Совершенствование инновационной деятельности на предприятиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 00:55, контрольная работа

Описание работы

В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Составляющие инновационного потенциала организации…………………..6
2. Анализ инновационной активности организации…………………………....10
3. Оценка инновационного потенциала организации…………………………..13
Заключение……………………………………………………………………….17
Список использованной литературы…………………………………………....18

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

                                                              Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Составляющие инновационного потенциала организации…………………..6

2. Анализ инновационной активности организации…………………………....10

3. Оценка инновационного потенциала организации…………………………..13

Заключение……………………………………………………………………….17

Список использованной литературы…………………………………………....18

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      Введение

В современном мире инновационная составляющая развития предприятий является основным источником роста. Мировая практика показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит от инноваций. Инновационность становится неотъемлемой чертой современного предприятия. В связи с этим возрастает важность и роль управления инновационной деятельностью, инновационным развитием российских предприятий.

Инновационный менеджмент, как процесс управления кардинальными  изменениями в продуктах труда, средствах производства, сфере услуг и другой новаторской деятельности, является одним из основных направлений в развитии общественного производства.

Под влиянием возрастающей внутренней и внешней конкуренции  инновации становятся важнейшим элементом менеджмента на предприятии, ориентированного на стратегический успех. Новые продукты, прогрессивные технологии, определяя успех предпринимательской деятельности, обеспечивают долгосрочное функционирование и финансовую стабильность предприятий. В свою очередь, инновационная направленность стратегии и тактики развития производства предъявляет новые требования к содержанию управленческой деятельности, вызывая необходимость совершенствования специфических форм инновационного менеджмента.

Управление инновационным потенциалом является составной частью инновационного менеджмента и решает вопросы планирования и реализации инновационных стратегий, обеспечивающих устойчивое развитие предприятия. Разработка инновационных стратегий осуществляется на основе оценки потенциальных возможностей предприятия и его инновационного потенциала. Анализ внешнего окружения предприятия позволяет выявлять шансы и факторы риска на рынке, анализ же инновационного потенциала позволяет оценить ресурсы предприятия с точки зрения возможности их использования для предприятия стратегических решений.

Определение стратегии  развития предприятия и текущее  управление инновационной деятельностью  тесно связаны с величиной  и структурой инновационного потенциала предприятия, который является необходимым условием осуществления инноваций. Для адекватной оценки текущей ситуации и выбора перспективных направлений инновационного развития на предприятии необходимо проведение систематической оценки имеющегося инновационного потенциала. Это будет способствовать выявлению резервов повышения эффективности его использования, что, в свою очередь, даст возможность корректировать направления инновационного развития и прогнозировать вероятность и характер результатов инновационной деятельности. Немаловажным моментом является и тот факт, что в условиях сокращения бюджетного финансирования сферы науки и технологий государственная поддержка направлена, прежде всего, на предприятия с высокими инновационными возможностями. При этом возникает проблема отсутствия общепринятой методики оценки таких возможностей, свободной от субъективных суждений.

Возрастающая роль инновационной  деятельности предъявляет новые  требования к вопросам о выборе наиболее эффективных механизмов использования  и оценки инновационного потенциала, управления инновационной деятельностью предприятия. В связи с этим все большее внимание отечественных и зарубежных ученых сосредотачивается на роли инновационного потенциала в развитии предприятия.

Все сказанное выше определяет актуальность проблемы: изучение сущности основных понятий, определение их места в данной области, а также проведение оценки состояния инновационной деятельности и потенциала предприятия.

 

Целью данной работы является разработка теоретических и прикладных аспектов совершенствования управления инновационной деятельностью предприятия на основе системы показателей оценки его инновационного потенциала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Составляющие инновационного потенциала организации.

Инновационный потенциал организации может быть определен как совокупность различных видов ресурсов необходимых для осуществления инновационной деятельности. Указанный потенциал характеризует возможность достижения того или иного уровня новаторской активности [1].

