Системный анализ в инновационном совершенствовании организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2013 в 19:09, курсовая работа

Описание работы

Системный подход в современной интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным анализом и т. п. является для экономики изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако системный подход из-за его сложности в экономике применяется редко. Системный подход – это философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному.
Характерными чертами развития социально-экономических систем являются:
♦ интеграция научных знаний, рост количества междисциплинарных проблем;
♦ комплексность проблем и необходимость их изучения в единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;
♦ усложнение решаемых проблем и объектов;

Файлы: 1 файл

innovacionnii_menedjment_kursovie.doc

— 637.00 Кб (Скачать файл)

инновационный менеджмент курсовые

РЕФЕРАТ

курсовой работы ФИО

«Системный анализ в инновационном совершенствовании организаций»

 

Объём работы  38 с., в  том числе 9 рис., 2 табл., 8 назв. лит.

 

Ключевые слова: инновации, системный анализ, система, структура системы, содержание системы, вход системы, выход системы, обратная связь, проектирование, подход.

 

В курсовой работе исследуется роль системного анализа в инновационной деятельности организации.

В результате изложенного  материала были сделаны выводы:

    • Системный анализ – анализ на основе всестороннего изучения с применением научных подходов ее свойств для выявления слабых и сильных сторон системы, ее возможностей и угроз, формирования стратегии функционирования и развития.
    • Регулирование системы обеспечивает такую ее деятельность, при которой выравнивается состояние выхода системы по заданной норме. Следовательно, главная задача сводится к установлению заданного состояния функционирования системы, предусмотренного планированием как упреждающим управлением. Сложность управления зависит прежде всего от количества изменений в системе и ее окружения.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

Системный подход в современной  интерпретации наряду с методами исследования операций, функционально-стоимостным  анализом и т. п. является для экономики изобретением XX в., позволяющим повысить организованность, качество и эффективность управляемых объектов. Однако системный подход из-за его сложности в экономике применяется редко. Системный подход – это философия управления, метод выживания в условиях переходной экономики, метод превращения сложного в простое, восхождение от абстрактного к конкретному.

Характерными чертами  развития социально-экономических  систем являются:

♦  интеграция научных  знаний, рост количества междисциплинарных  проблем;

♦  комплексность проблем  и необходимость их изучения в  единстве технических, экономических, социальных, психологических, управленческих и других аспектов;

♦  усложнение решаемых проблем и объектов;

♦  рост количества связей между объектами;

♦  динамичность изменяющихся ситуаций;

♦  дефицитность ресурсов;

♦  повышение уровня стандартизации и автоматизации  элементов производственных и управленческих процессов;

♦  глобализация конкуренции, производства, кооперации, стандартизации и т. д.;

♦  усиление роли человеческого  фактора к управлении и др.

Перечисленные черты  вызывают неизбежность применения системного подхода, поскольку, на наш взгляд, только на его основе можно обеспечить качество управленческого решения.

Цель курсовой работы – изучить применение системного анализа в инновационном менеджменте.

При написании работы были использованы следующие источники  информации:  монографические статьи; учебники и учебные пособия; журналы периодической печати; всемирная сеть Интернет.

1 Сущность и принципы системного  анализа в инновационном менеджменте

 

Центральным понятием системного анализа является система, т.е. объект, обладающий сложным внутренним строением, большим числом составных частей и элементов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой.

Для инновационного менеджмента  принципиальным фактом является понимание  организации как открытой системы. Находясь в тесном взаимодействии с внешней средой, она испытывает многочисленные воздействия – как прямые, так и косвенные – со стороны внешнего окружения. Одновременно организация обладает внутренней микросредой, элементы которой также находятся во взаимозависимости от факторов внешней среды.

