Роль интеллектуальной собственности для инновационно-ориентированной компании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 21:20, реферат

Описание работы

Право интеллектуальной собственности, иначе патентное право, сравнительно молодо, а предпосылкой возникновения авторского права явилось изобретение печатного станка. Постепенно стали появляться всё новые и новые объекты интеллектуальной собственности. Возникновение большинства из них обусловлено развитием техники и новых технологий: фотография, передача организации эфирного или кабельного вещания, топология интегральной микросхемы, программы для ЭВМ, мультимедийные, "сетевые" произведения, Интернет-сайты и др.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 302.00 Кб (Скачать файл)

* при совершении сделок  купли-продажи, 

* при заключении лицензионного  соглашения на право использования  интеллектуальной собственности  и необходимости обосновать расчёт  платежей за их использование, 

* при необходимости  управления объектами интеллектуальной стоимости в качестве стратегии создания стоимости, 

* при внесении в  уставный капитал, 

* при определении размера  компенсации ущерба, причиненного  правообладателю незаконным использованием  его интеллектуальной собственности,  

* при оценке нематериальных активов предприятия, проводимой в целях внесения изменений в финансовую отчетность,

* при уточнении налогооблагаемой  базы.

В зависимости от своего назначения и выполняемых функций  нематериальные активы разделяют на следующие основные группы:

1. Интеллектуальная собственность:

Объекты патентного права (изобретения, полезные модели промышленные образцы, товарные знаки/знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, рационализаторские предложения);

Объекты авторского права: все виды научных, литературных, художественных результатов, программы для ЭВМ, базы и банки данных, топологии интегральных микросхем, конструкторско-технологическая документация и др.

Неохраняемые объекты: ноу-хау, результаты НИОКР и др.

2. Имущественные права: права на владение недрами, водными, земельными и другими ресурсами, а также имуществом.

3. Отложенные затраты:  организационные расходы, научно-исследовательские  и опытно-конструкторские разработки.

4. «Гудвилл» (цена деловой  репутации) - разница между стоимостью фирмы как единого целого и стоимостью ее активов.

Оценка нематериальных активов - процесс определения стоимости  нематериальных активов.

Стоимость нематериальных активов - стоимость имущественных  прав, вытекающих из патентов, свидетельств, лицензионных и авторских договоров и пригодных для использования.

Рыночная стоимость  нематериальных активов - это наиболее вероятная цена, по которой продавец, имеющий полную информацию о стоимости  нематериальных активов и не обязанный  его продавать, согласен был бы продать его, а покупатель, имеющий полную информацию о стоимости нематериальных активов и не обязанный его приобрести, согласен был бы его приобрести

Ноу-хау - в международной  практике охватывает все виды информации, имеющие коммерческую ценность в  рыночном обороте. Основанием возникновения нрава на ноу-хау служит фактическое монопольное обладание информацией с соблюдением условий охраны:

а) информация должна быть неизвестна третьим лицам;

б) информация должна быть закрыта для свободного доступа:

в) должны быть приняты меры к охране ее конфиденциальности.

НОУ-ХАУ (как и другие объекты интеллектуальной собственности) могут использоваться в качестве нематериальных активов в хозяйственной  деятельности предприятия. НОУ-ХАУ  может быть создан на самом предприятии куплен со стороны, получен в качестве вклада в уставный капитал, в порядке безвозмездной помощи или безвозмездной передачи.

Практическое использование  нематериальных активов осуществляется на основании правовых норм и нормативных положений, в том числе и подтверждающих правообладание данным нематериальным активом. В этой связи использование нематериальных активов, должно быть оформлено соответствующим образом.

В случае создания нематериального актива на предприятии должно быть описание, зафиксированное на материальном носителе, акт оценки его стоимости, акт введения и использования, акт постановки на бухгалтерский учет и порядок амортизации. Составлен список лиц, допущенных к нематериального актива, порядок ознакомления с ним заинтересованных лиц, определены условия хранения.

В случае поступления нематериального актива со стороны, правовой формой его владения и использования является лицензионный договор о его передаче. В отличие от традиционных лицензионных договоров, в которых объектом лицензии является право использования, например изобретения, товарного знака. НОУ-ХАУ передается в виде определенного знания, опыта и информации.