 Ресурсная  составляющая инновационного потенциала, является своего рода опорой для его формирования. Она включает в себя следующие основные компоненты, имеющие различное функциональное назначение: материально-технические, информационные, финансовые, человеческие и другие виды ресурсов. Материально-технические ресурсы, являясь "основой, определяют технико-технологическую базу потенциала, которая, впоследствии, будет влиять на масштабы и темпы инновационной деятельности"[3]. Сами они формируются в отраслях, изготавливающих средства производства, которые, путем применения новых технологий закладывают в них потенциальные возможности, для реализации впоследствии. Следующий компонент ресурсной составляющей – информационный ресурс. Он переводит материальные факторы в активное состояние. Данный вид ресурсов, в отличие от прочих, практически неисчерпаем. С развитием общества запасы информационного ресурса не уменьшаются, а, напротив, увеличиваются. Финансовые ресурсы входят в состав ресурсной составляющей инновационного потенциала как тандем наличных ресурсов и возможностей их альтернативного вложения. Таким образом, они характеризуются теми запасами финансовых возможностей, которые есть в наличии и могут быть использованы для реализации конкретных целей и заданий. При этом объём финансовых ресурсов отображает финансовую мощь, способность системы принимать участие в создании материальных благ и предоставлении услуг. Помимо обеспечивающей функции финансовые ресурсы выполняют страховую функцию, дублируя и измеряя в денежных единицах материально-технические, информационные, человеческие и другие ресурсы, входящие в состав инновационного потенциала. Следующий компонент ресурсной составляющей инновационного потенциала является человеческий ресурс, который не только выполняет обеспечивающую функцию, но и  выступает главной креативной силой, так как всё рождается в головах людей. Следует отметить, что указанный компонент – это не живые люди и не знания сами по себе, хотя в настоящее время знания из основного условия развития производства превратились в его главный фактор, перейдя в качественно новое состояние. Это совокупность общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат. Они неотделимы от него и практически используются в повседневной жизни. Немаловажным является то, что указанный компонент оказывает влияние не только на ресурсную составляющую инновационного потенциала, но и на результативную его часть.

 Другой  составляющей инновационного потенциала  является результативная составляющая, которая является отражением конечного результата реализации возможностей в виде нового продукта, полученного в ходе осуществления инновационного процесса. Таким образом, результативная составляющая – своего рода целевая характеристика инновационного потенциала. Важность этой составляющей и целесообразность обособленного выделения подтверждается тем, что ее увеличение способствует развитию остальных составляющих, например, ресурсной. Другими словами результативная составляющая, сама, являясь результатом количественного и качественного изменения, несет в себе потенциальные возможности вывода на новый уровень работы, как инновационного потенциала, так и системы в целом.

 Третьей  составляющей инновационного потенциала, является внутренняя составляющая обеспечивающая дееспособность и эффективность функционирования всех предыдущих элементов. Указанная составляющая характеризует возможность осуществления инновационной деятельности, то есть определяет способность системы привлекать ресурсы для создания и распространения различного рода новшеств. Внутреннюю составляющую можно проследить через процессы создания и внедрения нового продукта, обеспечения взаимосвязи новатора, как с наукой, предоставляющей прогрессивные идеи, так и рынком, потребляющим готовый продукт, а также методы и способы управления инновационным процессом. Указанная составляющая является довольно сложной и важной, и поэтому для детального ее анализа отдельные авторы предлагают использовать структурно-институциональный и функциональный подходы [2]. Первый – вычленяет структуру инновационной деятельности с точки зрения системы институциональных субъектов, её осуществляющих, а также экономические связи с внешними для неё сферами – наукой и производством. Второй – выявляет временные закономерности инновационного процесса – производство инновационного продукта, его обмен, распределение, потребление и возобновление цикла инновационного процесса, за которое и отвечает внутренняя составляющая инновационного потенциала [4].

 

Составляющие инновационного потенциала промышленного предприятия.

  • Финансовая. Инвестиции в НИОКР, нематериальные активы, источники финансирования, финансовая устойчивость и платежеспособность.
  • Кадровая. Состав работающих, доля работающих в интеллектуальной сфере (программисты, исследователи, конструкторы, технологи и др.) в общей численности работающих.
  • Материально-техническая. Современные инновационные и информационные технологии, компьютерные системы, прогрессивное оборудование, материалы, лабораторное и офисное оборудование.
  • Информационная. Совокупность различных видов научной информации и информации по инновациям и инновационной деятельности, научно-техническая литература, литература по патентам, изобретениям, новым наукоемким технологиям, системам и оборудованию, компьютерные системы, научно-техническая документация в виде отчетов, регламентов, другая проектно-конструкторская документация, информация о конкурентах.
  • Организационно-управленческая. Организационная структура, технология процессов по всем функциям и проектам, организационная культура. Современные формы организации и управления инновационной деятельностью.
  • Рыночная. Оценивает уровень конкурентоспособности, наличие спроса, необходимые маркетинговые мероприятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ инновационной активности организации.