Организация как система  представляет собой сложный ансамбль движущих сил, взаимодействий, взаимовлияний и взаимопроникновений со стороны элементов самой системы и ее внешнего и внутреннего окружения. Система и ее внешнее окружение схематично показаны на рис 1.1.[8]

Рис. 1.1. Внешнее окружение организации как системы

Внешняя среда оказывает  прямое и косвенное воздействие  на организацию. Важнейшими элементами среды прямого воздействия являются государственные и законодательные органы, институты, профсоюзы, научные и инновационные организации, рынки факторов производства, инвесторы, конкуренты, поставщики, потребители, профессиональные посредники и т.д.

Компонентами среды  косвенного воздействия считаются  международное, социокультурное и экономическое окружение, политические, экологические факторы, состояние науки и техники, а также ценностная ориентация общества и его восприимчивость к инновационным идеям.

К факторам внутренней среды  фирмы относят, например, состояние  научно-технического потенциала, психологического климата, инфраструктуры, уровень квалификации персонала и т.д.

Элементы системы – самостоятельная и условно неделимая единица. Взаимодействуя между собой и с окружающей средой они характеризуются материальной, энергетической и информационной связью. Пространственно-временные агрегаты (совокупности) взаимодействующих элементов, обладающие определенной целостностью и целенаправленностью, выделяются в функциональные подсистемы. Расчленение системы на подсистемы позволяет вскрыть иерархию структуры и рассматривать систему на разных уровнях ее детализации.

Сложность системы определяется числом уровней иерархии, объемом информации, циркулирующей в системе, а также сложностью ее структуры, числом элементов и связей. Совокупность связей образует структуру системы. Каждая система имеет алгоритм функционирования, направленный на достижение поставленной цели.[1]

Систему формализуют  с помощью модели, отражающей связь  между входными управляющими и возмущающими переменными и выходными параметрами системы. Большие и сложные системы представляют собой совокупность подсистем или малых систем и отличаются от них как в количественном, так и качественном отношениях.

Большим и сложным  иерархическим системам присущи:

- наличие общих целей (назначение),

- целостность и завершенность,

- большие размеры и большое число выполняемых функций,

- многоплановость и разнородность задач,

- сложность поведения и многоплановость мотиваций,

- наличие состязательных, конкурирующих и разнонаправленных тенденций.

Противоположно направленные процессы, происходящие внутри системы, равно как и присущие большим системам неопределенность и возможная неполнота информации, могут снизить ее эффективность.

Рис. 1.2. Система инновационного менеджмента [8]

На рис. 1.2 показана иерархически сложная, многоуровневая, многокомпозиционная система инновационного менеджмента. Вход, выход и внешняя среда являются внешним окружением системы. Входные параметры системы – это материальные, энергетические, информационные и когнитивные (научные знания) потоки. Выходные параметры представляют новые процессы, продукты, услуги, прибыль, новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальную ответственность, удовлетворенность работников.

Внутренняя микросреда инновационного менеджмента – это организационная, технологическая, социально-психологическая и технико-экономическая среда фирмы.

Входы и выходы организации  как иерархически сложной, большой  системы изображены на рис. 1.3.[6]

 

ВХОДЫ

 

 

 

 

—►

 

 

 

 

 

—►

ВЫХОДЫ

Когнитивные (научные знания), трудовые, финансовые, информационные, , материальные, энергетические и другие ресурсы

Инновационные и иные преобразования

Новые процессы, продукты, услуги, прибыль (в бизнесе) или общественная польза (в социальной сфере), новые знания работников, рост производства, освоение новых сегментов и новых рынков, социальная ответственность, удовлетворенность работников

 
 

 

Рис. 1.3. Входные и выходные параметры в системе инновационного менеджмента

Сложная, большая система представляет собой совокупность подсистем и состоит из обеспечивающей, научной, управляющей и управляемой многоуровневых, сложных подсистем. В свою очередь управляющая подсистема состоит из меньших подсистем, между которыми существуют отношения соподчиненности в виде иерархической структуры с тремя основными ступенями. При этом системы, относящиеся к более низкой ступени иерархии и действующие совместно, выполняют все функции подсистемы, принадлежащей следующей, высшей ступени иерархии. Рассмотрим управляющую подсистему инновационного менеджмента.[1]

