической деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1. Теоретические аспекты инновационной политики предприятия

1.1 Инновационная деятельность предприятия. Сущность и классификация инноваций
5
1.2 Основные формы и методы реализации инновационной политики
11
1.3 Основные формы и методы реализации инновационной политики
17
Глава. 2 Характеристика деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск»

2.1 Технико — экономическая характеристика предприятия
20
2.2 Анализ финансовой деятельности аэропорта
25
Глава 3. Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия

3.1 Оценка основных видов деятельности ОАО «Аэропорт Ульяновск»
29
3.2 Предложения по открытию международного сектора в ОАО «Аэропорт Ульяновск»
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
40
ЛИТЕРАТУРА

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 415.50 Кб (Скачать файл)

Диаграмма 5

В части касающейся развития иных направлений авиаперевозок  из г. Ульяновска, можно сделать вывод (апроксимируя процент числа опрошенных, на общее количество перевезенных пассажиров за период анкетирования), а также на основании данных Ульяновского областного агентства воздушных сообщений построим таблицу заявок на перевозку пассажиров и груза (таб. 3.1.)

Таблица 3.1.

Таблица заявок на перевозки  пассажиров и грузов из

ОАО «Аэропорт Ульяновск»

Маршрут движения

Тип ВС

Недельная частота

Внутренние  маршруты

Ульяновск –  Москва – Ульяновск 

Як-40

Ежедневно

Ульяновск –  Москва – Ульяновск 

Як-40

2

Ульяновск –  Н.Новогород – Ульяновск 

Як-40

1

Ульяновск –  Краснодар – Ульяновск 

Як-40

2

Ульяновск –  Сочи – Ульяновск

Як-40

2

Нижнекамск  – Ульяновск – Мин.Воды и обратно

Ан-24

2

Нижнекамск  – Ульяновск – Сочи и обратно

Як-42

1

Бугульма –  Ульяновск – Санкт-Петербург  и обратно

Як-40

1

Череповец –  Ульяновск – Череповец 

Як-40

1

Ульяновск –  Москва – Ульяновск 

Як-40

1

Международные маршруты

Каунас –  Ульяновск – Сибирь – Китай  и обратно 

Ил-76

1

Минск – Ульяновск  – Сибирь – Китай и обратно

Ил-76

1

Екатеринбург  – Ульяновск – Ливия и обратно

Ил-76

1

Хабаровск –  Ульяновск – Телль-Авив и обратно 

Ил-62

1

Сыктывкар –  Ульяновск – Баку и обратно

Ту-134

1

Киев – Ульяновск  – Нижневартовск и обратно

Як-42

1

Пермь – Ульяновск  – Ереван и обратно

Ту-134

1

Санкт-Петербург  – Ульяновск – Ташкент и  обратно

Ту-154

1

Санкт-Петербург  – Ульяновск – Тбилиси  и  обратно

Ту-134

1

Ульяновск – Стамбул - Ульяновск

Як-42

1

Москва –  Ульяновск – Алматы и обратно

Ту-154

1

Москва –  Ульяновск – Ашхабад и обратно

Ту-154

1

Ульяновск –  ОАЭ – Ульяновск 

Як-42

1

Рига – Ульяновск  – Челябинск и обратно

Ту-134

1

Тюмень –  Ульяновск – Ганновер и обратно

Ту-134

1

Екатеринбург  – Ульяновск – Кишинев и  обратно

Ту-154

1

Минск – Ульяновск  – Актюбинск – Ташкент и  обратно

Ту-154

1

Ульяновск –  Мадрид – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск –  Тяньцзинь – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск- Люксембург – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск –  Сеул – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск –  Таллин – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск –  Сарагоса – Ульяновск 

Ан-124

1

Ульяновск –  Ташкент – Ульяновск 

Ан-124

1


 

3.2 Предложения по открытию международного сектора в ОАО «Аэропорт Ульяновск»

Открытие международного сектора активизирует торговые и деловые связи регионов Поволжья и Российской Федерации в целом со странами СНГ и другими зарубежными странами путем развития услуг по авиационным перевозкам экспортно-импортных грузов, а также продвижения собственной продукции на рынки этих стран, привлечет иностранный капитал для экономического развития Российской Федерации и Поволжского региона.