 

Под инновационной активностью  подразумевают интенсивность проведения инновационных преобразований на предприятии. Инновационная активность фирмы  зависит не только от обеспеченности ресурсами. Во многом ее определяет организационная  культура, включающая принципы и обязательства, на основании которых разрабатывается и реализуется стратегия развития компании. Организационная культура отражает особенности системы менеджмента на предприятии, которая должна быть приспособлена для осуществления инновационной деятельности. Главным фактором, отражающим инновационную активность фирмы и влияющим на интенсивность инновационных процессов на предприятии, является восприимчивость руководства к инновациям. Инновационность руководства означает готовность к реализации изменений в хозяйственном механизме предприятия, склонность к риску. В связи с неопределенностью, всегда сопутствующей внедрению нововведений, руководитель должен быть готов понести убытки и уметь их минимизировать.

Согласно существующей статистической практике измерение инновационной активности осуществляется, как правило, на уровне предприятия. При этом инновационная активность предприятия оценивается следующими основными характеристиками: наличием завершенных инноваций; степенью участия предприятия в разработке данных инноваций; наличием на предприятии специальных подразделений, выполняющих исследования и разработки. Если инновационная деятельность на предприятии не осуществляется, выясняются причины этого [5].

При решении  вопроса об отнесении предприятия к числу инновационно-активных наблюдается определенное противоречие. С одной стороны, инновационном-активным признается то предприятие, которое в течение последних трех лет имело завершенные инновации, т.е. новые или значительно усовершенствованные продукты, внедренные на рынке,  новые или значительно усовершенствованные услуги или методы их производства (передачи), также уже внедренные на рынке, новые или значительно усовершенствованные производственные процессы, внедренные в практику. С другой стороны, в отечественной статистической практике к инновационно-активным фактически относят предприятия, имевшие в отчетном периоде (годовом, а не трехлетнем) затраты на инновации вне зависимости от их размера, стадии инновационного процесса и уровня его завершенности.

Ряд авторов для анализа  инновационного развития региона использует метод суммы мест, предусматривающий  последовательный расчет показателей. Так, П.Ореховским [6] были использованы следующие показатели: численность персонала, занятого исследованиями и разработками; объемы внутренних затрат на исследования и разработки; количество поступивших патентных заявок и выданных охранных документов и т.д. Из перечня показателей видно, что для анализа используются различные, несопоставимые абсолютные показатели. При таком подходе анализируемые регионы должны быть практически идентичными, иначе сравнение будет

некорректным. Все это  предопределяет известную неточность определения инновационного развития регионов. Устранить большую часть перечисленных недостатков можно при использовании метода интегрального рейтингового анализа инновационной активности, наиболее важными целями, которого являются:

— комплексная оценка инновационной активности каждого  региона по совокупности показателей-индикаторов (исчисление локальных и обобщающего показателей);

— проведение межрегионального интегрального рейтингового анализа для оценки различий в уровнях инновационной активности по субъектам РФ;

— установление влияния уровня инновационной активности на результативные показатели хозяйственной деятельности в регионе;

— разработка приемов выявления резервов инновационной активности и определение приоритетных направлений использования выявленных резервов в ближайшей перспективе;

— выработка научных рекомендаций по расширению применения методов рейтингового анализа на региональном и отраслевом уровнях. Метод интегрального рейтингового анализа применим для оценки инновационной активности не только предприятий, но и отраслей, отдельных регионов и стран. Его использование позволяет осуществлять сравнительный анализ уровня инновационного развития различных экономических субъектов.

Данный метод и положен  в основу предложенной автором методики оценки инновационной активности регионов, которая позволяет не только оценить величину инновационного потенциала региона, но и выявить возможности и резервы роста региональной экономики, определить направления государственной политики в области стимулирования инновационного

развития регионов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Оценка инновационного потенциала организации.

 

Целью оценки инновационного потенциала является возможность определения  направлений инновационного развития, обеспечивающих возможности перехода предприятий на выпуск конкурентоспособной  продукции, существенно повысив  свою устойчивость и гибкость по отношению к переменам во внешней среде.

Информация о работе Совершенствование инновационной деятельности на предприятиии