Управляющая подсистема является третьей  и самой высокой ступенью иерархической  структуры большой системы инновационного менеджмента. Она представляет собой  системы оперативного управления различными системами второй ступени иерархии, состоящей из малых подсистем, представляющих собой системы целей, функций, методов и структур управления. Наконец, на первой, нижней ступени иерархии стоят типовые локальные системы управления. Например, подсистема функций управления представляет собой взаимосвязанную совокупность типовых процессов планирования, организации, руководства, координации и регулирования, управления мотивацией, организации взаимодействия и процессов контроля. Каждый типовой процесс состоит из единичных действий – элементов системы. При этом все элементы, процессы, подсистемы имеют разнотипные и многочисленные связи и взаимодействия. Например, типовой процесс контроля состоит из установки стандартов в форме показателей результативности деятельности, предварительного контроля, текущего контроля, включающего сравнение показателей функционирования с заданными стандартами и измерения результатов. Заключительный контроль осуществляется после окончания очередных этапов или всей работы в целом.

Анализ связей в типовых процессах контроля уже на первичном уровне характеризуется значительной сложностью. Так, например, текущий и заключительный контроль основывается на обратных связях, в то время как действия руководителя по изменению характера действия работника, целей работы, применению воздействий делают управляющую систему имеющей множественные разомкнутые обратные связи и т.д. Виды связей в сложных системах даны на рис 1.4.[8]

Обычная связь.

Байпасная связь. Здесь часть информационного потока направляется в обход ограничения О, снижающего пропускную способность канала.

Звездообразная сеть – для централизованных структур. Менеджер А имеет кратчайшую форму связи со всеми участниками инновационного процесса от В до М. В свою очередь все участники инновационного процесса от В до М могут связываться друг с другом только через менеджера А.

Кольцевая сеть. Каждый участник инновационного процесса имеет устойчивые связи только со смежными партнерами.

Полная сеть. Каждый из партнеров обеспечен прямыми каналами со всеми участниками инновационного процесса. Подобная сеть по сравнению с другими наиболее дорогостоящая, сложная и наименее устойчивая к помехам.

Рис. 1.4. Виды связей и типы коммуникационных сетей в системе инновационного менеджмента:

А, В, С, Е, К, М – участники инновационного процесса, О – ограничение пропускной способности канала, линии АВ, ВС, СЕ, ЕК, KM, MB – коммуникационные каналы. [5]

На рис. 1.5 изображена иерархически сложная, трехступенчатая управляющая подсистема.

Рис. 1.5. Управляющая подсистема инновационного менеджмента [5]

Управляемая подсистема также состоит из нескольких ступеней иерархии. Главной задачей на первой ступени управляемой подсистемы является оптимальное функционирование ее подсистем (производство, персонал, финансы и маркетинг). Подсистема производства характеризуется сложным сочетанием энергетических, материальных и информационных потоков и методов их обработки, основанных на технико-технологических факторах воздействия.

Отличительной особенностью второй ступени иерархии – производственной подсистемы является задача оптимальной координации и оптимального распределения потоков, включая новые методы декомпозиции и агрегации типовых технологических процессов первой, низшей ступени иерархии. При этом каждый типовой процесс является малой системой, имеющей входы, выходы, различные параметры состояния, управления и отклонения от заданной цели.

Большинство типовых  процессов уже на низшей ступени  иерархии характеризуется низким уровнем детерминированности. Особенно это относится к подсистеме "человеческие ресурсы". Понятно, что на более высоких уровнях иерархии неопределенность системы возрастает. Поэтому для устранения неопределенности систем следует особо выделить такие задачи управления подсистемами, как локальная стабилизация процессов на всех уровнях иерархии, применение гибких, адаптивных процессов и систем управления, а также новейших методов менеджмента, включающих анализ прогнозного графа, создание дерева управленческих решений, применение жизнециклического и вероятностного подходов, использование эконометрического, статистического, имитационного и ситуационного моделирования.[4]

Информация о работе Системный анализ в инновационном совершенствовании организаций