Кроме того, открытие аэропорта для международных  полетов и получение в связи  с этим дополнительных доходов (более 156 млн.рублей) уже с 2012 года будет способствовать решению целого ряда важнейших социально-экономических проблем:

• Насыщение  потребительского рынка Поволжья и внутреннего рынка страны в целом доступными по цене, конкурентоспособными товарами и услугами производственного и потребительского назначения на основе расширения   участия   в   производственном   и   инвестиционном сотрудничестве иностранного капитала, передовой технологии и управленческого опыта;

• Роста внешнеэкономического потенциала и оздоровления экономической обстановки Ульяновской области и соседних с ней субъектов Российской Федерации;

• Увеличение объемов  валютных и рублевых поступлений  в федеральный бюджет и бюджет Ульяновской области (около 36 млн.руб.);

• Проведение реконструкции аэропортового комплекса, находящегося в федеральной собственности, и в дальнейшем поддержание указанного имущества в работоспособном состоянии;

• Повышение  занятости населения Ульяновской  области за счет создания новых рабочих  мест (300-350 мест);

• Наиболее полного использования возможности самофинансирования деятельности УВАУ ГА.

                                 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

ОАО «Аэропорт Ульяновск» приобретая  статус международного аэропорта будет  иметь денежные ресурсы в необходимом  количестве для своего финансирования.

Главными источниками  финансирования основной деятельности является  выручка  от  реализации  собственных  услуг  аэропорта  авиапредприятиям региона. Если в настоящее  время аэропорт получает выручку  от пассажирских перевозок 16 млн. рублей в год, то планируемые с 2011 года регулярные и чартерные перевозки грузов воздушными судами авиакомпании «Волга-Днепр» типа ан-124 -100 «Руслан» позволят увеличить денежный поток в 7,1 раза, то есть он составит 113 млн.рублей в год.

На первом этапе развития производственной базы аэропорта потребует единовременных инвестиций для пополнения парка спец.техники, реконструкции и обновления емкости авиахранилищ ГСМ, восстановление зданий и сооружений аэропортового комплекса. Для этих целей потребуются денежные средства в виде кредита или займа. В настоящее время имеется договоренность с Ульяновским отделением СБ России на получение необходимой суммы кредитных средств сроком на 3 года. Кроме того, имеются соглашения о намерениях финансовой помощи заинтересованными предприятиями и организациями области и города, а также с авиапредприятиями других регионов страны, выражающих готовность избрать аэропорт в качестве одного из пунктов посадки на пути следования по маршруту регулярных рейсов в направлении Европа-Азия, Сибирь-Европа.

На втором этапе  развития, после погашения кредитов, аэропорт планирует  развитие   собственной  инфраструктуры,   состоящей  из предприятий сферы  обслуживания: расширения гостиничных  услуг, транспортного обслуживания и т.п. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных  условиях функционирование предприятий, особенно для тех, где накоплены  ресурсы и создан значительный производственный потенциал, может быть эффективным  только при активизации инновационной  деятельности на основе выработанной инновационной политики строительной отрасли и конкретного предприятия. Это становится особенно актуальным сегодня, т.к. созданы и успешно функционируют в строительстве коммерческие структуры, имеющие полную юридическую и экономическую самостоятельность и которые должны быть заинтересованы в долгосрочном развитии.

Основной целью  инновационной политики предприятия  является создание и развитие материальной базы для проведения эффективных  структурных преобразований его  экономики, когда на первый план выходит  инновационный бизнес как объект управления. Инновационная деятельность представляет собой особый вид деятельности, без которой не возможно развитие предпринимательства и бизнеса предприятий, различных организационно-правовых форм и форм собственности.

Для активизации  инновационной деятельности строительных предприятий необходимо наличие механизма управления ею, адекватного требованиям рыночной экономики. В настоящее время, как показал проведенный анализ, подобный механизм отсутствует, что является одной из главных проблем развития предприятий на основе инновационных преобразований. Следует также отметить и отсутствие четкой инновационной политики как на уровне региона, отрасли, так и отдельных предприятий строительного производства, что является основным тормозом развития инновационной деятельности, более того, этот процесс осуществляется без продуманной инвестиционной политики, направленной на привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов.

 На мой  взгляд, для активизации инновационной  деятельности не обязательно создание долгосрочных федеральных инновационных программ, необходима четко сформулированная стратегия развития инновационной деятельности на уровне страны, региона, отрасли, предприятия. Отсутствие научно обоснованной стратегии управления инновационной деятельностью обусловлено, прежде всего, несовершенством социальных и экономических стимулов для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

 Для эффективного  функционирования авиационного предприятия на основе развития инновационной деятельности необходимо накопление крупных активов для поддержания инвестиционного процесса.

