Роль государства в стимулировании инновационного развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 10:53, реферат

Описание работы

Целью написания реферата является изучение проблем развития НТП (научно-технический прогресс) в России, анализ современной ситуации в области инновационной политики нашей страны.
Задачи состоят в изучении сущности НТП, его основных направлений и форм; рассмотрение основных документов, регулирующих деятельность в сфере науки и инноваций.

Содержание работы

Введение 2
1. Сущность НТП, его формы и основные направления 3
2. Современное состояние инновационной сферы и государственная политика России в области инноваций 8
3. Экономическая и социальная эффективность НТП 21
Заключение 22
Список литературы

Файлы: 1 файл

план.docx

— 47.38 Кб (Скачать файл)

Поэтому инновационная сфера  деятельности в последние годы выдвигается в числе важнейших сфер государственных интересов.

В 2011 году были разработаны и утверждены 3 важнейших документа:

Это Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года, Основы политики в области развития науки  и технологий до 2020 года и  закон 254-ФЗ, вводящий важные поправки о принципах государственной поддержки инновационной деятельности в закон о науке.

Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (далее  именуются - Основы) являются документом стратегического планирования в Российской Федерации. Основы определяют стратегическую цель, главные задачи государственной политики в области развития в России науки и технологий и основные направления деятельности государства по их поэтапному решению. Основы предусматривают устойчивое развитие науки, технологий и образования в рамках реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в части, касающейся отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий,

разрабатываемых и внедряемых в интересах реального сектора  экономики, в военной организации государства и других сферах деятельности.

 Одной из приоритетных  задач в данном документе является  повышение эффективности государственного  участия в развитии науки и  технологий. Решение данной задачи  осуществляется по следующим  основным направлениям:

 

1) регулярное обновление (корректировка) долгосрочных стратегических  прогнозов и сценариев развития  науки, технологий и техники,  концептуальных и программных  документов стратегического планирования  в области развития науки и  технологий;

 

2) усиление внимания новым  вызовам

и угрозам, порождаемым развитием  и распространением  нанотехнологий, конвергенцией наук;

 

3) планомерное наращивание  бюджетных ассигнований на исследования  и разработки;

 

4) передача части функций  отраслевой прикладной науки  вузовскому сектору научно-технического  комплекса;

 

5) усиление координирующей  роли органов государственного  управления в развитии оборонных  и гражданских исследований и  разработок и использовании их  результатов;

 

6) усиление роли независимого  экспертного научного сообщества  в определении национальных научно-технологических  приоритетов и конкурсном отборе  научных проектов, финансируемых  из бюджетных средств;

 

7) разработка на основе  программы фундаментальных исследований  государственных академий наук  и реализация единой программы  фундаментальных научных исследований  в Российской Федерации, включающей  в том числе мероприятия по капитальному строительству объектов науки и обновлению научного оборудования;

 

8) усиление роли бюджетных  фондов фундаментальных и поисковых  исследований и конкурсная поддержка  научных проектов и научных  мероприятий бюджетными грантами;

 

9) содействие междисциплинарной  кооперации российских фундаментальных  научных школ;

10) создание национальных  исследовательских центров по  приоритетным направлениям развития  науки, технологий и техники  в Российской Федерации;

 

11) законодательное совершенствование  правового статуса государственных  академий наук и государственных  научных центров, формирование  с их участием эффективных  институтов инновационного развития, располагающих новыми научными  знаниями;

 

12) расширение участия  вузов в научных исследованиях  и разработках, содействие коммерциализации  получаемых ими результатов научной  и научнотехнической деятельности;

 

13) разработка и реализация  государственной программы фундаментальных  и поисковых научных исследований  в области обеспечения обороны  и безопасности с финансированием  ее мероприятий, в том числе  посредством бюджетных грантов;

Сейчас идет разработка очень тесно  связанных между собой государственных  программ («Экономическое развитие и  инновационная экономика» и «Развитие  науки и технологий»), которые  станут ключевыми инструментами  реализации Стратегии инновационного развития и Основ политики в области  науки и техники.

Реализация Стратегии должна привести к повышению уровня инновационной  активности российских предприятий, формированию у граждан необходимых для  инновационной экономики компетенций, способствовать росту эффективности  научных исследований, обеспечить переход  на качественно новый уровень  системы госуправления в инновационной  сфере.