Как правило первоначальная или балансовая (остаточная) стоимость нематериального актива не совпадает с его рыночной стоимостью. В этом случае производится оценка его рыночной стоимости.

 

Глава 2 ИС как стратегический ресурс инновационно-ориентированной компании

2.1 Инновационно-ориентированная фирма как субъект инновационной деятельности

 

Рассматривая данную тему, встает вопрос: что представляет собой инновационно-ориентированная фирма?

Субъектов инновационного процесса можно разделить на группы:

1) новаторы;

2) ранние реципиенты;

3) раннее большинство;

4) отстающие.

Новаторы являются генераторами научно-технических знаний. Это могут быть индивидуальные изобретатели, исследовательские организации. Они заинтересованы в получении части дохода от использования изобретений.

В качестве ранних реципиентов  выступают предприниматели, первыми  освоившие новшество. Они стремятся  к получению дополнительной прибыли путем скорейшего продвижения новшеств на рынок. Они получили название «пионерских» организаций.

Раннее большинство  представлено фирмами, первыми внедрившими  новшество в производство, что  обеспечивает им дополнительную прибыль.

Отстающие фирмы сталкиваются с ситуацией, когда запаздывание с нововведениями приводит к выпуску новых изделий, которые уже морально устарели. Все группы, кроме первой, относятся к имитаторам.

К. Маркс и Й. Шумпетер считали ожидание сверхприбылей (предпринимательского дохода) главной движущей силой принятия нововведений. Предприниматель, осуществляя нововведения, нарушает состояние экономического равновесия и присваивает возникшую в связи с этим дополнительную прибыль. Его временная монополия на использование новшества, защищенная коммерческой тайной или патентом, обеспечивает предпринимателю получение избыточной прибыли вплоть до достижения экономикой нового состояния равновесия. Обладая временной монополией, предприниматель использует ее в конкурентной борьбе, имея возможность снизить цены на свою продукцию, чтобы вытеснить конкурентов, и за счет расширения масштабов производства увеличить массу прибыли даже при снижении ее доли в единице товара.

Г.А. Краюхин отмечает, что помимо предпринимательского дохода, поводом к созданию малых инновационных  фирм выступает возможность получения  учредительского дохода. Первоначальный капитал венчурного предприятия  формируется за счет собственных  средств учредителей (инженеров-изобретателей, разработчиков, ученых, менеджеров) и внешних займов. Учредители фирм выступают и в качестве их основных сотрудников. На этапе завоевания рынка предприятие имеет право выпустить на фондовый рынок свои акции с целью привлечения дополнительных ресурсов для расширения деятельности. Эмиссия акций и приносит основателям предприятий учредительский доход.

На ранних стадиях  диффузии нововведений никто из хозяйствующих  субъектов не имеет достаточной  информации об относительных преимуществах конкурирующих нововведений. Но хозяйствующие субъекты вынуждены внедрять одно из альтернативных нововведений под угрозой вытеснения с рынка.

Внедрение нововведений – это всегда трудный и болезненный  процесс для любой организации. Во всех случаях для принятия решений каждым субъектом альтернативные технологии сравниваются с решениями, принятыми предыдущими реципиентами. Но получить такую информацию достаточно сложно, так как это связано с конкурентным положением фирм на рынке. Каждая фирма может быть знакома с опытом ограниченной выборки фирм, меньшей, чем все множество реципиентов. Это обусловливает неопределенность процессов принятия решений и диффузии нововведений в рыночной экономике.

То есть, можно сделать  вывод, что инновационно-ориентированная  компания – это компания, которая внедряет инновации.

 

2.2 Использование ИС инновационно-ориентированным предприятием

 

Рассчитаем  возможность внедрения усовершенствования в сталеплавильную печь компании «Сталь-Люкс».

Объем технического ноу-хау  включает:

— рекомендации по монтажу и пусконаладочным работам;

— рекомендации по освоению проектной мощности печи;

— рекомендации по выбору оптимальных электрических режимов  печи;

— рекомендации по остановке  и пуску печи после простоя  или ремонта;

— рекомендации по эксплуатации.

Внедрение ноу-хау позволяет:

— сократить сроки  монтажа и ввода в эксплуатацию на 30 дней;

— сократить сроки  простоя при текущем ремонте  на 20%.