Не менее  важное значение в инновационной  деятельности  ОАО «Аэропорт Ульяновск» имеет внедрение достижений науки в экономику, количество которых в последние годы в России резко сократилось. Причинами сокращения доли законченных научно-исследовательских разработок и внедрения их в производство являются: разрушение существующей системы научно-технической информации; отсутствие развитого рынка научно-технической продукции; недостаток финансовых средств у предприятий для внедрения новаций и др.

При переходе к  рыночным отношениям эффективная инновационная  деятельность предполагает наличие  рынка инновационной, научно-технической  и исследовательской продукции, включение в оборот результатов интеллектуальной деятельности. Однако, наполнение такого рынка инновационной продукцией невозможно без необходимого финансового обеспечения. При этом главным становится формирование структуры управления инновационной деятельностью, способной обеспечить ее активизацию. Основными факторами развития инновационной деятельности в развитых странах с рыночной экономикой, как показал проведенный в диссертации анализ, являются:

- социально-экономическая  инфраструктура, обеспечивающая эффективное  функционирование современной в технологическом отношении отрасли и предприятий строительства;

- ориентация  на достижение технологической  конкурентоспособности отрасли  и предприятий;

- производственный  потенциал, обеспечивающий производство  и внедрение достижений НТП;

- инновационная  инфраструктура;

- технологическая  инфраструктура, обеспечивающая социально-экономические  процессы институционализации, возможность  разрабатывать, производить и  реализовывать новые технологии.

Еще одним существенным фактором активизации инновационной деятельности является нерациональность системы финансирования государственных научных организаций, совершенствование которой должно быть основано на переходе от базового финансирования научной деятельности организаций к финансированию, основанному на участии предприятий и организаций в научных проектах: обеспечении финансовой прозрачности хозяйственной деятельности для учредителей и регламентации использования полученных доходов в результате реализации проекта. Существующий в нашей стране вид прямой поддержки прикладных исследований и разработок, как показал опыт развитых стран, менее эффективен, чем финансовая поддержка государством коммерческих научно-исследовательских разработок путем применения методов косвенного стимулирования инвестиций в инновационную деятельность, которые получили широкое распространение в мире.

Формирование  системы управления инновациями  рекомендуется начинать с решения  проблем организации управления инновационно-инвестиционными процессами (проектами) на основе использования современных концепций маркетинга, направленных на удовлетворение запросов потребителей посредством инновационного проекта, как товара и набором услуг, связанных с его внедрением. Цель функционирования инновационной системы означает стремление к росту эффективности, что является математическим описанием цели формирования такой системы, а показатель эффективности является эквивалентом цели.

В результате анализа  выделяются проблемы, и определяется комплекс мероприятий в качестве проекта плана инновационного развития, основные направления активизации инновационной деятельности по которым делается окончательный отбор мероприятий на основе показателей экономической эффективности. Такой подход предопределяет необходимость оценки экономической эффективности инновационных мероприятий на основе сравнения ресурсных затрат.

Все выше сказанное  требует развития рынка интеллектуального  труда, инфраструктура которого содействует  информационному обеспечению предприятий, подготовке и переподготовке научных  кадров, менеджеров для научной сферы и инновационной деятельности, их сертификации, обеспечению эффективной занятости ученых и специалистов. 

ЛИТЕРАТУРА

1.  Андрей  Нещадин. О реструктуризации Российской промышленности. //

Международный журнал: Проблемы теории и практики управления.

№4, 2000, С. 10-15.

2. Арбатов А.А. Как вывести регионы из кризиса. Эко №5, 2002г.

3. Асипов А.К. Проблемы совершенствования регионального управления.

Менеджмент: теория и практика.- 1999, №1/2. С. 29-35.

4. Астапов К.Л., Агабеков СИ. Возможные темпы роста российской экономики.

Эко №7, 2002г.

5. Благоев В. Маркетинг в определениях и примерах. Пер. с болг. -СПб, 1993.

6. Блинов А.О. Российская экономика в третьем тысячелетии - свет в конце

тоннеля.// Эко  №2,2002. С.-37.

7. Бор И.З. Основы экономических исследований. М. Изд. "ДИС", 2000. С. 96-

112.

8. Введение в информационный вопрос. Под. ред. Тихомирова В.П. М, 1996.

С.-375.

9. Глазьев С. Стабилизация и экономический рост. // Вопросы экономики.

1997. № 1. С. 90-102.

10. Гришин В.И. «О федеральных целевых программах регионального

развития». //Финансы, №4, 2002. С. 13-16.

Информация о работе Совершенствование системы управления инновационной деятельностью предприятия