Стратегия призвана ответить на стоящие  перед Россией вызовы и угрозы в сфере инновационного развития, определить цели, приоритеты и инструменты  государственной инновационной  политики. Вместе с тем Стратегия  задает долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности, а также ориентиры финансирования сектора фундаментальной и прикладной науки и поддержки коммерциализации разработок.

Основными задачами Стратегии являются:

  • развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
  • повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
  • максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
  • формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
  • обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
  • активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
  • Решение задачи развития кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций включает в себя осуществление следующих мероприятий:
  • создание эффективных материальных и моральных стимулов для притока наиболее квалифицированных специалистов, активных предпринимателей, творческой молодежи в сектора экономики, определяющие ее инновационное развитие, а также в обеспечивающие это развитие образование и науку;
  • повышение восприимчивости населения к инновациям - инновационным продуктам и технологиям;
  • увеличение численности инновационных предпринимателей;
  • создание в обществе атмосферы терпимости к риску;
  • пропаганда инновационного предпринимательства и научно-технической деятельности;
  • адаптация системы образования с целью формирования у населения с детства необходимых для инновационного общества и инновационной экономики знаний, компетенций, навыков и моделей поведения, а также формирование системы непрерывного образования.

3.Экономическая и социальная эффективность НТП

На современном этапе  и в будущем вряд ли можно найти  такой фактор, который бы так сильно влиял на производство, экономику  и социальные процессы в обществе, каким является ускорение НТП.

В общем плане ускорения  НТП создает несколько видов  эффектов: экономический, ресурсный, технический, социальный.

Экономический эффект - это, по сути, рост производительности труда  и снижение трудоемкости, снижение материалоемкости и себестоимости  продукции, рост прибыли и рентабельности.

Ресурсный эффект - это высвобождение  ресурсов на предприятии: материальных, трудовых и финансовых.

Технический эффект - это  появление новой техники и  технологии, открытий, изобретений  и рационализаторских предложений, ноу-хау и других нововведений.

Социальный эффект - это  повышение материального и культурного  уровня жизни граждан, более полное удовлетворение их потребностей в товарах  и услуг, улучшение условий и  техники безопасности труда, снижение доли тяжелого ручного труда и  др.

Эти эффекты могут быть достигнуты только в том случае, если государство будет создавать  необходимые условия для ускорения  НТП и управлять современной  НТР в нужном для общества направлении. Иначе могут возникнуть отрицательные социальные последствия для общества в виде загрязнения окружающей среды, вымирания животного мира в реках и озерах и др.

Заключение

Потребности инновационного развития – далеко не единственная причина необходимости срочных и эффективных усилий по государственной поддержке современной науки. У каждой страны существуют свои сугубо национальные проблемы. Причем поддержание исследовательской активности в этих областях необходимо для государства независимо от уровня национальной науки на международной арене и ее вклада в мировую науку. В первую очередь это относится к таким важнейшим для суверенного государства областям, как оборона, поддержка собственных наукоемких технологий, национальное сельское хозяйство, оптимизация национальной экономики, социальной сферы и многих других отраслей. Без опоры на национальную науку в этих областях государство не может претендовать на сколько-нибудь независимую роль на мировой арене.

При переходе на путь инновационного развития существенно  повышается роль государства.  Оно издает соответствующие законы,  устанавливает или отменяет финансовые льготы, –  словом,  диктует собственнику правила игры в интересах всего народа и будущих поколений.  Кроме того,  при поддержке государства развивается фундаментальная и отраслевая наука,  создаются новые технологии и материалы - это сегодня является мировой практикой.  Но в нашей стране факты говорят об обратном положении дел.

Переход отечественной экономики  к инновационной модели развития требует огромных, продуманных и  планомерных, а, главное, рассчитанных на многие годы усилий самого государства, и должна рассматриваться как  приоритетная, долговременная задача государственного управления.

 Отставая в развитии многих областей науки, в сфере инноваций Россия не должна стремиться копировать и догонять соперников именно в тех областях, где они уже далеко ушли вперед, повторяя все их увлечения и даже ошибки. Гораздо перспективнее используя в этих областях (копируя, покупая) технологические достижения других, искать те принципиально новые точки роста, в которых можно вырваться в лидеры.

 


Информация о работе Роль государства в стимулировании инновационного развития