Исходные данные для  расчета

1. Производительность  печи, П = 10 тыс. т/год (1200 кг/час).

2. Стоимость (цена) 1 кг продукции, Ц = 0,2 руб/кг.

3. Годовой фонд работы  печи. Фр = 345 дн. (8280 час).

4. Стоимость (цена) печи, Цo = 1270 тыс. руб.

5. Количество человек,  необходимых для проведения монтажа  и ввода в эксплуатацию печи, К = 36.

6. Среднемесячная зарплата одного рабочего для проведения монтажа и пуска в эксплуатацию печи, Зм = 250 руб.

7. Количество часов  работы печи в сутки =- 24 (3-сменная  работа).

Расчет

1. Экономия по зарплате  составит:

E з= (250*36*30)/30= 9000 рублей

2. Экономия за счет  дополнительно выпущенной продукции составит:

 

Е пр= Ц*Мпр:Мпр= 0,2*1200*24*30= 172800 рублей.

3. Экономия за счет  сокращения простоев печи в  результате увеличения годового  фонда оборудования:

Эр.о.=Ц*Фд*п:Фд= ((365-364)*20):100=4 дня или 96 часов 

Суммарный экономический эффект (Эс) составит:

Эс=9000+172000+23400=204400 рублей

Доля ноу-хау от стоимости, в %:

A=(Эс*100%):Цо= 204400:1270000=16,1%

Расчет стоимости  сопутствующей лицензии при передаче заказчику рабочих чертежей отдельных  элементов конструкции, обеспечивающих повышение технологических параметров

Расчет основан на получении дополнительной прибыли, главным образом, за счет повышения  производительности печи:

Сд=Пд*ц*дД…,

где

Пд — дополнительная прибыль, которая получается

при передаче ноу-хау;

Ц — стоимость единицы продукции, выпускаемой оборудованием;

Дд — доля лицензиара в прибыли лицензиата, из практики

торговли 10—20% в случае отсутствия патентной защиты.

Пример расчета

1. При передаче рабочих  чертежей кристаллизаторов в  виде ноу-хау при поставке печей электрошлакового переплава производительность печей повысилась на 30%.

2. При производительности  печи 5000 т/год дополнительная прибыль  составила Пд - 5000 • 0,3 - 1500 (т/год).

3. Стоимость (цена) 1 т  выпускаемой продукции составляет 1000 руб.

При 20% доли лицензиара в прибыли лицензиата стоимость лицензии (Сд) составит

 

Сл=1500*1000*0,2= 300 000 рублей

При выполнении услуг  типа инжиниринг применительно к  условиям заказчика стоимость этих услуг определяется на базе сметы  затрат на разработку техдокументации с учетом объема выполняемых работ, средней зарплаты исполнителей и их занятости.

Например, при поставке печей на завод в Тольятти потребовалось разработать техдокументацию в тропическом исполнении. Стоимость разработки такой документации составила 30 тыс. руб.

Кроме того, учитывая, что  в условиях Тольятти немного придется переработать схему электрики, то применительно к условиям заказчика стоимость этой дополнительной разработки составила 70 тыс. руб. Итого, стоимость выполнения работ (услуг) типа инжиниринг составила 100 тыс. руб.

Практика передачи услуг  типа инжиниринг показала, что их стоимость может составлять 5—15% от стоимости поставляемого оборудования.

Рассчитанная вышеприведенными методами цена сопутствующей

лицензии является лишь ориентиром для заключаемой сделки между продавцом и покупателем.

Окончательная стоимость  лицензии подвергается корректировке  с учетом конъюнктуры, уровня мировых  цен и др. Кроме того, в процессе переговоров с конкретными заказчиками  уровень цены лицензии может значительно колебаться в зависимости от многих факторов (стоимости исходного сырья, комплектующих изделий, наличия рынков сбыта и т. д.), связанных с получением прибыли как продавца, так и покупателя при продаже в различные страны (фирмы).

 

Заключение

Итак, сегодня на смену Патентному Закону в части регулирования отношений касательно интеллектуальной собственности пришел Гражданский Кодекс.  Отметим, что данное законодательство пришло к нам из Германского права.

Информация о работе Роль интеллектуальной собственности для инновационно-ориентированной компании